Решение по делу № 12-160/2024 от 07.11.2024

Дело №12-160/2024

УИД 42RS0005-01-2024-007744-27

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кемерово 17 декабря 2024 года

Судья Ленинского районного суда г. Кемерово Третьякова И.В.,

рассмотрев жалобу представителя администрации Кемеровского муниципального округа Арышева Д.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору №32 от 9 октября 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации Кемеровского муниципального округа (АКМО),

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору №32 от 9 октября 2024 года администрация Кемеровского муниципального округа привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.

17 октября 2024 года от представителя администрации Кемеровского муниципального округа поступила жалоба на постановление №32 от 9 октября 2024 года, в которой она просит обжалуемое постановление отменить.

Требования мотивирует тем, что при составлении протокола об административном правонарушении в материалы дела были представлены документы, согласно которым администрация Кемеровского муниципального округа не является собственником помещений, указанных в постановлении. Согласно Выписки ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровыми <данные изъяты>, согласно которым правообладателем здания и гаражных помещений по адресу: ..., является муниципального казенное учреждение Кемеровского муниципального округа «Центр обслуживания», ИНН:4250007359, ОГРН:1034234001141 (далее Собственник). Между Собственником и юридическим лицом заключен договор о безвозмездном пользовании нежилыми помещениями от 1 апреля 2024 года, согласно которому в соответствии с п.п.в, п.2.2 обязанностью юридического лица является использование помещений в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

Согласно п.п.б п.2.2 юридическое лицо обязано осуществлять капитальный и текущий ремонт лишь в отношении арендуемых помещений. Однако в обжалуемом постановлении выявлены нарушения в отношении коридоров, цокольных этажей и вентиляции, а также эвакуационного выхода.

Кроме того, согласно Выписки ЕГРН здание, расположенное по адресу: ... не принадлежит юридическому лицу – администрации Кемеровского муниципального округа. В данном здании располагаются самостоятельные юридические лица, а именно: Управление социальной защиты населения администрации Кемеровского муниципального округа; КУМИ, Муниципальное унитарное предприятие архитектуры, технической инвентаризации и землеустройства Кемеровского муниципального округа.

В связи с чем, просит постановление заместителя главного государственного инспектора Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору №32 от 9 октября 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации Кемеровского муниципального округа (АКМО), отменить.

Государственный инспектор Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору – Соломникова К.С., предоставила суду письменные пояснения, поддержав их доводы в судебном заседании.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Единственным основанием наступления административной ответственности является совершение административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность, наказуемость) и включающего в состав все предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Согласно ч. 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон №69-ФЗ) под пожарной безопасностью определяется состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

В силу статьи 20 данного закона, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В силу статей 34 и 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане и юридические лица обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям.

Согласно пункта 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утверждённых Постановлением Правительства от 16 сентября 2020 года № 1479 настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

В силу статьи 1 Закона о пожарной безопасности, пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Согласно ч.7 ст.83 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ (ред. от 25 декабря 2023 года) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.

Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (ч. 7 ст. 83 Федерального закона N 123-ФЗ).

В соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Из материалов дела следует, что 20 сентября 2024 года в 12 часов 00 минут по результатам внеплановой выездной проверки в отношении администрации Кемеровского муниципального округа зданиях, помещениях по адресам: 650032, ..., установлены нарушения пожарной безопасности, а именно:

- в нарушение п.13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года №1479 (далее-ППР в РФ), при использовании эксплуатации объекта защиты администрация Кемеровского муниципального округа по адресу: ..., руководитель организации не осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовления средства защиты и (или) производства огнезащитных работ. Указанная документация не хранится на объекте защиты. При отсутствии в технической документации сведений о периодичности проверки проверка не проводится не реже 1 раза в год (строительные конструкции крыши в чердачном помещении литер А);

- п.1 ч.1 ст. 6, ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ); п. 39 Н 102-54 «Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест»: п. 4.11 СНиП Н-2-80; п.2.10 СНиП 2.01.02-85*: п. 8.4* СНиП 21-01-97*: п. 7.7 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям. В здании администрации Кемеровского муниципального округа по адресу: ..., класса Ф4 высотой не более 15 метров, отсутствуют выходы на чердак или кровлю с лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6х0,8 метра по закрепленным стальным стремянкам (люки на чердак около кабинетов №29 и №22);

- п.1 ч.1 ст.6, ч.1 ст.89 Закона №123-ФЗ; п.34 Н 102-54 «Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест»; п.4.3 СНиП II-2-80: п.4.3* СНиП 2.01.02-85*; 6.13* СНиП 21-01-97*: п.4.2.9 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», а именно: Второй этаж здания Администрации Кемеровского муниципального округа по адресу: ... класса Ф4 имеет менее двух эвакуационных выходов с этажа (по факту имеется один выход со 2-го этажа здания литер А1;

- п.1 ч.1 ст.6, ч.1 ст. 83 Закона №123-ФЗ; п. 4.8; п.11 Таблица 1 СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной зашиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», а именно: Здание объекта защиты Администрации Кемеровского муниципального округа по адресу: ..., не защищено системой пожарной сигнализации;

- п.1 ч.1 ст.6, ст.84 Закона №123-ФЗ; п.16 Таблица 2 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», а именно: Здание объекта защиты администрации Кемеровского муниципального округа по адресу: ..., не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре соответствующего типа в соответствии с таблицей 2;

- п.1 ч.1 ст.6, ст.85 Закона № 123-ФЗ: п.5.2 СНиП 2.04.05-91*; п. 4.69 СНиП 2.04.05-86; п.7.2 б), в), е) СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», а именно: На объекте защиты администрации Кемеровского муниципального округа по адресу: ... А, не предусмотрено удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции:

б)    из коридоров подвальных и цокольных этажей общественных, административно-бытовых, зданий при выходах в эти коридоры из помещений с постоянным пребыванием людей;

в)    из коридоров без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м в зданиях с числом этажей два и более;

-     п. 12 ППР в РФ, а именно: на объекте защиты администрации Кемеровского муниципального округа по адресу: ... руководитель организации не обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны (помещения архивов в цокольном этаже литер А);

-     п. 25 ППР в РФ, а именно: На объекте защиты Администрации Кемеровского муниципального округа по адресу: ... не хранится документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных изделий и материалов (облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации) в коридорах на путях эвакуации 2 этажа литер А (линолеум на полу, стеновые панели, краска, обои на стенах, плиты на потолке «Армстронг»);

- п. 25 ППР в РФ, а именно: На объекте защиты Администрации Кемеровского муниципального округа по адресу: ... не хранится документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных изделий и материалов (облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации) в коридорах на путях эвакуации 1 этажа литер А (линолеум на полу, стеновые панели, краска, обои на стенах, плиты на потолке «Армстронг»);

- п. 25 ППР в РФ, а именно: На объекте защиты Администрации Кемеровского муниципального округа по адресу: ... не хранится документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных изделий и материалов (облицовочных и декоративно-отделочных материалов для этажа литер А (линолеум на полу, стеновые панели, краска, обои на стенах, плиты на потолке «Армстронг».

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Администрации Кемеровского муниципального округа к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КРФобАП.

В подтверждение фактических обстоятельств совершения правонарушения исследованы представленные доказательства: протокол об административном правонарушении № 32 от 25 сентября 2024 года, в котором изложено событие административного правонарушения, из которого усматривается, что права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в присутствии представителя привлекаемого лица Камбалина Е.Е., которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КРФобАП, с протоколом он ознакомлен, копию его для сведения получил на руки, о чем свидетельствуют его собственноручные подписи, протокол содержит подпись должностного лица, его составившего; решение о проведении инспекционного визита от 26 августа 2024 года №2408/001-42/1228-В/РВП, акт инспекционного визита от 20 сентября 2024 года №2408/001-42/1228-В/АВП, предписание об устранении нарушений обязательных требований от 20 сентября 2024 года №2408/001-42/1228-В/ПАП, и другие материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценивая доводы жалобы о том, что администрация Кемеровского муниципального округа не является надлежащим субъектом ответственности по установленным нарушениям в нежилом помещении, расположенном по адресу: ..., суд приходит в следующему.

Пунктами 1, 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

Согласно п. 3 ч. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения является вопросом местного значения.

Согласно пункту 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

В силу положений статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, при этом, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

При рассмотрении дела об административном правонарушении установленного в нежилом помещении, расположенном по адресу: ... на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств выявлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости имеющейся в материалах об административном правонарушении, а также представленной заявителем, Кемеровский муниципальный округ указан как собственник нежилого помещения, расположенного по адресу: .... Указано также, что данное нежилое помещение закреплено за Муниципальным казенным учреждением Кемеровского муниципального округа «Центр обслуживания» на праве оперативного управления, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 215 ГК РФ, в свою очередь, администрация Кемеровского муниципального округа указанным нежилым помещением пользуется на основании договора постоянного бессрочного пользования с 19 августа 2019 года.

При этом, из договора о безвозмездном пользовании нежилым помещением от 1 апреля 2024 года следует, что Муниципальное казенное учреждение Кемеровского муниципального округа «Центр обслуживания» передало в безвозмездное временное пользование администрации Кемеровского муниципального округа нежилое помещение расположенное по адресу: ..., согласно плану для офиса в состоянии, пригодном для его использования. Подпунктом «б» пункта 2.2 договора установлена обязанность администрации Кемеровского муниципального округа своевременно осуществлять капитальный и текущий ремонт для поддержания помещений, полученных в безвозмездное пользование, в надлежащем санитарном и техническом состоянии.

Актом приема-передачи нежилого помещения по адресу: ... от 1 апреля 2024 года подтверждено, что со стороны администрации Кемеровского муниципального округа отсутствуют претензии к Муниципальному казенному учреждению Кемеровского муниципального округа «Центр обслуживания», техническое состояние нежилых помещений удовлетворительное и позволяет использовать его в целях, предусмотренных договором.

Таким образом, представленный заявителем договор безвозмездного пользования 1 апреля 2024 года, выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости свидетельствуют о том, что администрация Кемеровского муниципального округа длительное время пользуется помещениями по адресу: ..., в связи с чем обязано обеспечить его необходимое техническое содержание, соблюдать правила пожарной безопасности.

Кроме того вмененные администрации правонарушения, предусмотренные п.1 ч.1 ст.6, ст.85 Закона № 123-ФЗ: п.5.2 СНиП 2.04.05-91*; п. 4.69 СНиП 2.04.05-86; п.7.2 б), в), е) СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности» и п.1 ч.1 ст.6, ч.1 ст.89 Закона №123-ФЗ; п.34 Н 102-54 «Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест»; п.4.3 СНиП II-2-80: п.4.3* СНиП 2.01.02-85*; 6.13* СНиП 21-01-97*: п.4.2.9 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» относятся к необходимости проведения ремонтов для поддержания помещений, полученных в безвозмездное пользование, в надлежащем техническом состоянии, что договором от 1 апреля 2024 года относится к обязанности привлекаемого лица, соответствует ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Исходя из изложенного, ссылка заявителя на то, что меры по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности должно принимать Муниципальное казенное учреждение Кемеровского муниципального округа «Центр обслуживания», не состоятельна.

Доказательств невозможности соблюдения требований пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий в нежилом помещении по адресу: ..., которые администрация не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от нее требовалась, а равно доказательств принятия администрацией Кемеровского муниципального округа исчерпывающих мер для соблюдения им требований пожарной безопасности, при рассмотрении жалобы на постановление в указанной части не установлено.

При этом, проанализировав представленные доказательства, суд полагает доводы заявителя в части отсутствия оснований для привлечения к ответственности администрации Кемеровского муниципального округа за нарушения, установленные в нежилом помещении, расположенном по адресу: ..., являются обоснованными.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Из имеющейся в материалах об административном правонарушении вписок Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, собственник нежилого помещения по адресу: ..., указан Кемеровский муниципальный округ, при этом, данное нежилое помещение закреплено за КУМИ, МУП «Архитектуры, технической инвентаризации и землеустройства кемеровского муниципального округа» на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 215 ГК РФ.

Из представленных приказов КУМИ Кемеровского муниципального округа от 1 апреля 2022 года и 2 мая 2024 года ответственность за пожарную безопасность за контроль соблюдения работниками требований пожарной безопасности, за соблюдение и обеспечение противопожарного режима в административном здании по адресу ..., возложена на председателя комитета.

Таким образом, исходя из ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за эти нарушения несет учреждение, в чьем хозяйственном ведении и оперативном управлении находится помещение и которое обязано эксплуатировать его с соблюдением, в том числе, и требований пожарной безопасности. При этом в данном случае неправомерно перекладывать ответственность с юридического лица, которому имущество передано в оперативное управление или хозяйственное ведение, на местную администрацию как орган публичной власти.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в обжалуемом постановлении не приводятся положения закона, отражающие субъективную сторону состава вмененного административного правонарушения, не проанализированы договоры хозяйственного ведения и оперативного управления, а также круг ответственности лиц по указанным договорам, о чем неоднократно указывалось должностному лицу в судебных решениях.

По смыслу же ст. 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным, что предполагает оценку и исследование всех доводов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и не допускает возможность произвольного отклонения объяснений данного лица (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2009 года N 18-О-О).

Таким образом, постановление должностного лица в указанной части не соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, поскольку является немотивированным, что указывает на существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях. Соответственно, вынесенное должностным лицом постановление в указанной части нельзя признать законными и обоснованными.

Согласно статье 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Положения статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяют, что все сомнения толкуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.

Таким образом, указанные нарушения, вменные администрации Кемеровского муниципального округа, установленные в отношении нежилого помещения по адресу: ..., подлежит исключению из обжалуемого постановления путем изменения.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, при назначении административного наказания лицу учитываются цели назначения наказания, характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (статья 3.1), в целях защиты конституционных ценностей, предусмотренных в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

В положениях статьи 4.1 КРФобАП федеральный законодатель закрепил принцип строгого индивидуального подхода к назначению наказания, имея в виду, что только справедливое наказание способствует решению задач и осуществлению целей, административного наказания.

Назначая Администрация Кемеровского муниципального округа наказание, должностное лицо учло наличие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.

Судьей, кроме прочего, учитывается также имущественное и финансовое положение администрации Кемеровского муниципального округа.

Вместе с тем утверждение заявителя о наличии исключительных обстоятельств для применения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КРФобАП заслуживает внимания.

Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КРФобАП при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КРФобАП при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 данного Кодекса размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Таким образом, существенное значение для решения вопроса о назначении наказания имеет соблюдение баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении, что гарантирует тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения.

Законодатель, установив в ст. 4.1 КРФобАП требования при назначении административного наказания, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

Учитывая положения ч. 3.2 и ч. 3.3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, принимая во внимание обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей, влекущее избыточное ограничение прав администрации, с учетом исключения судом части нарушений, подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи, - до 150 000 рублей, то есть до половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для признания правонарушения, которое влечет угрозу жизни и здоровью людей, имуществу малозначительным, - не имеется.

Оснований не доверять собранным по делу об административном правонарушении доказательствам в указанной части не имеется, поскольку они являются подробными, полными и находятся в логической взаимосвязи.

Постановление о привлечении администрации к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу представителя Администрации Кемеровского муниципального округа Арышева Д.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору №32 от 9 октября 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации, удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору №32 от 9 октября 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрация Кемеровского муниципального округа – изменить. Исключить из постановления указание на нарушения администрацией Кемеровского муниципального округа требований противопожарной безопасности в нежилом помещения, расположенном по адресу: ..., а также правильно определить административный штраф в размере 150 000 рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, путём подачи жалобы судье, которым оно вынесено или непосредственно в Кемеровский областной суд.

    Судья И.В. Третьякова

12-160/2024

Категория:
Административные
Ответчики
Администрация Кемеровского муниципального округа
Суд
Ленинский районный суд г. Кемерово
Дело на сайте суда
leninsky.kmr.sudrf.ru
07.11.2024Материалы переданы в производство судье
28.11.2024Судебное заседание
17.12.2024Судебное заседание
17.12.2024Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
19.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее