Решение по делу № 33-514/2023 от 19.05.2023

Председательствующий – Иркитов Е.В. Дело № 33-514/2023

Номер дела в суде первой инстанции № 2-165/2023

УИД 02RS0004-01-2022-002034-39

Номер строки в статистическом отчете 2.211

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 июня 2023 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Имансакиповой А.О.,

судей – Шнайдер О.А., Плотниковой М.В.,

при секретаре – Казаниной Т.А.,

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело № 33-514/2023 по апелляционной жалобе представителя по доверенности администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» Саватаева Валерия Андреевича на решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от 17 марта 2023 года по гражданскому делу № 2-165/2023 по исковому заявлению прокурора Онгудайского района Республики Алтай к администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» о возложении обязанности к совершению действий, которым

исковые требования прокурора Онгудайского района Республики Алтай удовлетворены.

Обязать администрацию муниципального образования «Онгудайский район» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда:

1. обеспечить подготовку необходимой для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности документации в отношении следующих объектов недвижимого имущества:

- водонапорная башня б/н (88), <адрес>;

- скважина с разводящей сетью № Г28/82 <адрес>, протяженностью 1,092 км;

- водонапорная башня и скважина с разводящей сетью № ГЗ/05 <адрес>, протяженностью 0,650 км;

- скважина с разводящей сетью № Г23/09, <адрес>, протяженностью 6,795 км;

- водонапорная башня и скважина с разводящей сетью № Г22/09, <адрес>, ул. <адрес> <адрес>, протяженностью 0,270 км;

- водонапорная башня с разводящей сетью № Г19/83, <адрес>, протяженностью 4,400 км;

- разводящая сеть № Г11/85 <адрес>, протяженностью 4,431 км;

- водонапорная башня с разводящей сетью № Г1/10 <адрес>, протяженностью 4,076 км;

- водонапорная башня с разводящей сетью № Г6/94 <адрес>, протяженностью 2,460 км;

- разводящая сеть № Г4/75 <адрес>, протяженностью 2.815 км;

- разводящая сеть № Г19/88 <адрес>, протяженностью 2.815 км;

- разводящая сеть № Г6/85 <адрес>, протяженностью 0,080 км;

- разводящая сеть № Г4/01 <адрес>, протяженностью 3,009 км;

- водонапорная башня и скважина без разводящей сети № Г5/85 <адрес>;

- скважина без разводящей сети б/н (79) <адрес> <адрес>;

- водонапорная башня и скважина с разводящей сетью № Г17/09 <адрес>, протяженностью 4,287 км;

- водонапорная башня и скважина с разводящей сетью № Г10/16 <адрес>, протяженностью 10,700 км;

- скважина без разводящей сети № Г31/77, <адрес>;

- скважина без разводящей сети № Г8/03 <адрес>;

2. обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет и регистрации права собственности на вышеуказанные скважины и водонапорные сети в качестве объектов недвижимого имущества.

Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Онгудайского района Республики Алтай обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, позже в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с уточненным исковым заявлением к администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» о возложении обязанности на администрацию района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» обеспечить подготовку необходимой для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности документации в отношении недвижимого имущества и о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет и регистрации права собственности на скважины и водонапорные башни в качестве объектов недвижимого имущества.

Требования мотивированы тем, что Прокуратурой Онгудайского района Республики Алтай по результатам проверки соблюдения законодательства в сфере государственного и муниципального имущества выявлены нарушения в деятельности администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район». Установлено, что администрацией района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» в нарушение требований ч. 3 ст. 1 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации не зарегистрировано право собственности на объекты недвижимого имущества в сфере водоснабжения - водонапорную башню б/н (88), <адрес>; скважину с разводящей сетью № Г28/82 <адрес>, протяженностью 1,092 км; водонапорную башню и скважину с разводящей сетью № ГЗ/05 <адрес>, протяженностью 0,650 км; скважину с разводящей сетью № Г23/09, <адрес>, протяженностью 6,795 км; водонапорную башню и скважину с разводящей сетью № Г22/09, <адрес>, ул. <адрес>, протяженностью 0,270 км; водонапорную башню с разводящей сетью № Г19/83, <адрес>, протяженностью 4,400 км; разводящую сеть № Г11/85 <адрес>, протяженностью 4,431 км; водонапорную башню с разводящей сетью № Г1/10 <адрес>, протяженностью 4,076 км; водонапорную башню с разводящей сетью № Г6/94 <адрес>, протяженностью 2,460 км; разводящую сеть № Г4/75 <адрес>, протяженностью 2.815 км; разводящую сеть № Г19/88 <адрес>, протяженностью 2.815 км; разводящую сеть № Г6/85 <адрес>, протяженностью 0,080 км; разводящую сеть № Г4/01 <адрес>, протяженностью 3,009 км; водонапорную башню и скважину без разводящей сети № Г5/85 <адрес>; скважину без разводящей сети б/н (79) <адрес> <адрес>; водонапорную башню и скважину с разводящей сетью № Г17/09 <адрес>, протяженностью 4,287 км; водонапорную башню и скважину с разводящей сетью № Г10/16 <адрес>, протяженностью 10,700 км; скважину без разводящей сети № Г31/77, <адрес>; скважину без разводящей сети № Г8/03 <адрес>.

В настоящее время надлежащее содержание вышеуказанных скважин и сетей водоснабжения не обеспечено, что может привести к непринятию мер по проведению профилактических работ и устранению аварий на указанные объекты, полному разрушению сетей водоснабжения и возникновению неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки на территории <адрес>. Данные обстоятельства влекут нарушение прав неопределенного круга лиц – потребителей коммунальной услуги по водоснабжению, проживающих на территории Онгудайского района, по бесперебойному обеспечению холодной питьевой водой надлежащего качества в необходимых потребителю объемах. Отсутствие указанных мер по обеспечению надлежащего технического состояния водопроводных сетей не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций.

Решением Онгудайского районного суда Республики Алтай от <дата> исковое заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе представитель по доверенности администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» просит указанное решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что администрация района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» не уклоняется от исполнения обязанностей, на момент подачи искового заявления администрацией района были приняты все возможные меры, направленные на регистрацию права собственности объектов водоснабжения, подготовлена необходимая документация для постановки на кадастровый учет объектов водоснабжения, а именно технический план сооружения и выписка из реестра муниципального имущества, заключен договор подряда от <дата> на выполнение кадастровых работ. Вывод суда первой инстанции о том, что нарушение является длящимся считает необоснованным, поскольку с момента возникновения обязательства по регистрации права собственности на объекты водоснабжения, администрацией района зарегистрировано 53 объекта. Ввиду того, что проведение данных работ требует значительных финансовых затрат, а бюджет района сбалансирован, мероприятия по регистрации права собственности проводились по мере возможности, однако на сегодняшний день все объекты водоснабжения включены в план работы по проведению кадастровых работ согласно договору подряда от <дата>. Кроме того, законодательством Российской Федерации не установлен конкретный срок, в течение которого администрация района должна осуществить регистрацию права собственности на недвижимое имущество, следовательно, решение о принудительном возложении обязанности осуществить регистрацию права собственности в 6-месячный срок является незаконным. Обращает внимание, что из решения суда о принудительной регистрации права собственности не ясно, что именно нарушила администрация района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район».

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 8 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от <дата> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов отнесена организация водоснабжения населения, в том числе, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3).

Приказом Минэкономразвития России от <дата> утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, пунктом 3 которого установлено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

В соответствии с пунктом 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется, в том числе, на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

При рассмотрении дела судом установлено, что прокуратурой Онгудайского района Республики Алтай проведена проверка соблюдения требований законодательства о муниципальной собственности.

Как следует из материалов дела, в границах муниципального образования «Онгудайский район» Республики Алтай расположены следующие объекты недвижимого имущества водонапорная башня б/н (88), <адрес>; скважина с разводящей сетью № Г28/82 <адрес>, протяженностью 1,092 км; водонапорная башня и скважина с разводящей сетью № ГЗ/05 <адрес>, протяженностью 0,650 км; скважина с разводящей сетью № Г23/09, <адрес>, протяженностью 6,795 км; водонапорная башня и скважина с разводящей сетью № Г22/09, <адрес>, ул. <адрес>, протяженностью 0,270 км; водонапорная башня с разводящей сетью № Г19/83, <адрес>, протяженностью 4,400 км; разводящая сеть № Г11/85 <адрес>, протяженностью 4,431 км; водонапорная башня с разводящей сетью № Г1/10 <адрес>, протяженностью 4,076 км; водонапорная башня с разводящей сетью № Г6/94 <адрес>, протяженностью 2,460 км; разводящая сеть № Г4/75 <адрес>, протяженностью 2.815 км; разводящая сеть № Г19/88 <адрес>, протяженностью 2.815 км; разводящая сеть № Г6/85 <адрес>, протяженностью 0,080 км; разводящая сеть № Г4/01 <адрес>, протяженностью 3,009 км; водонапорная башня и скважина без разводящей сети № Г5/85 <адрес>; скважина без разводящей сети б/н (79) <адрес> <адрес>; водонапорная башня и скважина с разводящей сетью № Г17/09 <адрес>, протяженностью 4,287 км; водонапорная башня и скважина с разводящей сетью № Г10/16 <адрес>, протяженностью 10,700 км; скважина без разводящей сети № Г31/77, <адрес>; скважина без разводящей сети № Г8/03 <адрес>, которые представляют собой сооружения систем водоснабжения.

В соответствии со ст. 6 Устава муниципального образования «Онгудайский район» Республики Алтай (далее – Устав) от <дата> , органы местного самоуправления муниципального района на территории сельских поселений, входящих в состав муниципального района, решают следующие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ вопросов местного значения городского поселения, не отнесенных частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения, и не закрепленных за сельскими поселениями Законом Республики Алтай от <дата> -РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в <адрес>»: 1) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; 16) участие в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в выполнении комплексных кадастровых работ. В соответствии со ст. 45 того же акта к полномочиям администрации района (аймака) относятся в частности: 38) организация в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории; 40) наделение имуществом муниципальных мероприятий и учреждений, осуществление контроля за его использованием по назначению и сохранностью, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями. Согласно п. 2 ст. 61 Устава органы местного самоуправления муниципального района вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Республики Алтай и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. В соответствии с п. 4 той же статьи муниципальный район может создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляет администрация района (аймака). Согласно п. 6 администрация района (аймака) ведет реестры муниципального имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением администрации района (аймака) МО «Онгудайский район» от <дата> «О передаче имущества в оперативное управление муниципальному казенному учреждению «Онгудайводснаб» недвижимое имущество, указанное в приложении , передано в оперативное управление МКУ «Онгудайводснаб» МО «Онгудайский район» Республики Алтай, что также подтверждается актом приема-передачи имущества от <дата>.

Согласно п. 1.5. Устава Муниципального казенного учреждения «Онгудайводснаб» муниципального образования «Онгудайский район» Республики Алтай учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Онгудайский район». В п. 2.1.4. указано, что одним из видов деятельности Учреждения является создание условий для приведения систем водоснабжения и водоотведения, инженерной инфраструктуры на территории муниципального образования «Онгудайский район» в соответствие со стандартами качества. В соответствии с п. 2.2.2. для достижения своих целей Учреждение осуществляет содержание и хозяйственное обслуживание систем водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Онгудайский район», контроль за состоянием этих инженерных систем и коммуникаций в соответствии с правилами и нормами производственной санитарии. Согласно п. 2.2.3. осуществляет проверку технического состояния объектов водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Онгудайский район», их содержания, эксплуатации и ремонта, подготовку к зиме, а также бесперебойности и качества, предоставляемых потребителям коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению.

Довод адимнистрации района (аймака) МО «Онгудайский район» о том, что администрация не уклоняется от исполнения обязанностей, судебная коллегия находит состоятельным, поскольку <дата>, между администрацией района (аймака) МО «Онгудайский район» по договору – «Заказчик» и индивидуальным предпринимателем ФИО2 – «Подрядчик» заключен договор подряда на выполнение кадастровых работ . В соответствии с п. 1.1 данного договора Заказчик поручает выполнить и обязуется оплатить выполнение кадастровых работ по изготовлению технического плана и технического паспорта с последующей регистрацией права собственности 44 сооружений систем водоснабжения, расположенных на территории Онгудайского района Республики Алтай, указанных в приложении к договору. В соответствии с п. 1.2. результатом выполнения работ является передача подрядчиком заказчику технического плана и технического паспорта объектов и выписок из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных правах на указанные объекты. Согласно дополнительному соглашению к данному договору срок выполнения работ по данному договору составляет до <дата>

Однако по смыслу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, также сформулированных в Постановлении от <дата> -П, задача органов местного самоуправления состоит в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективного решения соответствующего вопроса местного значения, в частности, - применительно к п. 4 ч. 1 ст. 14 № 131-ФЗ - организации водоснабжения, теплоснабжения, центральные сети водоснабжения, теплоснабжения, а также участки водопроводных сетей, теплосетей, идущие к земельным участкам абонентов, предназначены для решения вопросов местного значения в сфере водоснабжения, теплоснабжения относятся к муниципальному имуществу.

Обжалуемым судебным актом на ответчика возложены те обязанности, которые должны исполняться им в соответствии с законом и правовыми актами местного самоуправления, учитывая очевидную необходимость обеспечения безопасности, надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния объектов водоснабжения.

В соответствии с Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от <дата> , объектами учета в реестрах является находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество.

Согласно информации, представленной филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Республике Алтай по запросу Прокуратуры Онгудайского района Республики Алтай, сведения о государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества отсутствуют.

В связи с тем, что право собственности на объекты водоснабжения МО «Онгудайский район» Республики Алтай органом местного самоуправления в ЕРГН не зарегистрировано, указанные объекты не могут быть включены в реестр муниципальной собственности МО «Онгудайский район» Республики Алтай.

Кроме того, отсутствие зарегистрированного в установленном законом порядке права собственности на расположенные на территории МО «Онгудайский район» Республики Алтай объекты водоснабжения влечет невозможность выделения органом местного самоуправления денежных средств на ремонт имущества водопроводно-коммунального хозяйства.

Довод адимнистрации района (аймака) МО «Онгудайский район» о том, что проведение данных работ требует значительных финансовых затрат, а бюджет района сбалансирован, мероприятия по регистрации права собственности проводились по мере возможности, судебная коллегия находит необоснованным.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно (например, определение от <дата> -О) высказывался о том, что местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодекса Российской Федерации.

Эта правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации актуальна и при решении вопросов, связанных с объективной невозможностью органов местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить своевременно и в полной мере выполнение своих полномочий при осуществлении деятельности в отношении постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности в отношении объектов водоснабжения.

По общему правилу именно должник определяет способы и порядок исполнения возложенных на него решением суда обязанностей, включая, в том числе, соблюдение предусмотренного законом бюджетного процесса в подобных случаях.

Довод, содержащийся в апелляционной жалобе о том, что законодательством Российской Федерации не установлен конкретный срок, в течение которого администрация района должна осуществить регистрацию права собственности на недвижимое имущество, следовательно, решение о принудительном возложении обязанности осуществить регистрацию права собственности в 6-месячный срок является незаконным, судебная коллегия находит несостоятельным, основанным на неверном понимании норм права. По смыслу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Судебная коллегия обращает внимание на то, что суд первой инстанции установил разумный срок для исполнения судебного решения с учетом всех обстоятельств дела, в том числе реальной возможности исполнения решения суда, предоставив ответчику шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

С учетом вышеприведенного правового регулирования и фактических обстоятельств дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие лица, ответственного за содержание и эксплуатацию систем водоснабжения, может привести к отсутствию должного контроля за состоянием и нормальной работой данных объектов, что не исключает возможности аварийных ситуаций, угрозы санитарному благополучию жителей и о том, что сооружения систем водоснабжения являются объектами недвижимости, право собственности на которые подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, а принятие мер по постановке указанного имущества на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним является обязанностью районной администрации.

Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения.

Выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для признания их ошибочными и отмены решения суда в апелляционном порядке, не установлено.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от 17 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя по доверенности администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» Саватаева Валерия Андреевича – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения на срок, не превышающий пяти рабочих дней, на исчисление сроков подачи кассационной жалобы не влияют.

Председательствующий судья А.О. Имансакипова

Судьи О.А. Шнайдер

М.В. Плотникова

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено <дата>

Председательствующий – Иркитов Е.В. Дело № 33-514/2023

Номер дела в суде первой инстанции № 2-165/2023

УИД 02RS0004-01-2022-002034-39

Номер строки в статистическом отчете 2.211

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 июня 2023 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Имансакиповой А.О.,

судей – Шнайдер О.А., Плотниковой М.В.,

при секретаре – Казаниной Т.А.,

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело № 33-514/2023 по апелляционной жалобе представителя по доверенности администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» Саватаева Валерия Андреевича на решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от 17 марта 2023 года по гражданскому делу № 2-165/2023 по исковому заявлению прокурора Онгудайского района Республики Алтай к администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» о возложении обязанности к совершению действий, которым

исковые требования прокурора Онгудайского района Республики Алтай удовлетворены.

Обязать администрацию муниципального образования «Онгудайский район» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда:

1. обеспечить подготовку необходимой для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности документации в отношении следующих объектов недвижимого имущества:

- водонапорная башня б/н (88), <адрес>;

- скважина с разводящей сетью № Г28/82 <адрес>, протяженностью 1,092 км;

- водонапорная башня и скважина с разводящей сетью № ГЗ/05 <адрес>, протяженностью 0,650 км;

- скважина с разводящей сетью № Г23/09, <адрес>, протяженностью 6,795 км;

- водонапорная башня и скважина с разводящей сетью № Г22/09, <адрес>, ул. <адрес> <адрес>, протяженностью 0,270 км;

- водонапорная башня с разводящей сетью № Г19/83, <адрес>, протяженностью 4,400 км;

- разводящая сеть № Г11/85 <адрес>, протяженностью 4,431 км;

- водонапорная башня с разводящей сетью № Г1/10 <адрес>, протяженностью 4,076 км;

- водонапорная башня с разводящей сетью № Г6/94 <адрес>, протяженностью 2,460 км;

- разводящая сеть № Г4/75 <адрес>, протяженностью 2.815 км;

- разводящая сеть № Г19/88 <адрес>, протяженностью 2.815 км;

- разводящая сеть № Г6/85 <адрес>, протяженностью 0,080 км;

- разводящая сеть № Г4/01 <адрес>, протяженностью 3,009 км;

- водонапорная башня и скважина без разводящей сети № Г5/85 <адрес>;

- скважина без разводящей сети б/н (79) <адрес> <адрес>;

- водонапорная башня и скважина с разводящей сетью № Г17/09 <адрес>, протяженностью 4,287 км;

- водонапорная башня и скважина с разводящей сетью № Г10/16 <адрес>, протяженностью 10,700 км;

- скважина без разводящей сети № Г31/77, <адрес>;

- скважина без разводящей сети № Г8/03 <адрес>;

2. обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет и регистрации права собственности на вышеуказанные скважины и водонапорные сети в качестве объектов недвижимого имущества.

Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Онгудайского района Республики Алтай обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, позже в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с уточненным исковым заявлением к администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» о возложении обязанности на администрацию района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» обеспечить подготовку необходимой для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности документации в отношении недвижимого имущества и о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет и регистрации права собственности на скважины и водонапорные башни в качестве объектов недвижимого имущества.

Требования мотивированы тем, что Прокуратурой Онгудайского района Республики Алтай по результатам проверки соблюдения законодательства в сфере государственного и муниципального имущества выявлены нарушения в деятельности администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район». Установлено, что администрацией района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» в нарушение требований ч. 3 ст. 1 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации не зарегистрировано право собственности на объекты недвижимого имущества в сфере водоснабжения - водонапорную башню б/н (88), <адрес>; скважину с разводящей сетью № Г28/82 <адрес>, протяженностью 1,092 км; водонапорную башню и скважину с разводящей сетью № ГЗ/05 <адрес>, протяженностью 0,650 км; скважину с разводящей сетью № Г23/09, <адрес>, протяженностью 6,795 км; водонапорную башню и скважину с разводящей сетью № Г22/09, <адрес>, ул. <адрес>, протяженностью 0,270 км; водонапорную башню с разводящей сетью № Г19/83, <адрес>, протяженностью 4,400 км; разводящую сеть № Г11/85 <адрес>, протяженностью 4,431 км; водонапорную башню с разводящей сетью № Г1/10 <адрес>, протяженностью 4,076 км; водонапорную башню с разводящей сетью № Г6/94 <адрес>, протяженностью 2,460 км; разводящую сеть № Г4/75 <адрес>, протяженностью 2.815 км; разводящую сеть № Г19/88 <адрес>, протяженностью 2.815 км; разводящую сеть № Г6/85 <адрес>, протяженностью 0,080 км; разводящую сеть № Г4/01 <адрес>, протяженностью 3,009 км; водонапорную башню и скважину без разводящей сети № Г5/85 <адрес>; скважину без разводящей сети б/н (79) <адрес> <адрес>; водонапорную башню и скважину с разводящей сетью № Г17/09 <адрес>, протяженностью 4,287 км; водонапорную башню и скважину с разводящей сетью № Г10/16 <адрес>, протяженностью 10,700 км; скважину без разводящей сети № Г31/77, <адрес>; скважину без разводящей сети № Г8/03 <адрес>.

В настоящее время надлежащее содержание вышеуказанных скважин и сетей водоснабжения не обеспечено, что может привести к непринятию мер по проведению профилактических работ и устранению аварий на указанные объекты, полному разрушению сетей водоснабжения и возникновению неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки на территории <адрес>. Данные обстоятельства влекут нарушение прав неопределенного круга лиц – потребителей коммунальной услуги по водоснабжению, проживающих на территории Онгудайского района, по бесперебойному обеспечению холодной питьевой водой надлежащего качества в необходимых потребителю объемах. Отсутствие указанных мер по обеспечению надлежащего технического состояния водопроводных сетей не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций.

Решением Онгудайского районного суда Республики Алтай от <дата> исковое заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе представитель по доверенности администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» просит указанное решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что администрация района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» не уклоняется от исполнения обязанностей, на момент подачи искового заявления администрацией района были приняты все возможные меры, направленные на регистрацию права собственности объектов водоснабжения, подготовлена необходимая документация для постановки на кадастровый учет объектов водоснабжения, а именно технический план сооружения и выписка из реестра муниципального имущества, заключен договор подряда от <дата> на выполнение кадастровых работ. Вывод суда первой инстанции о том, что нарушение является длящимся считает необоснованным, поскольку с момента возникновения обязательства по регистрации права собственности на объекты водоснабжения, администрацией района зарегистрировано 53 объекта. Ввиду того, что проведение данных работ требует значительных финансовых затрат, а бюджет района сбалансирован, мероприятия по регистрации права собственности проводились по мере возможности, однако на сегодняшний день все объекты водоснабжения включены в план работы по проведению кадастровых работ согласно договору подряда от <дата>. Кроме того, законодательством Российской Федерации не установлен конкретный срок, в течение которого администрация района должна осуществить регистрацию права собственности на недвижимое имущество, следовательно, решение о принудительном возложении обязанности осуществить регистрацию права собственности в 6-месячный срок является незаконным. Обращает внимание, что из решения суда о принудительной регистрации права собственности не ясно, что именно нарушила администрация района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район».

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 8 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от <дата> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов отнесена организация водоснабжения населения, в том числе, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3).

Приказом Минэкономразвития России от <дата> утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, пунктом 3 которого установлено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

В соответствии с пунктом 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется, в том числе, на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

При рассмотрении дела судом установлено, что прокуратурой Онгудайского района Республики Алтай проведена проверка соблюдения требований законодательства о муниципальной собственности.

Как следует из материалов дела, в границах муниципального образования «Онгудайский район» Республики Алтай расположены следующие объекты недвижимого имущества водонапорная башня б/н (88), <адрес>; скважина с разводящей сетью № Г28/82 <адрес>, протяженностью 1,092 км; водонапорная башня и скважина с разводящей сетью № ГЗ/05 <адрес>, протяженностью 0,650 км; скважина с разводящей сетью № Г23/09, <адрес>, протяженностью 6,795 км; водонапорная башня и скважина с разводящей сетью № Г22/09, <адрес>, ул. <адрес>, протяженностью 0,270 км; водонапорная башня с разводящей сетью № Г19/83, <адрес>, протяженностью 4,400 км; разводящая сеть № Г11/85 <адрес>, протяженностью 4,431 км; водонапорная башня с разводящей сетью № Г1/10 <адрес>, протяженностью 4,076 км; водонапорная башня с разводящей сетью № Г6/94 <адрес>, протяженностью 2,460 км; разводящая сеть № Г4/75 <адрес>, протяженностью 2.815 км; разводящая сеть № Г19/88 <адрес>, протяженностью 2.815 км; разводящая сеть № Г6/85 <адрес>, протяженностью 0,080 км; разводящая сеть № Г4/01 <адрес>, протяженностью 3,009 км; водонапорная башня и скважина без разводящей сети № Г5/85 <адрес>; скважина без разводящей сети б/н (79) <адрес> <адрес>; водонапорная башня и скважина с разводящей сетью № Г17/09 <адрес>, протяженностью 4,287 км; водонапорная башня и скважина с разводящей сетью № Г10/16 <адрес>, протяженностью 10,700 км; скважина без разводящей сети № Г31/77, <адрес>; скважина без разводящей сети № Г8/03 <адрес>, которые представляют собой сооружения систем водоснабжения.

В соответствии со ст. 6 Устава муниципального образования «Онгудайский район» Республики Алтай (далее – Устав) от <дата> , органы местного самоуправления муниципального района на территории сельских поселений, входящих в состав муниципального района, решают следующие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ вопросов местного значения городского поселения, не отнесенных частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения, и не закрепленных за сельскими поселениями Законом Республики Алтай от <дата> -РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в <адрес>»: 1) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; 16) участие в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в выполнении комплексных кадастровых работ. В соответствии со ст. 45 того же акта к полномочиям администрации района (аймака) относятся в частности: 38) организация в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории; 40) наделение имуществом муниципальных мероприятий и учреждений, осуществление контроля за его использованием по назначению и сохранностью, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями. Согласно п. 2 ст. 61 Устава органы местного самоуправления муниципального района вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Республики Алтай и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. В соответствии с п. 4 той же статьи муниципальный район может создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляет администрация района (аймака). Согласно п. 6 администрация района (аймака) ведет реестры муниципального имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением администрации района (аймака) МО «Онгудайский район» от <дата> «О передаче имущества в оперативное управление муниципальному казенному учреждению «Онгудайводснаб» недвижимое имущество, указанное в приложении , передано в оперативное управление МКУ «Онгудайводснаб» МО «Онгудайский район» Республики Алтай, что также подтверждается актом приема-передачи имущества от <дата>.

Согласно п. 1.5. Устава Муниципального казенного учреждения «Онгудайводснаб» муниципального образования «Онгудайский район» Республики Алтай учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Онгудайский район». В п. 2.1.4. указано, что одним из видов деятельности Учреждения является создание условий для приведения систем водоснабжения и водоотведения, инженерной инфраструктуры на территории муниципального образования «Онгудайский район» в соответствие со стандартами качества. В соответствии с п. 2.2.2. для достижения своих целей Учреждение осуществляет содержание и хозяйственное обслуживание систем водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Онгудайский район», контроль за состоянием этих инженерных систем и коммуникаций в соответствии с правилами и нормами производственной санитарии. Согласно п. 2.2.3. осуществляет проверку технического состояния объектов водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Онгудайский район», их содержания, эксплуатации и ремонта, подготовку к зиме, а также бесперебойности и качества, предоставляемых потребителям коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению.

Довод адимнистрации района (аймака) МО «Онгудайский район» о том, что администрация не уклоняется от исполнения обязанностей, судебная коллегия находит состоятельным, поскольку <дата>, между администрацией района (аймака) МО «Онгудайский район» по договору – «Заказчик» и индивидуальным предпринимателем ФИО2 – «Подрядчик» заключен договор подряда на выполнение кадастровых работ . В соответствии с п. 1.1 данного договора Заказчик поручает выполнить и обязуется оплатить выполнение кадастровых работ по изготовлению технического плана и технического паспорта с последующей регистрацией права собственности 44 сооружений систем водоснабжения, расположенных на территории Онгудайского района Республики Алтай, указанных в приложении к договору. В соответствии с п. 1.2. результатом выполнения работ является передача подрядчиком заказчику технического плана и технического паспорта объектов и выписок из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных правах на указанные объекты. Согласно дополнительному соглашению к данному договору срок выполнения работ по данному договору составляет до <дата>

Однако по смыслу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, также сформулированных в Постановлении от <дата> -П, задача органов местного самоуправления состоит в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективного решения соответствующего вопроса местного значения, в частности, - применительно к п. 4 ч. 1 ст. 14 № 131-ФЗ - организации водоснабжения, теплоснабжения, центральные сети водоснабжения, теплоснабжения, а также участки водопроводных сетей, теплосетей, идущие к земельным участкам абонентов, предназначены для решения вопросов местного значения в сфере водоснабжения, теплоснабжения относятся к муниципальному имуществу.

Обжалуемым судебным актом на ответчика возложены те обязанности, которые должны исполняться им в соответствии с законом и правовыми актами местного самоуправления, учитывая очевидную необходимость обеспечения безопасности, надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния объектов водоснабжения.

В соответствии с Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от <дата> , объектами учета в реестрах является находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество.

Согласно информации, представленной филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Республике Алтай по запросу Прокуратуры Онгудайского района Республики Алтай, сведения о государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества отсутствуют.

В связи с тем, что право собственности на объекты водоснабжения МО «Онгудайский район» Республики Алтай органом местного самоуправления в ЕРГН не зарегистрировано, указанные объекты не могут быть включены в реестр муниципальной собственности МО «Онгудайский район» Республики Алтай.

Кроме того, отсутствие зарегистрированного в установленном законом порядке права собственности на расположенные на территории МО «Онгудайский район» Республики Алтай объекты водоснабжения влечет невозможность выделения органом местного самоуправления денежных средств на ремонт имущества водопроводно-коммунального хозяйства.

Довод адимнистрации района (аймака) МО «Онгудайский район» о том, что проведение данных работ требует значительных финансовых затрат, а бюджет района сбалансирован, мероприятия по регистрации права собственности проводились по мере возможности, судебная коллегия находит необоснованным.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно (например, определение от <дата> -О) высказывался о том, что местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодекса Российской Федерации.

Эта правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации актуальна и при решении вопросов, связанных с объективной невозможностью органов местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить своевременно и в полной мере выполнение своих полномочий при осуществлении деятельности в отношении постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности в отношении объектов водоснабжения.

По общему правилу именно должник определяет способы и порядок исполнения возложенных на него решением суда обязанностей, включая, в том числе, соблюдение предусмотренного законом бюджетного процесса в подобных случаях.

Довод, содержащийся в апелляционной жалобе о том, что законодательством Российской Федерации не установлен конкретный срок, в течение которого администрация района должна осуществить регистрацию права собственности на недвижимое имущество, следовательно, решение о принудительном возложении обязанности осуществить регистрацию права собственности в 6-месячный срок является незаконным, судебная коллегия находит несостоятельным, основанным на неверном понимании норм права. По смыслу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Судебная коллегия обращает внимание на то, что суд первой инстанции установил разумный срок для исполнения судебного решения с учетом всех обстоятельств дела, в том числе реальной возможности исполнения решения суда, предоставив ответчику шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

С учетом вышеприведенного правового регулирования и фактических обстоятельств дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие лица, ответственного за содержание и эксплуатацию систем водоснабжения, может привести к отсутствию должного контроля за состоянием и нормальной работой данных объектов, что не исключает возможности аварийных ситуаций, угрозы санитарному благополучию жителей и о том, что сооружения систем водоснабжения являются объектами недвижимости, право собственности на которые подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, а принятие мер по постановке указанного имущества на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним является обязанностью районной администрации.

Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения.

Выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для признания их ошибочными и отмены решения суда в апелляционном порядке, не установлено.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от 17 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя по доверенности администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» Саватаева Валерия Андреевича – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения на срок, не превышающий пяти рабочих дней, на исчисление сроков подачи кассационной жалобы не влияют.

Председательствующий судья А.О. Имансакипова

Судьи О.А. Шнайдер

М.В. Плотникова

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено <дата>

33-514/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Онгудайского района
Ответчики
Администрация МО "Онгудайский район"
Другие
МКУ "Онгудайводснаб"
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Судья
Иркитов Евгений Вячеславович
Дело на странице суда
vs.ralt.sudrf.ru
24.05.2023Передача дела судье
14.06.2023Судебное заседание
14.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее