Решение по делу № 33-51/2024 (33-971/2023;) от 19.12.2023

Судья Щиканов А.В.

Дело № 2-385/2023

Дело № 33-51/2024 (№ 33-971/2023)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 января 2024 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Золотаревой Ю.Г.,

судей Коневой О.А., Тараника В.Ю.,

при секретаре Корсуковой Т.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Горлановой Н. В. на решение Ленинского районного суда ЕАО от 23.10.2023, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Горлановой Н. В. к администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО, администрации Ленинского муниципального района ЕАО, областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО», департаменту строительства и ЖКХ правительства Еврейской АО о признании права на получение мер государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой в 2020 году, включении жилого дома по адресу: <...> в границы зон чрезвычайной ситуации – отказать.

Заслушав доклад судьи Коневой О.А., пояснения истицы Горлановой Н.В. и её представителя Косичкиной О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Горланова Н.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО (далее – администрация Ленинского сельского поселения), администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО (далее – администрация Ленинского муниципального района), областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее – ОГБУ «МФЦ») о признании права на получение меры государственной поддержки.

Требования мотивированы тем, что истица Горланова Н.В. и члены её семьи Горланов Н.Н. (супруг) и Г.Б.Н. (сын) зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, собственником которого является истица. Указанное жилое помещение неоднократно подвергалось воздействию воды в результате наводнений. В 2019 году жилое помещение и земельный участок были включены в границы зоны ЧС, в 2020 году – не включены. В Перечень утраченных жилых помещений в результате ЧС ни в 2019 году, ни в 2020 году спорное жилое помещение не включалось. Заключением межведомственной комиссии от 29.10.2021 оно признано непригодным для проживания. Однако, решением ОГБУ «МФЦ» отказано истице в предоставлении меры государственной поддержки по причине отсутствия права, а именно в связи с тем, что она является собственником указанного жилого помещения с 15.03.2021, жилое помещение не включено в Перечень утраченных.

Истица просила суд признать за ней право на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате ЧС 2020 года; возложить на администрацию Ленинского сельского поселения, администрацию Ленинского муниципального района обязанность включить спорное жилое помещение в границы зон ЧС 2020 года и представить информацию о нём как об утраченном жилом помещении в результате ЧС 2020 года в департамент архитектуры и строительства ЕАО; возложить на ОГБУ «МФЦ» обязанность включить сведения об истице и её семье в списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате ЧС 2020 года, обязать выдать Горлановой Н.В. свидетельство на приобретение жилого помещения взамен утраченного на состав семьи из трёх человек.

Определением суда к участию в деле привлечены в качестве соответчика департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Горланов Н.Н., несовершеннолетний Г.Б.Н. в лице законного представителя Горлановой Н.В., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков привлечены ГУ МЧС по ЕАО, Управление Росреестра по ЕАО, УМВД России по ЕАО.

В судебном заседании истица Горланова Н.В. исковые требования поддержала. Суду пояснила, что является собственником спорного жилого помещения. На момент наводнения в нём проживала её знакомая, за домом присматривал отец, так как в этот период она обучалась по очной форме обучения в университете в г. Владивосток. Обследование жилого помещения было проведено в 2021 году, дом признан непригодным для проживания в связи с неправильной эксплуатацией, заключение межведомственной комиссии она оспаривала в судебном порядке, решение суда не обжаловала. Однако согласно экспертизе дом признан непригодным для проживания, в том числе в результате воздействия паводковых вод.

Представитель ответчика ОГБУ «МФЦ» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом. Представил в суд письменные возражения, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать по причине отсутствия у истицы права на меру господдержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного, отсутствия спорного жилого помещения в Перечне утраченных, а также в связи с пропуском срока на обращение за выплатой.

Третье лицо Горланов Н.Н., представители ответчиков администрации Ленинского муниципального района, администрации Ленинского сельского поселения, департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, третьих лиц ГУ МЧС России по ЕАО, Управления Росреестра по ЕАО, УМВД России по ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе Горланова Н.В. просила его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.

Мотивирована жалоба тем, что отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался выводами строительно-технического заключения, согласно которому физический износ дома составляет 136%, почти все конструкции жилого дома имеют повреждения, связанные как с эксплуатацией дома, так и возникшие вследствие наводнения. Вместе с тем, суд не дал надлежащей оценки выводам о том, что разрушения возникли вследствие наводнения.

Ответчик данное заключение в ходе рассмотрения дела не оспорил, доказательств того, что жилое помещение истицы являлось непригодным для проживания до объявления режима ЧС, суду не представил.

Также не опровергает факт утраты данного жилого помещения вследствие ЧС заключение межведомственной комиссии, которым жилое помещение признано непригодным в силу его ветхости. Судом не принято во внимание, что при обследовании спорного жилого дома представители межведомственной комиссии не смогли обследовать подполье в виду разбухания от воды крышки люка, в момент обследования на стенах дома имелись следы грибка, возникшего в результате того, что в подпольном помещении находились грунтовые воды.

Полагает, что вопреки выводам суда материалами дела подтверждается факт утраты спорного жилого помещения в результате ЧС, имевшей место в 2020 году.

Возражений относительно доводов жалобы не поступало.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица Горланова Н.В. и её представитель Косичкина О.А. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили её удовлетворить.

Третье лицо Горланов Н.Н., представители ответчиков ОГБУ «МФЦ», администрации Ленинского муниципального района, администрации Ленинского сельского поселения, департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, третьих лиц ГУ МЧС России по ЕАО, Управления Росреестра по ЕАО, УМВД России по ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без их участия.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на неё.

В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18).

Распоряжением губернатора ЕАО от 14.08.2020 № 284-рг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области» на территории ЕАО с 14.09.2020 введён режим чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.

Распоряжение правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп утверждён Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее – Порядок).

Пунктами 3-6 указанного Порядка предусмотрено, что право на получение выплаты имеют граждане:

а) являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям гражданам, с использованием механизма добровольного страхования, утверждённой правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

в) не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах «а», «б» настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

К членам семей граждан, указанных в подпункте «а» пункта 3 настоящего Порядка, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающие в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ним супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации.

Выплата, предусмотренная настоящим Порядком, предоставляется в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.

В силу пункта 6 Порядка утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, которые на момент их утраты не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утверждённой правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в 2020 году (далее – Перечень), формируемый департаментом строительства и ЖКХ правительства ЕАО. Перечень формируется департаментом строительства и ЖКХ на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области.

Согласно пункту 14 Порядка основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении выплаты являются: наличие в представленных гражданином документах недостоверных сведений; отсутствие у гражданина и (или) членов его семьи права на получение выплаты; отсутствие жилого помещения в Перечне.

Материалами дела установлено, что истица Горланова Н.В. с 2010 года является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, зарегистрирована в нём с 28.03.1996.

В указанном жилом помещении также зарегистрированы члены семьи истицы Горланов Н.Н. (супруг) с 24.08.2020 и Г.Б.Н. (сын).

Материалами дела подтверждается, что на момент чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, ни истица, ни члены её семьи Горланов Н.Н. и Г.Б.Н. не имели на праве собственности иного жилого помещения, либо доли в праве собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Из акта обследования от 28.09.2021 № 456 и заключения межведомственной комиссии от 29.10.2021 № 456 следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, <...>, получило повреждения в связи с ненадлежащей эксплуатацией здания в целом, приводящего к снижению до недопустимого уровня надёжности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, посадка фундамента до уровня грунта. Излом половых лаг и досок, отслоение штукатурного слоя. Внутреннее состояние дома неудовлетворительное, частичное разрушение фундамента, перекос несущих стен, перекос межкомнатных перегородок, проседание несущих потолочных балок, перекос оконных рам, перекос дверных проёмов, печь разрушена (абзац второй пункта 33 Положения). Указанное жилое помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и признано непригодным для проживания (абзац четвёртый пункта 47 Положения),

Согласно строительно-техническому заключению ООО «Областное бюро независимой оценки и экспертизы» от 11.07.2023 № 9 состояние спорного жилого дома оценивается как аварийное состояние (категория технического состояния конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий).

Также из данного заключения следует, что на дату исследования выявлено, что почти все конструкции и элементы конструкций жилого деревянного одноэтажного дома имеют повреждения, связанные как с эксплуатацией дома, так и возникшими вследствие наводнения, на что указывает следующее: конструкции и элементы конструкций дома, имеющие повреждения, свидетельствуют о потере своей функциональности у фундамента жилого дома.

Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих, что жилое помещение истицы утрачено в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в 2020 году, материалы дела не содержат.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.

Как следует из пункта 6 Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований ЕАО информацию об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования ЕАО формируют на основании имеющейся у них информации об утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях, сформированной, в том числе на основании заявлений граждан и с учётом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, определённых распоряжением губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления».

Таким образом, информация об утраченных жилых помещениях формируется на основании заявлений граждан с учётом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году.

Вместе с тем, согласно распоряжению губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг ни спорный жилой дом, ни земельный участок, на котором он расположен, не вошли в зону чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления.

Данное распоряжение губернатора ЕАО в связи с невключением в зону чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <...>, в установленном законом порядке истицей не оспорено.

Доказательств обращения истицы в администрацию Ленинского сельского поселения в 2020 – 2021 годах с заявлением о проведении обследования жилого дома на предмет признания его непригодным для проживания именно в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, материалы дела не содержат.

Истицей не представлены суду фотографии, видеоматериалы, подтверждающие факт подтопления жилого помещения в период чрезвычайной ситуации в 2020 году.

Учитывая, что жилое помещение истицы в 2020 году не было включено в зону чрезвычайной ситуации, судебная коллегия критически относится к выводам строительно-технического заключения от 11.07.2023 № 9 в части того, что чрезвычайная ситуация, произошедшая в летне-осенний период 2020 года на территории ЕАО, сильно повлияла на естественный процесс старения дома, ускорила его, что дом имеет повреждения, возникшие вследствие наводнения, которые носят предположительный характер.

Кроме того, усилить естественный процесс старения дома могло ненадлежащее исполнение собственником обязанности по содержанию данного имущества.

Иных достоверных, допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих, что жилой дом истицы пришёл в негодность именно в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, учитывая ежегодно выпадающие в виде дождя или снега осадки, материалы дела не содержат.

В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на законность и обоснованность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.

При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда ЕАО от 23.10.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Горлановой Н. В. – без удовлетворения.

Председательствующий Ю.Г. Золотарева

Судьи О.А. Конева

В.Ю. Тараник

Мотивированное апелляционное определение изготовлено: 24.01.2024.

Судья Щиканов А.В.

Дело № 2-385/2023

Дело № 33-51/2024 (№ 33-971/2023)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 января 2024 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Золотаревой Ю.Г.,

судей Коневой О.А., Тараника В.Ю.,

при секретаре Корсуковой Т.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Горлановой Н. В. на решение Ленинского районного суда ЕАО от 23.10.2023, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Горлановой Н. В. к администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО, администрации Ленинского муниципального района ЕАО, областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО», департаменту строительства и ЖКХ правительства Еврейской АО о признании права на получение мер государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой в 2020 году, включении жилого дома по адресу: <...> в границы зон чрезвычайной ситуации – отказать.

Заслушав доклад судьи Коневой О.А., пояснения истицы Горлановой Н.В. и её представителя Косичкиной О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Горланова Н.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО (далее – администрация Ленинского сельского поселения), администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО (далее – администрация Ленинского муниципального района), областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее – ОГБУ «МФЦ») о признании права на получение меры государственной поддержки.

Требования мотивированы тем, что истица Горланова Н.В. и члены её семьи Горланов Н.Н. (супруг) и Г.Б.Н. (сын) зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, собственником которого является истица. Указанное жилое помещение неоднократно подвергалось воздействию воды в результате наводнений. В 2019 году жилое помещение и земельный участок были включены в границы зоны ЧС, в 2020 году – не включены. В Перечень утраченных жилых помещений в результате ЧС ни в 2019 году, ни в 2020 году спорное жилое помещение не включалось. Заключением межведомственной комиссии от 29.10.2021 оно признано непригодным для проживания. Однако, решением ОГБУ «МФЦ» отказано истице в предоставлении меры государственной поддержки по причине отсутствия права, а именно в связи с тем, что она является собственником указанного жилого помещения с 15.03.2021, жилое помещение не включено в Перечень утраченных.

Истица просила суд признать за ней право на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате ЧС 2020 года; возложить на администрацию Ленинского сельского поселения, администрацию Ленинского муниципального района обязанность включить спорное жилое помещение в границы зон ЧС 2020 года и представить информацию о нём как об утраченном жилом помещении в результате ЧС 2020 года в департамент архитектуры и строительства ЕАО; возложить на ОГБУ «МФЦ» обязанность включить сведения об истице и её семье в списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате ЧС 2020 года, обязать выдать Горлановой Н.В. свидетельство на приобретение жилого помещения взамен утраченного на состав семьи из трёх человек.

Определением суда к участию в деле привлечены в качестве соответчика департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Горланов Н.Н., несовершеннолетний Г.Б.Н. в лице законного представителя Горлановой Н.В., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков привлечены ГУ МЧС по ЕАО, Управление Росреестра по ЕАО, УМВД России по ЕАО.

В судебном заседании истица Горланова Н.В. исковые требования поддержала. Суду пояснила, что является собственником спорного жилого помещения. На момент наводнения в нём проживала её знакомая, за домом присматривал отец, так как в этот период она обучалась по очной форме обучения в университете в г. Владивосток. Обследование жилого помещения было проведено в 2021 году, дом признан непригодным для проживания в связи с неправильной эксплуатацией, заключение межведомственной комиссии она оспаривала в судебном порядке, решение суда не обжаловала. Однако согласно экспертизе дом признан непригодным для проживания, в том числе в результате воздействия паводковых вод.

Представитель ответчика ОГБУ «МФЦ» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом. Представил в суд письменные возражения, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать по причине отсутствия у истицы права на меру господдержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного, отсутствия спорного жилого помещения в Перечне утраченных, а также в связи с пропуском срока на обращение за выплатой.

Третье лицо Горланов Н.Н., представители ответчиков администрации Ленинского муниципального района, администрации Ленинского сельского поселения, департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, третьих лиц ГУ МЧС России по ЕАО, Управления Росреестра по ЕАО, УМВД России по ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе Горланова Н.В. просила его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.

Мотивирована жалоба тем, что отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался выводами строительно-технического заключения, согласно которому физический износ дома составляет 136%, почти все конструкции жилого дома имеют повреждения, связанные как с эксплуатацией дома, так и возникшие вследствие наводнения. Вместе с тем, суд не дал надлежащей оценки выводам о том, что разрушения возникли вследствие наводнения.

Ответчик данное заключение в ходе рассмотрения дела не оспорил, доказательств того, что жилое помещение истицы являлось непригодным для проживания до объявления режима ЧС, суду не представил.

Также не опровергает факт утраты данного жилого помещения вследствие ЧС заключение межведомственной комиссии, которым жилое помещение признано непригодным в силу его ветхости. Судом не принято во внимание, что при обследовании спорного жилого дома представители межведомственной комиссии не смогли обследовать подполье в виду разбухания от воды крышки люка, в момент обследования на стенах дома имелись следы грибка, возникшего в результате того, что в подпольном помещении находились грунтовые воды.

Полагает, что вопреки выводам суда материалами дела подтверждается факт утраты спорного жилого помещения в результате ЧС, имевшей место в 2020 году.

Возражений относительно доводов жалобы не поступало.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица Горланова Н.В. и её представитель Косичкина О.А. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили её удовлетворить.

Третье лицо Горланов Н.Н., представители ответчиков ОГБУ «МФЦ», администрации Ленинского муниципального района, администрации Ленинского сельского поселения, департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, третьих лиц ГУ МЧС России по ЕАО, Управления Росреестра по ЕАО, УМВД России по ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без их участия.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на неё.

В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18).

Распоряжением губернатора ЕАО от 14.08.2020 № 284-рг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области» на территории ЕАО с 14.09.2020 введён режим чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.

Распоряжение правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп утверждён Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее – Порядок).

Пунктами 3-6 указанного Порядка предусмотрено, что право на получение выплаты имеют граждане:

а) являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям гражданам, с использованием механизма добровольного страхования, утверждённой правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

в) не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах «а», «б» настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

К членам семей граждан, указанных в подпункте «а» пункта 3 настоящего Порядка, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающие в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ним супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации.

Выплата, предусмотренная настоящим Порядком, предоставляется в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.

В силу пункта 6 Порядка утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, которые на момент их утраты не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утверждённой правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в 2020 году (далее – Перечень), формируемый департаментом строительства и ЖКХ правительства ЕАО. Перечень формируется департаментом строительства и ЖКХ на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области.

Согласно пункту 14 Порядка основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении выплаты являются: наличие в представленных гражданином документах недостоверных сведений; отсутствие у гражданина и (или) членов его семьи права на получение выплаты; отсутствие жилого помещения в Перечне.

Материалами дела установлено, что истица Горланова Н.В. с 2010 года является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, зарегистрирована в нём с 28.03.1996.

В указанном жилом помещении также зарегистрированы члены семьи истицы Горланов Н.Н. (супруг) с 24.08.2020 и Г.Б.Н. (сын).

Материалами дела подтверждается, что на момент чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, ни истица, ни члены её семьи Горланов Н.Н. и Г.Б.Н. не имели на праве собственности иного жилого помещения, либо доли в праве собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Из акта обследования от 28.09.2021 № 456 и заключения межведомственной комиссии от 29.10.2021 № 456 следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, <...>, получило повреждения в связи с ненадлежащей эксплуатацией здания в целом, приводящего к снижению до недопустимого уровня надёжности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, посадка фундамента до уровня грунта. Излом половых лаг и досок, отслоение штукатурного слоя. Внутреннее состояние дома неудовлетворительное, частичное разрушение фундамента, перекос несущих стен, перекос межкомнатных перегородок, проседание несущих потолочных балок, перекос оконных рам, перекос дверных проёмов, печь разрушена (абзац второй пункта 33 Положения). Указанное жилое помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и признано непригодным для проживания (абзац четвёртый пункта 47 Положения),

Согласно строительно-техническому заключению ООО «Областное бюро независимой оценки и экспертизы» от 11.07.2023 № 9 состояние спорного жилого дома оценивается как аварийное состояние (категория технического состояния конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий).

Также из данного заключения следует, что на дату исследования выявлено, что почти все конструкции и элементы конструкций жилого деревянного одноэтажного дома имеют повреждения, связанные как с эксплуатацией дома, так и возникшими вследствие наводнения, на что указывает следующее: конструкции и элементы конструкций дома, имеющие повреждения, свидетельствуют о потере своей функциональности у фундамента жилого дома.

Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих, что жилое помещение истицы утрачено в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в 2020 году, материалы дела не содержат.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.

Как следует из пункта 6 Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований ЕАО информацию об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования ЕАО формируют на основании имеющейся у них информации об утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях, сформированной, в том числе на основании заявлений граждан и с учётом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, определённых распоряжением губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления».

Таким образом, информация об утраченных жилых помещениях формируется на основании заявлений граждан с учётом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году.

Вместе с тем, согласно распоряжению губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг ни спорный жилой дом, ни земельный участок, на котором он расположен, не вошли в зону чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления.

Данное распоряжение губернатора ЕАО в связи с невключением в зону чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <...>, в установленном законом порядке истицей не оспорено.

Доказательств обращения истицы в администрацию Ленинского сельского поселения в 2020 – 2021 годах с заявлением о проведении обследования жилого дома на предмет признания его непригодным для проживания именно в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, материалы дела не содержат.

Истицей не представлены суду фотографии, видеоматериалы, подтверждающие факт подтопления жилого помещения в период чрезвычайной ситуации в 2020 году.

Учитывая, что жилое помещение истицы в 2020 году не было включено в зону чрезвычайной ситуации, судебная коллегия критически относится к выводам строительно-технического заключения от 11.07.2023 № 9 в части того, что чрезвычайная ситуация, произошедшая в летне-осенний период 2020 года на территории ЕАО, сильно повлияла на естественный процесс старения дома, ускорила его, что дом имеет повреждения, возникшие вследствие наводнения, которые носят предположительный характер.

Кроме того, усилить естественный процесс старения дома могло ненадлежащее исполнение собственником обязанности по содержанию данного имущества.

Иных достоверных, допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих, что жилой дом истицы пришёл в негодность именно в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, учитывая ежегодно выпадающие в виде дождя или снега осадки, материалы дела не содержат.

В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на законность и обоснованность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.

При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда ЕАО от 23.10.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Горлановой Н. В. – без удовлетворения.

Председательствующий Ю.Г. Золотарева

Судьи О.А. Конева

В.Ю. Тараник

Мотивированное апелляционное определение изготовлено: 24.01.2024.

33-51/2024 (33-971/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Горланова Наталья Викторовна
Ответчики
Департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО
ОГБУ "МФЦ в ЕАО"
Администрация Ленинского муниципального района ЕАО
Администрация Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО
Другие
Управления Росреестра по ЕАО
Горланов Никита Николаевич
ГУ МЧС России по ЕАО
УМВД России по ЕАО
Суд
Суд Еврейской автономной области
Судья
Конева Ольга Александровна
Дело на странице суда
os.brb.sudrf.ru
20.12.2023Передача дела судье
17.01.2024Судебное заседание
05.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2024Передано в экспедицию
17.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее