Решение по делу № 3а-494/2021 от 23.08.2021

Дело № 3а-494/2021

25OS0000-01 -2021 -000727-17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2021 года г.Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Внуковой О.Н.,

при секретаре Перебейносове М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шер А.Г. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, ^ Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо - администрация города Владивостока, об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

установил:

Шер А.Г. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, указав, что ему на праве аренды принадлежит земельный участок, с кадастровым номером , общей площадью 780 кв.м., расположенный по адресу: край Приморский, <адрес>, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: для строительства и дальнейшей эксплуатации станции автосервиса в сборно-разборных конструкциях.

Актом об утверждении кадастровой стоимости № 87-п от 15.10.2020 определена кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2020 г. в размере 4 338 415,28 рублей, которая значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете №53/ЗУ/2021 от 26.06.2021, выполненном оценщиком ООО «ОЦЕНКА-ПАРТНЕР».

Несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 2461980,72 рубля по состоянию на 01 января 2020 года.

В судебное заседание административный истец, его представитель своевременно и надлежаще извещённые о времени и месте судебного заседания, не явились.


От представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по- Приморскому краю поступило ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя Управления.

В судебное заседание представитель административного ответчика - министерства имущественных и земельных отношений Приморского края не явился, представил письменный отзыв, согласно которого исковые требования административного истца не признала по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве. Полагает, что государственная кадастровая оценка спорного объекта недвижимости проведена в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения. Результаты определения кадастровой стоимости были утверждены постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 15.10.2020 года № 87-п, который ни кем не обжалован. В этой связи, отсутствуют основания для удовлетворения административного иска.

От представителя заинтересованного лица -администрации города Владивостока поступил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором он просит рассмотреть дело в его отсутствие, при этом полагает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку представленный истцом отчет не соответствует требованиям, предъявляемым к нему действующим законодательством и не может служить достоверным доказательством ( отзыв прилагается).

Представители иных административных ответчиков, своевременно и надлежаще извещённые о времени и месте судебного заседания, не явились. Возражений относительно заявленных требований не поступало. Ходатайств и заявлений не поступало, о причинах неявки суд не располагает.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Из содержания пунктов 4 и 12 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что размер арендной платы определяется договором аренды и является существенным условием договора аренды земельного участка.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации

для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности, что также следует из абзацев 1 и 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Судом установлено, что административному истцу Шер А.Г. на основании Соглашения о передаче прав и обязанностей от 24.10.2012 года, по договору аренды земельного участка от 06.04.2004 г. заключенного между Шер А.Г. и ООО «...», принадлежит земельный участок, с кадастровым номером , общей площадью 780 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав сделана запись 12.11.2012 .

Согласно приложению №2 к договору аренды, размер арендных платежей определяется путём умножения величины кадастровой стоимости земельного участка на коэффициент ставки арендной платы.

В отношении названного земельного участка установлена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2020 года, в размере 4338415,28 рублей (выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 05.03.2021 г. № КУВИ-).

Административный истец, являющийся арендатором спорного земельного участка, применительно к правилам ст. ст. 388 - 389 НК РФ является плательщиком земельного налога, налоговая база для уплаты которого в силу положений ст. 390 НК РФ определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названного земельного участка влияют на права и обязанности административного иртца, как плательщика налога.

В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной

стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ).

Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, административный истец обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность по доказыванию размера действительной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости возложена законом на административного истца (ч.5 ста. 247, п.2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ, пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости». Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Согласно абзацам 22 и 24 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, части 2 статьи 246 КАС РФ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта оценки, а также могут прилагаться иные документы.

Административный истец, оспаривая установленную в результате проведения государственной кадастровой оценки кадастровую стоимость, предоставил Отчёт №53/ЗУ/2021 от 26.06.2021, выполненный оценщиком ООО «ОЦЕНКА-ПАРТНЕР», из которого следует, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 2461980,72 рублей.

Суд, оценивая представленный отчет, приходит к выводу о том, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Отчёт соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных статьёй 84 КАС РФ.

Оценка рыночной стоимости земельного участка произведена оценщиком имеющим необходимое образование, специальность, стаж работы в области оценочной деятельности. Оценщиком составлено описание объекта оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемых земельных участков, в частности, их площади, видов разрешенного использования; другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на их стоимость. В отчёте подробно описан процесс оценки объекта недвижимости. В отчёте содержатся ссылки на источники используемой информации, копии материалов и распечаток, таблицы, описания расчетов, сами расчеты и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта недвижимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета его уникальных характеристик. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанных объектов, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель заинтересованного лица -администрации г. Владивостока указал на несоответствие названного отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости требованиям федерального законодательства в области оценочной деятельности.

Вместе с тем, доводы представителя администрации г. Владивостока признаются несостоятельными, поскольку каких-либо убедительных доводов и объективных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности Отчета и определенной в нем величины рыночной стоимости арендованного истцом объекта недвижимости, суду представлено не было.

Доказательств, подтверждающих иную рыночную стоимость земельного участка (отличную от указанной административным истцом), суду не представлялось, ходатайств о назначении судебной оценочной экспертизы, со стороны административных ответчиков и заинтересованного лица, суду не заявлялось.

Таким образом, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что Отчет о рыночной стоимости оцениваемого объекта представленный административным истцом, в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, является допустимым доказательством, сомневаться в достоверности которого у суда оснований не имеется.

Исходя из правил распределения бремени доказывания, учитывая, что административным истцом возложенная на него обязанность по представлению доказательств рыночной стоимости объектов недвижимости выполнена, а административными ответчиками и заинтересованным лицом не доказано, что представленный административным истцом отчет имеет недостатки, которые могли повлиять на. результаты итоговой величины оцениваемых объектов недвижимости, принимая во внимание, что данных об иной рыночной стоимости объекта, которые действительно могли бы поставить под сомнение достоверность отчета, отсутствуют, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлялось, суд приходит к выводу о том, что итоговая величина рыночной стоимости земельного участка подлежит признанию достоверной для установления кадастровой стоимости на основании представленного административным истцом отчета.

С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:030011:0036 должна быть установлена в размере, определенном в Отчете, а

именно в размере 2461980,72 рублей.

В силу разъяснений, приведенных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости считать 23 августа 2021 года.

Руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Шер А.Г. об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 678 кв.м., расположенный по адресу: край Приморский, <адрес>, категория земель: Земли населённых пунктов, разрешенное использование: для строительства и дальнейшей эксплуатации станции автосервиса в сборно-разборных конструкциях, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2020 года, в размере 2461980,72 рублей.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 23 августа 2021 года.

\

\


Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.


Судья О.Н. Внукова



3а-494/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Шер Александр Геннадьевич
Ответчики
Управление Росреестра по ПК
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Внукова Ольга Николаевна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
23.08.2021Регистрация административного искового заявления
23.08.2021Передача материалов судье
25.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
25.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2021Подготовка дела (собеседование)
27.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.09.2021Судебное заседание
27.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее