Дело № 2а-246/2021(12RS0009-01-2021-000608-03)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 августа 2021 г. пгт. Морки
Моркинский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Ивановой Л.А., при секретаре судебного заседания Егошиной Е.В., с участием представителя Марийского межрайонного природоохранного прокурора помощника прокурора Моркинского района Республики Марий Эл Керимова Р.К., административных ответчиков главы администрации Семисолинской сельской администрации Моркинского муниципального района Республики Марий Эл Константинова В.В. и представителя администрации Моркинского муниципального района Егоровой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Марийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Семисолинской сельской администрации Моркинского муниципального района Республики Марий Эл и администрации Моркинского муниципального района об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами,
у с т а н о в и л :
административный истец Марийский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц (далее - административный истец, Марийский межрайонный природоохранный прокурор) обратился с иском к Семисолинской сельской администрации Моркинского муниципального района Республики Марий Эл (далее - административный ответчик, Семисолинская сельская администрация Моркинского муниципального района) и администрации Моркинского муниципального района (далее - административный ответчик, Моркинский муниципальный район) об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами и возложении на нее обязанности принять участие в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Семисолинское сельское поселение" путем оборудования мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с регулирующими данный вопрос законами.
В обоснование своих требований указал, что в ходе проверки прокуратурой в деятельности Семисолинской сельской администрации Моркинского муниципального района Республики Марий Эл выявлены нарушения законодательства в сфере обращения с отходами.
В нарушение п. 1, п. 3 ст. 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, п.1,3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 28 января 2021 г. №3, определенные на территории муниципального образования "Семисолинское сельское поселение" 33 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не обустроены. Площадки не имеют водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также не имеют ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Семисолинская сельская администрация не надлежащим образом исполняет требования законодательства об отходах производства и потребления и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Выявленные нарушения представляют угрозу загрязнения земель, что в свою очередь может привести к неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке на территории населенных пунктов Семисолинской сельской администрации Моркинского муниципального района Республики Марий Эл и посягают на гарантированные ст.72 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду.
Административный истец просил признать незаконным бездействие Семисолинской сельской администрации Моркинского муниципального района Республики Марий Эл, а так же администрации Моркинского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по участию в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Семисолинское сельское поселение" Моркинского муниципального района Республики Марий Эл, и обязать Семисолинскую сельскую администрацию Моркинского муниципального района Республики Марий Эл в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять участие в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Семисолинское сельское поселение" Моркинского муниципального района Республики Марий Эл путем оборудования мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Правил благоустройства муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, а именно: оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов водонепроницаемым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки по следующим адресам, расположенным на территории муниципального образования "Семисолинское сельское поселение" Моркинского муниципального района Республики Марий Эл: д. С… - ул... .
В судебном заседании представитель административного истца Марийского межрайонного природоохранного прокурора помощник прокурора Моркинского района Республики Марий Эл Керимов Р.К., действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал полностью и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Семисолинской сельской администрации Моркинского муниципального района Республики Марий Эл глава администрации Константинов В.В. административные исковые требования признал частично и пояснил суду, что в соответствии с законом полномочия по созданию и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов переданы сельской администрации. Во исполнение своей обязанности сельская администрация определила места для накопления твердых коммунальных отходов в количестве 33 мест, по которым проведено санитарно-эпидемиологическое обследование, создан реестр мест накопления твердых коммунальных отходов, составлена смета на строительство контейнерных площадок, стоимость которого составила 1562850 руб. по старым ценам, в настоящее время на строительство площадок потребуется 3 500 000 руб.. В бюджете сельской администрации за 2021 г. денежные средства на эти цели не были предусмотрены. Сельская администрация обратилась с письмом в районную администрацию о включении в бюджет расходы на эти цели. В случае бюджетного финансирования места накопления твердых коммунальных отходов будут оборудованы, для чего потребуется времени не менее 3 лет.
Представитель административного ответчика администрации Моркинского муниципального района Егорова Л.А. административные исковые требования признала частично и не согласилась с административным исковым заявлением в части привлечения администрации Моркинского муниципального район в качестве ответчика, так как в соответствии с требованиями федерального и республиканского законодательств вопросами создания и содержания мест накопления твердых коммунальных отходов занимается сельское поселение, а не муниципальный район. Администрация района оказывает методическую помощь в решении данных вопросов, координирует деятельность поселений. Оборудование для мест контейнерных площадок проводятся по статье благоустройство, но в бюджете района за 2021 г. данная статья не предусмотрена. С момента вступления в силу соответствующего федерального закона сельская администрация не бездействовала, принимала меры для исполнения возложенных на нее обязанностей. Просила в удовлетворении административного искового заявления в части бездействия Семисолинской сельской администрации Моркинского муниципального района Республики Марий Эл и администрации Моркинского муниципального района в непринятии мер по участию в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории Семисолинского сельского поселения отказать, увеличить срок для принятия участия сельского поселения в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории увеличить срок до 36 месяцев.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл на судебное заседание не явился, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, заявленные административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
На основании ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности Семисолинской сельской администрации Моркинского муниципального района, в ходе которого были выявлены нарушения Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", СанПиН 2.1.73550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 5 декабря 2019 г. № 20, СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. г. № 3, а именно:
определенные сельской администрацией места накопления твердых коммунальных отходов в количестве 33, расположенные в следующих населенных пунктах: д... , не имеют водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также не имеют ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами и административным ответчиком Семисолинской сельской администрации Моркинского муниципального района не оспаривается.
В силу ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст.8, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии с положениями п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-Ф3) к вопросам местного значения муниципальных районов отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно п.2 ст.8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 3 ст.8 Федерального закона № 89-ФЗ закреплено положение о том, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п.1 ст.8 Федерального закона № 89-ФЗ, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно п.12 ст.2 Закона Республики Марий Эл от 29 декабря 2014 г. № 61-3 "О закреплении за сельскими поселениями в Республике Марий Эл вопросов местного значения" в Республике Марий Эл за сельскими поселениями закреплены вопросы местного значения, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, из приведенного правового регулирования и фактических обстоятельств дела следует, что обязанность по участию в организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения, в частности обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения, где данная обязанность не возложена на иное лицо, несет административный ответчик Семисолинская сельская администрация Моркинского муниципального района. При таких обстоятельствах заявленные административные исковые требования к административному ответчику администрации Моркинского муниципального района являются необоснованными и в этой части удовлетворению не подлежат.
Статьей 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра утверждены постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039 (далее - Правила обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов).
Согласно пункта 3 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. г. № 3, контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Судом установлено, что административным ответчиком Семисолинской сельской администрацией Моркинского муниципального района во исполнение возложенных на нее полномочий по участию в организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения принимались соответствующие меры, а именно: определены места накопления твердых бытовых отходов, по которым проведено санитарно-эпидемиологическое обследование территории, ведется реестр накопления твердых коммунальнывх отходов, утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Семисолинское сельское поселение" и ведения их реестра.
Поскольку административным ответчиком Семисолинской сельской администрацией Моркинского муниципального района принимались меры во исполнение возложенных на нее полномочий по участию в организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения, заявленные административные исковые требования к административному ответчику администрации Семисолинской сельской администрации Моркинского муниципального района в части признания бездействия являются необоснованными и в этой части удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем административный ответчик Семисолинская сельская администрация Моркинского муниципального района свои обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов исполнены не полностью, определенные сельской администрацией места накопления твердых коммунальных отходов в количестве 33 не имеют водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также не имеют ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что является основанием для возложения такой обязанности в судебном порядке.
Установленные в судебном заседании нарушения законодательства об отходах производства и потребления и санитарно-эпидемиологического законодательства представляют угрозу загрязнения земель, что в свою очередь может привести к неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке на территории населенных пунктов Семисолинской сельской администрации Моркинского муниципального района Республики Марий Эл и посягают на гарантированные ст.72 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду.
При установлении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд принимает во внимание обстоятельства дела, реальную финансовую возможность исполнения решения суда. При этом судом учтено, что оборудованию подлежит 33 контейнерных площадок, финансирование проведения работ должно быть запланировано при утверждении бюджета муниципального образования, т.е. для определения этого вопроса требуются значительные временные затраты.
Руководствуясь ст.176-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Марийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Семисолинской сельской администрации Моркинского муниципального района Республики Марий Эл об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами удовлетворить частично.
Обязать Семисолинскую сельскую администрацию Моркинского муниципального района Республики Марий Эл в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять участие в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Семисолинское сельское поселение" Моркинского муниципального района Республики Марий Эл в соответствии с требованиями Правил благоустройства муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, по следующим адресам, расположенным на территории муниципального образования "Семисолинское сельское поселение" Моркинского муниципального района Республики Марий Эл: д... .
В удовлетворении остальной части исковых требований Марийского межрайонного природоохранного прокурора отказать.
В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель может применить в отношении руководителя администрации меры, предусмотренные федеральным законом.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Моркинский районный суд Республики Марий Эл.
Председательствующий судья Л.А. Иванова
Мотивированное решение составлено 16 августа 2021 г.