Дело № 92RS0003-01-2020-000353-40
Производство №2-673/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2020 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Котешко Л.Л.,
помощник судьи – Егорова А.С.
с участием представителя истца – Уманского Д.В.,
представителя ответчика Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) – Мелешкина О.В., Дыбова С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Кисничана Александра Макаровича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное), об обжаловании противоправных действий должностных лиц и возложение обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Кисничан А.М. обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконными действия ответчика, связанные с отказом в перерасчете и выплате пенсии истцу в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.07.2014 № 208-ФЗ как инвалиду второй группы вследствие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в период с 01.01.2015 по настоящее время. Также просит обязать ответчика осуществить перерасчет и выплату пенсии в соответствии с вышеназванным законом как инвалиду второй группы вследствие ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС, в период с 01.01.2015 по настоящее время.
Исковые требования мотивированы тем, что истец на момент принятия Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации, в том числе и по состоянию на 18.03.2014, постоянно проживал в г.Севастополе и являлся получателем пенсии в соответствии с законодательством Украины. Факт проживания истца установлен вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Севастополя от 04.02.2015. Как полагает истец, он является получателем пенсии на основании Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в то время как пенсия истца должна быть пересчитана и назначена в соответствии с нормами Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.07.2014 № 208-ФЗ, действующего с 01.01.2015. Кисничан А.М. 08.11.2019 обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии в соответствии с ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 27.07.2014 №208-ФЗ и ее выплате за период с 01.01.2015 по настоящее время. Решением ответчика от 05.11.2019 №К-2280-11 истцу отказано в полном перерасчете и выплате пенсии. С указанным решением Кисничан А.М. не согласен, считает его необоснованным и незаконным.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в иске, просил удовлетворить. Пояснил суду, что истец имеет право на получение пенсии в соответствии с Федеральным законом №208-ФЗ, поскольку последний постоянно проживал в городе Севастополе, в том числе и на 18.03.2014. Также считает, что с названным законом неразрывно должен применяться Указ Президента от 31.03.2014 №192. Таким образом, размер пенсии в 9 000 грн., получаемой истцом при Украине, после ее перерасчета должен составлять более 70 000 руб.
Представители ответчиков в судебном заседании возражали против удовлетворения иска в полном объеме. Пояснили суду, что истец был признан инвалидом и его пенсионное обеспечение осуществлялось Украиной. После перехода в Российскую Федерацию пенсия истца была переведена из гривны в рубли. Кроме того, истец с заявлением о перерасчете пенсии в Управление не обращался, его трудовая деятельность окончена в 1995 году, в связи с чем, положения ФЗ №208 к истцу не применяются.
Истец и представитель истца Федорченко А.А. в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили.
Согласно ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не предоставлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными.
Суд, выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В соответствии со ст. 6 и ст. 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 01.01.2015 г. действовал переходный период, в течение которого урегулировались вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Статья 1 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города Севастополя.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 2 Федерального Закона Российской Федерации N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При обращении граждан; указанных в ч. 1 ст. 1 настоящего ФЗ, за назначением пенсии и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату.
Принятие ФЗ N 208-ФЗ от 21 июля 2014 года было обусловлено особыми обстоятельствами образованием в составе Российской Федерации новых субъектов в соответствии с подписанным 18 марта 2014 года международным Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов и необходимостью исполнения в связи с этим обязательств, принятых на себя Российской Федерацией и Республикой Крым, в части интеграции новых субъектов Российской Федерации в переходный период до 01 января 2015 года в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, путем урегулирования отношений, касающихся социальной защиты в целях обеспечения признания прав на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, проживающих на данной. территории и приобретших гражданство в силу указанного международного Договора, наравне с правами иных ее граждан.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 208-ФЗ, если при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствие с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсии на территориях Республики Крым и г. Севастополя" (далее - Указ N 192) пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается. Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан заявлений о перерасчете пенсий. В случае если при перерасчете размера пенсии гражданину в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигает размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере.
Таким образом, Законом N 208-ФЗ предусмотрена гарантия сохранения с 01.01.2015 года размера пенсионных выплат, установленных на 31.12.2014, если размер указанных выплат превышает размер пенсионных выплат исчисленных по нормам российского законодательства (за исключением сумм выплат, установленных в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации).
Кроме того, согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих не территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, являвшимся получателями пенсии на 31 декабря 2014 года, при исчислении размера страховой пенсии может быть учтен среднемесячный заработок за 2000 - 2001 годы либо среднемесячный заработок за любые периоды работы и (или) иной деятельности до 1 января 2002 года, из которого исчислена пенсия на указанную дату, на основании документов выплатного дела
В соответствии с частью 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
При рассмотрении гражданского дела №2-2032/2018 по исковому заявлению Кисничана А.М. к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) о перерасчете пенсии было установлено следующее.
Кисничану А.М. органами Пенсионного фонда Украины с 26.11.1991 была назначена и фактически выплачивалась до 31.07.2014 пенсия по инвалидности 2 группы вследствие заболевания, связанного с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, по законодательству Украины в размере 9 490 грн.
С 01.08.2014 пенсионное дело Кисничана А.М. было постановлено на учет в органы Пенсионного фонда города Севастополя в связи с его переездом из <адрес> Украины.
С 01.01.2015 Управлением ПФ проведен перерасчет пенсии Кисничана А.М. в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом норм Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», размер которой составил 4 927,72 руб., в том числе 3 935,00 руб. – фиксированная выплата к страховой пенсии по старости, вследствие чего выплата пенсии Кисничану А.М. с 01.01.2015 была продолжена в сохраненном, более высоком размере – 36 062,00 руб., в соответствии с положениями пункта 4 статьи 4 Федерального закона №208-ФЗ от 21 июля 2014 года «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
С 01.06.2015 согласно заявлению Кисничан А.М. от 06.04.2015 была прекращена выплата дополнительной пенсии как инвалиду 2 группы за вред, причиненный здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с назначением ежемесячной компенсации в возмещение указанного вреда в органах социальной защиты населения. При этом пенсия, выплачиваемая в сохраненном размере, составила 34 619,52 руб.
По результатам рассмотрения вышеназванного гражданского дела Кисничану А.М. отказано в удовлетворении требований о перерасчете пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №192 от 31.03.2014 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателем пенсий на территориях Республики Крым и города Севастополя».
Решение Ленинского районного суда города Севастополя 05 октября 2018 года вступило в законную силу 04 февраля 2019 года. Следовательно, в соответствии с частью 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные данным решением, являются обязательными для суда при рассмотрении настоящего дела.
Из ответа УПФР в г. Севастополе (межрайонное) на обращение истца за исх. №К-2280-11 от 05.11.2019 следует, что с 01.01.2015 проведен перерасчет досрочной пенсии истца по старости в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальное защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы ан Чернобыльской АЭС» и с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». По результатам перерасчета размер пенсии на 01.01.2015 составил 4 929 руб., с 01.01.2019 размер пенсии Кисничана А.М. составляет 6 687,02 руб. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан и города федерального значения Севастополя» истцу с 01.01.2015 выплачивается страховая пенсия в сохраненном по состоянию на 31.12.2014, размере 34 619,52 руб. Дополнительно к пенсии истцу, как инвалиду 2 группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭ, выплачивается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), с 01.02.2019 в общей сумме 4 281,82 руб.
Таким образом, при сохранении истцу пенсии в более высоком размере, исходя из размера выплат, установленных пенсионными органами Украины, ответчиком были в полной мере реализованы положения Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан и города федерального значения Севастополя». Также суд обращает внимание, что размер выплат, установленных пенсионными органами Украины до марта 2014 года, истцом не оспаривался.
Поскольку истцом прекращена трудовая деятельность в 1995 году и данное обстоятельство в ходе судебного разбирательства сторонами не оспаривалось, суд также не находит оснований для перерасчета пенсии с применением положений Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечении граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 указанной статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Таким образом, согласно приведенным правовым нормам, перерасчет пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы.
Между тем, материалы дела не содержат сведений об обращении истца с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости. Без обращения пенсионера с соответствующим заявлением перерасчет его пенсии в сторону увеличения осуществлен быть не может.
Доводы истца о том, что расчет пенсии произведен ответчиком неверно суд считает несостоятельными, поскольку пенсия истцу назначена в соответствии с действующими нормами Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Кисничана Александра Макаровича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное), об обжаловании противоправных действий должностных лиц и возложение обязанности совершить определенные действия – отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд города Севастополя.
Мотивированное решение изготовлено 13.03.2020.
Председательствующий –