88-8908/2022
2-2859/2021
25RS0010-01-2021-004383-37
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
08 декабря 2022 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Соловьевой О.В.,
судей Наконечной Е.В., Панфиловой Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Находка Приморского края в защиту интересов Тормашева ФИО6 к администрации Находкинского городского округа Приморского края, Правительству Приморского края о возложении обязанности профинансировать расходы и предоставить жилое помещение
по кассационной жалобе Правительства Приморского края на решение Находкинского городского суда Приморского края от 08 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 16 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Наконечной Е.В., выслушав заключение прокурора Нишоновой Ф.А., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Находка Приморского края обратился в суд с названным иском, указав, что Тормашев И.С., ДД.ММ.ГГГГ.р., относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Собственного жилья не имеет. На основании распоряжения Управления опеки и попечительства администрации Находкинского городского округа от 01.04.2020 он включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья специализированного жилищного фонда на территории Находкинского городского округа Приморского края, однако, до настоящего времени таким жильем не обеспечен.
В своих исковых требованиях прокурор просил суд обязать Правительство Приморского края профинансировать расходы администрации Находкинского городского округа на приобретение Тормашеву И.С. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам в пределах Находкинского городского округа, не менее установленной на территории Находкинского городского округа нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в течение 1-го месяца с даты вступления решения в законную силу, а также обязать администрацию Находкинского городского округа приобрести Тормашеву И.С. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам в пределах Находкинского городского округа, не менее установленной на территории Находкинского городского нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в течение 2-х месяцев с даты поступления денежных средств.
Решением Находкинского городского суда Приморского края от 08 декабря 2021 года исковые требования прокурора г.Находка в защиту интересов Тормашева И.С. удовлетворены.
На Правительство Приморского края возложена обязанность профинансировать расходы администрации Находкинского городского округа на приобретение Тормашеву И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам в пределах Находкинского городского округа Приморского края, не менее установленной на территории Находкинского городского округа Приморского края нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
На администрацию Находкинского городского округа возложена обязанность приобрести Тормашеву И.С. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам в пределах Находкинского городского округа Приморского края, не менее установленной на территории Находкинского городского округа Приморского края нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в течение 4-х месяцев с даты поступления денежных средств.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 16 мая 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Правительства Приморского края - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Правительства Приморского края ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу постановлений суда первой и апелляционной инстанции, как не соответствующих нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В письменных возражениях прокурор и администрация Находкинского городского округа просят оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор Нишонова Ф.А. полагала кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Остальные участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает предусмотренных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений судами не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Отношения по реализации права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Приморского края, на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с вышеназванным Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ регулируются Законом Приморского края от 24.12.2018 № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края».
Также с 01.01.2019 вступил в силу Закон Приморского края от 06.12.2018 № 412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, установив на основании исследованных доказательств, что Тормашев И.С. относится к лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включен на основании распоряжения Управления опеки и попечительства администрации Находкинского городского округа от 01.04.2020 №224-р в Сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, однако, по достижении совершеннолетия и до настоящего времени необходимым жильем не обеспечен, пришел к выводу о том, что требования прокурора о предоставлении Тормашеву И.С. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, являются обоснованными.
При этом суд указал, что в силу действующего правового регулирования финансовое обеспечение государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления, в том числе по формированию специализированного жилищного фонда, предназначенного для лиц указанной категории, включенных в список, а также по принятию решения о предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, по заключению договоров найма, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований Приморского края из краевого бюджета, в связи с чем требования прокурора о понуждении Правительства Приморского края к выполнению обязанности по обеспечению финансирования названных полномочий также признал обоснованными.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими суждениями и приведенным в решении правовым обоснованием.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.
Ссылки в кассационной жалобе Правительства Приморского края на то, что жилое помещение не приобретается непосредственно ребенку-сироте, равно как и не приобретается сразу жилое помещение специализированного жилищного фонда, а приобретается в целях обеспечения сирот жилым помещением и для этого включается в муниципальный специализированный жилищный фонд в установленном порядке и предоставляется в случае, если ребенок-сирота согласен на его предоставление, не свидетельствуют о неправильном рассмотрении спора, так как обязывая Правительство Приморского края обеспечить финансирование государственных полномочий, которыми наделено муниципальное образование по принятию решения о предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, по заключению договоров найма, суд первой инстанции, с выводами которого согласился краевой суд, обоснованно исходил из того, что реализация указанных полномочий в силу действующего правового регулирования осуществляется за счет субвенций, выделенных из краевого бюджета (статья 7 Закона Приморского края от 06.12.2018 №412-КЗ).
При рассмотрении дела суды верно учли, что полномочия органа местного самоуправления по обеспечению истца жилым помещением могут быть реализованы органом местного самоуправления исключительно при наличии достаточного финансирования из краевого бюджета вне зависимости от способа исполнения возложенной законом обязанности (приобретение, строительство жилого помещения, осуществление капитального ремонта (реконструкции), текущего ремонта имеющихся в муниципальном жилом фонде жилых помещений).
При рассмотрении дела нарушений норм материального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.
Оснований для отмены постановленных судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Находкинского городского суда Приморского края от 08 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 16 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: