Дело № 5-65/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<адрес> 10 сентября 2024 года
Судья Усть-Куломского районного суда Республики Коми Пуртова Е.А. при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в отношении юридического лица – администрации сельского поселения «Усть-Кулом», <данные изъяты> расположенного по адресу: Республика Коми, Усть-Куломский район, с. Усть-Кулом, ул. Гагарина, д. 1, привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
в отношении юридического лица – администрации сельского поселения «Усть-Кулом» (далее в описательно-мотивировочной части определения – юридическое лицо) – 19 июня 2024 года судебным приставом-исполнителем Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП СОСП по Республике Коми Артеевой И.В. составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Определениями судей от 26 июня 2024 года, 12 августа 2024 года протокол об административном правонарушении и приложенные материалы возвращены в административный орган, в связи с существенными нарушениями, допущенными при составлении протокола об административном правонарушении.
9 сентября 2024 года протокол об административном правонарушении и приложенные материалы повторно поступили в суд для принятия решения о привлечении лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют вопросы, в том числе: относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 2, 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья обязан произвести перечисленные в статье 29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных статьей 24.1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. В порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Изучив протокол и поступившие с ним материалы, судья приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно ч. 3-4.1 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии со ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Указанные выше процессуальные требования при составлении протокола не выполнены. Субъектом административного правонарушения указано юридическое лицо – администрация сельского поселения «Усть-Кулом», вместе с тем в протоколе об административном правонарушении не указаны сведения о законном представителе юридического лица, документы, удостоверяющие личность и полномочия законного представителя юридического лица, тем самым, законный представитель юридического лица не извещен о дате, времени, месте составления протокола об административном правонарушении и ему не направлена копия протокола об административном правонарушении.
Приведенные обстоятельства, свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу правонарушение.
В протоколе по делу об административном правонарушении не указано место, время совершения административного нарушения.
В протоколе по делу об административном правонарушении отражено, что в отношении юридического лица – администрации сельского поселения «Носим» 24 июня 2015 года вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа, 10 августа 2017 года указанное юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением штрафа, после реорганизации к административной ответственности на основании постановления от 16 мая 2019 года привлечено юридическое лицо – АСП «Усть-Кулом» - с назначением штрафа.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником требований неимущественного характера, связанные, в том числе с обеспечением пожарной безопасности в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
Истечение срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, аннулирует все правовые последствия, которые предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом в обоснование события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, должностным лицом не отражены сведения и не приложены надлежащим образом заверенные копии постановлений, вступивших в законную силу, подтверждающие о привлечении юридического лица – администрации сельского поселения «Усть-Кулом» (до реорганизации – администрации сельского поселения «Носим») к административной ответственности по ч. 1, 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в том числе после вынесения постановления о наложении административного штрафа от 16 мая 2019 года, а также сведения об установлении нового срока исполнения решения суда в промежуток времени после 16 мая 2019 года до 17 января 2024 года, которым установлен срок исполнения решения суда до 1 мая 2024 года; документы, подтверждающие о невыполнении юридическим лицом исполнения требований исполнительного документа.
С учетом изложенного в материалах дела об административном правонарушении не имеется сведений о том, что на момент того деяния, за совершение которого юридическое лицо привлекается к административной ответственности по настоящему делу, оно считалось подвергнутым административному наказанию по ч. 1, 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Поэтому прихожу к выводу о наличии существенных нарушений составления протокола, которые не могут быть восполнены в ходе рассмотрения протокола по существу.
Допущенные нарушения являются существенными, имеют фундаментальный и принципиальный характер, поэтому прихожу к выводу о необходимости возвратить протокол и иные материалы, приложенные к протоколу об административном правонарушении, в административный орган, составивший протокол об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, судья
определил:
дело о привлечении юридического лица – администрации сельского поселения «Усть-Кулом», <данные изъяты> расположенного по адресу: Республика Коми, Усть-Куломский район, с. Усть-Кулом, ул. Гагарина, д. 1, возвратить судебному приставу-исполнителю Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП СОСП по Республике Коми Артеевой И.В. для устранения нарушений.
Копии настоящего определения направить юридическому лицу – администрации сельского поселения «Усть-Кулом», а также в Главное межрегиональное (специализированное) Управление ФССП СОСП по Республике Коми.
Определение может быть обжалована в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Органы и должностные лица, составившие протокол, не названы в главе 25 КоАП, в качестве участников производства по делам об административных правонарушениях, они не обладают правом на обжалование определения судьи о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2007 год; правовая позиция Верховного Суда РФ отражена в п. 4 постановления Пленума от 24.03.2005 № 5).
Судья Е.А. Пуртова