Дело №2-1814\2015 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2015 года г. Клин, Московской области
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кореневой Н.Ф.,
с участием помощника Клинского городского прокурора Клоковой И.П.,
при секретаре Афанасьевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сизова Е. В. к Сизовой Н. С., 3-е лицо Отдел УФМС России по Московской области по Клинскиому муниципальному району, о прекращении права пользования жилым помещением, о снятии с регистрационного учета и о выселении,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышепоименованным иском, указав следующие доводы в его обоснование.
Сизов Е.В. является собственником /доля/ жилого дома с надворными постройками, расположенного по /адрес/, имеется свидетельство о государственной регистрации права.
В указанном доме зарегистрированы Сизов Е.В., Сизов А.Е., Сизов А.Е. и Сизова Н.С., бывшая жена истца, ответчица по делу. Истец указывает, что брак между ним и ответчицей расторгнут в судебном порядке в 2011году. Совместное проживание бывших супругов в одном доме стало невозможным, происходят постоянные скандалы.
Сизов Е.В. указывает, что Сизова Н.С. перестала быть членом семьи собственника данного жилого дома после расторжения брака, семейные отношения прекратились. Договорных обязательств между сторонами по делу не существует. Жилой дом нужен ему для личных нужд. Регистрация ответчицы в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме существенным образом ограничивает его права владения, пользования и распоряжения жилым помещением. Соглашения о порядке пользования жилым помещением между ним, как собственником жилого помещения, и Сизовой Н.С., не было. У ответчицы в собственности есть другое жилое помещение в /адрес/.
Ссылаясь на нормы действующего жилищного законодательства, на обстоятельства, указанные в заявлении, истец просит прекратить право пользования Сизовой Н. С. жилым помещением - /доля/ жилого дома, расположенного по /адрес/, и снять ее с регистрационного учета.
В судебном заседании истец поддержал свои требования по основаниям, указанным в заявлении, просил иск удовлетворить, ссылаясь на представленные документы
Сизова Н.С. и ее представитель, Жилкин Н.С., с иском не согласились, представили письменные возражения по иску, считают, что нет оснований для удовлетворения иска. У ответчицы нет другого жилого помещения, она проживает в данном доме более двадцати лет, никому не чинит препятствий в пользовании домом, несет расходы по его содержанию.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, с учетом представленных сторонами доказательств, оценив представленные доказательства в совокупности на основании ст.67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, с учетом заключения прокурора, полагавшего, что иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от /дата/ Сизов Е. В. является собственником /доля/ в праве общей долевой собственности на жилой дом с надворными постройками, расположенный по /адрес/
Согласно свидетельству о расторжении брака, брак между Сизовым Е. В. и Сизовой Н. С. расторгнут в судебном порядке, прекращен /дата/
Согласно справке Администрации городского поселения Высоковск, домовладение № (/часть/) в /адрес/, принадлежит Сизову Е. В.. В данной части домовладения зарегистрированы: Сизов Е. В., Сизова Н. С., Сизов А. Е., Сизов А. Е.
Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, жилой дом, находящийся по /адрес/, принадлежит на праве общей долевой собственности Акимову О.В., Акимову С.В., Акимову И.Н.
Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, за Сизовой Н.С. не зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество
В силу ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается одновременно с прекращением права собственности на данное жилое помещение этого собственника.
Пунктом 4 статьи 31 ЖК РФ, установлено, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Пункт 4 статьи 31 ЖК РФ предусматривает, если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции РФ «каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища».
Согласно п.13 постановления Пленума ВФ РФ от 31.10.1995 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, втекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно, передвигаться, выбирает место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч.1ст.27,ч.1 ст.40).
Справка администрации г. Высоковск, Клинского района, подтверждает факт регистрации ответчицы по указанному адресу, с 1985года, где Сизова Н.С. проживает до настоящего времени, была вселена, в свое время, в связи со вступлением в брак с истцом.
Анализируя представленные суду доказательства, а также объяснения сторон по делу, показания свидетелей, суд считает, что Сизова Н.С. перестала быть членами семьи Сизова Е.В., истца по делу, после расторжения брака. Какого-либо соглашения о сохранении за ответчицей права пользования домом между сторонами достигнуто не было.
Суд не находит оснований для сохранения за ответчицей права пользования жилым помещением, находящимся по /адрес/. Между тем Сизова Н.С. и ее представитель в суде требования, предусмотренные ст.31 ЖК РФ о сохранении права пользования жилым помещением, не заявляли, что не лишает ее права обратиться в суд с соответствующими требованиями.
Принимая такое решение, суд исходит из следующих обстоятельств.
Согласно ч.4 ст.31 ЖК РФ « в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также, если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда».
Сизова Н.С. перестала быть членом семьи Сизова Е.В., несмотря на то, что проживает в доме, который достался ему по наследству.
Ответчицей не предоставлено доказательств, имеющих юридическое значение, которые могут послужить основанием для сохранения за ней права пользования спорным помещением. Суду не было представлено никаких допустимых доказательств, кроме справки с пенсионного фонда, что она не может обеспечить себя другим жилым помещением. Удовлетворение иска Сизова Е.В. никоим образом не повлечет нарушения прав и законных интересов ответчицы.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании ч. 1, 2 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ «собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения».
С момента расторжения брака, ответчица перестала быть членом семьи собственника доли дома Сизова В.Е.. Соглашения о порядке пользования жилым помещением между собственником жилого помещения и ответчицей заключено не было.
Ссылка ответчицы и ее представителя на ст.127 ЖК РСФСР несостоятельна и не может быть применена в данном случае. Статья 127 ЖК РСФСР гласит о том, что граждане, имеющие в личной собственности жилой дом (часть дома) пользуются им для личного проживания и проживания членов их семьи. Они вправе вселять в дом других граждан, а также сдавать в наем на условиях и в порядке, устанавливаемом з действующим законодательством. Члены семьи собственника жилого дома проживающие совместно с ним, вправе пользоваться с ним помещениями в доме, если при их вселении не было оговорено иное. Право пользования помещением сохраняется за этими лицами и в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого дома.
Ст. 5 Федерального Закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. К отношениям, возникшим до введения в действие нового акта жилищного законодательства, применяются нормативные акт, ранее регулировавшие эти отношения, то есть нормы ЖК РСФСР.
Согласно ст. 6 ЖК РФ в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения в его действие.
В период регистрации ответчицы, ее вселения и проживания на спорной жилой площади, отношения регулировались ЖК РСФСР. Однако в настоящее время возникшие правоотношения регулируются нормами ЖК РФ.
Сизов Е.В. стал собственником указанной доли дома в порядке наследования по закону (л.д.11), чего стороны не оспаривали, а согласно ч.4 ст.1152 ГК РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства, независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Как следует из свидетельства о государственной регистрации права, свидетельство о праве на наследство было выдано в 1984году. Таким образом, данное имущество принадлежит только Сизову В.Е., на основании ч.1 ст.36 СК РФ, оно также не является совместным имуществом супругов.
Суд полагает, что к правоотношениям, в 2015году не могут быть применены правоотношения, действующие в 1985году. ЖК РСФР прекратил свое действия с принятием Жилищного кодекса РФ, который действует с 2005года. Доводы о том, что Сизова Н.С. в доме произвела существенные улучшения, ничем документально не подтверждены. Свидетельские показания, на основании ст. 60,61 ГПК РФ не могут быть приняты, и это не имеет отношения к жилищному спору, т.к. касается других правоотношений, раздела имущества, нажитого в период брака или вложений, которые значительно увеличили стоимость этого имущества, т.е. улучшение жилого дома в период брака, за счет совместного имущества супругов. Однако между сторонами уже был произведен раздел имущества, дом в раздел не вошел. Сизов В.Е. должен выплатить Сизовой Н.С. денежную компенсацию, но тот факт, что истец должен по судебному решению выплатить ответчице денежные средства также не относится к жилищным правоотношениям.
Прописка также не имеет существенного значения, т.к. после принятия Конституционным Судом РФ постановления от 25 апреля 1995 года №3-П «По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой» признан уведомительный характер процедуры регистрации гражданина по месту жительства, наличие или отсутствие которой не может являться фактом, свидетельствующим о приобретении или утрате гражданином права на жилое помещение. Процедура регистрации является административным актом, не влекущим за собой возникновение права на жилище
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" « По общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.(п.13)
Суд находит доводы истца убедительными и заслуживающими внимания, они являются законными и обоснованными, а потому иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) защита жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Суд полагает, что имеются все правовые основания для прекращения за ответчицей права пользования жилым домом, что будет являться бесспорным основанием для снятия Сизовой Н.С. с регистрационного учета.
Суд также отмечает, что в соответствии с подп. е п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года №713 снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета на основании вступившего в законную силу решения суда.
При таких обстоятельствах, согласно подп. е п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации ответчицы Крюкова Т.Н. и Янчук И.С. подлежат снятию с регистрационного учета.
В судебном заседании истец не ставил вопрос о взыскания с ответчиков понесенных им судебных расходов, поэтому, в соответствии с принципом диспозитивности гражданского процесса, суд не входит в обсуждение данного вопроса.
Руководствуясь ст.ст.194,197- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Прекратить право пользования Сизовой Н. С. жилым помещением - /доля/ жилого дома, расположенного по /адрес/.
Решение суда является основанием для снятия Сизовой Н. С. с регистрационного учета по /адрес/.
Выселить Сизову Н. С. из жилого помещения - из /доля/ жилого дома, расположенного по /адрес/.
Решение может быть обжаловано сторонами в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено /дата/.
Судья /подпись/ Н.Ф. Коренева