Дело (УИД) № 19RS0010-01-2023-000531-38
Производство № 2 – 413/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 сентября 2023 года с. Шира
Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Укачиковой Д.Г.,
при секретаре судебного заседания Борисовой Н.Е.,
с участием: процессуального истца – прокурора Ширинского района Республики Хакасия Солдатова А.Е.,
представителя ответчика - муниципального бюджетного образовательного учреждения Жемчужненская средняя школа № 1 Соболевской Г.А., действующей на основании доверенности от 24 июля 2023 года,
представителя ответчика – Управления образования администрации муниципального образования Ширинский район в лице руководителя Каер С.Б., действующей на основании Положения,
представителя ответчика – Министерства образования и науки Республики Хакасия Яблочкова В.В., действующего на основании доверенности № 100-7347 от 25 июля 2023 года,
представителя третьего лица – Правительства Республики Хакасия Молчанова В.А., действующего на основании доверенности № ВК-М-2342 от 27 июля 2023 года,
представителя третьего лица – администрации муниципального образования Ширинский район Феоктистовой Е.А., действующей на основании доверенности от 12 июля 2023 года,
представителя третьего лица – Финансового управления администрации муниципального образования Ширинский район Устюговой И.Н., действующей на основании приказа от 21 августа 2023 года № 57,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ширинского района Республики Хакасия, действующего в интересах Лобковой О.В., к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Жемчужненская средняя школа №, Управлению образования администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия, Министерству образования и науки Республики Хакасия об обязании выплат стимулирующего характера,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд в интересах педагога Лобковой О.В. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Жемчужненская средняя школа № (далее – МБОУ Жемчужненская СШ №, образовательное учреждение, Учреждение), Управлению образования администрации муниципального образования <адрес> Республики Хакасия (далее – УО администрации МО <адрес>, Управление образования), Министерству образования и науки Республики Хакасия (далее – Минобрнауки РХ, Министерство) об обязании выплат стимулирующего характера за период с января по июнь 2023 года. В обоснование заявленных требований указал, что согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ № Лобкова О.В. осуществляет трудовую деятельность в МБОУ «Жемчужненская СШ №» в должности учителя химии, биологии. Ссылаясь на п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ), указывает, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования. Названное полномочие реализуется посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, на Правительство Республики Хакасия возложена обязанность по предоставлению органам местного самоуправления субвенций на исполнение указанных полномочий. Аналогичная норма установлена и п. 3 ч. 1 ст. 6 Закона Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРХ «Об образовании в <адрес>». Согласно ч. 2 ст. 99 Закона № 273-ФЗ нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона, объем финансового обеспечения реализации образовательной программы определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, включая практическую подготовку обучающихся, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей. Также ст. 99 Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что в объем финансового обеспечения реализации образовательной программы включаются затраты, в том числе, на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации. Законом Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРХ «О нормативах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» (далее - Закон №-ЗРХ) установлен перечень нормативов, а также в статье 4 данного закона при расчете субвенции к нормативу предусмотрены поправочные коэффициенты. Частью 2 статьи 5 Закона №-ЗРХ установлено, что расходы на оплату труда включают в себя: 1) выплаты должностных окладов; 2) выплаты компенсационного характера; 3) выплаты стимулирующего характера; 4) отчисления по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Методика расчета нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций (далее - Методика), согласно которой норматив обеспечения общего образования складывается из двух составляющих, в том числе расходы на оплату труда, которые, в числе прочих, включают и выплаты стимулирующего характера. Таким образом, выплаты стимулирующего характера являются неотъемлемой частью заработной платы педагогического работника. Приказом директора МБОУ Жемчужненская СШ № от ДД.ММ.ГГГГ №-о утверждено Положение о выплатах стимулирующего характера сотрудникам МБОУ Жемчужненская СШ №. Названное Положение разработано в целях материальной заинтересованности сотрудников образовательного учреждения в повышении качества работы, развитии творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач, успешного и добросовестного исполнения должностных обязанностей. Согласно п. 1.3 Положения сотрудникам устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера: за интенсивность и высокие результаты работы; за качество выполняемых работ; за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы. Такие выплаты производятся в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников (п. 1.4 Положения). Выплаты стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с принятым в Учреждении локальным актом, которым определяются порядок, условия и размеры стимулирующих выплат работников. Объем средств на стимулирующие выплаты работников Учреждения – до 15% от фонда оплаты труда работников Учреждения, в составе фонда стимулирующих выплат формируется централизованный фонд на стимулирование руководителей в объеме до 1,5% от фонда оплаты труда работников Учреждения. Распределение, назначение стимулирующих выплат педагогическим работникам, при их наличии, осуществляется на основании решений комиссий по распределению стимулирующих выплат, созданных в образовательных учреждениях. В ходе проведения проверки, установлено, что согласно расчетным листкам Лобковой О.В. за январь-июнь 2023 года стимулирующая выплата ей не выплачивалась. При этом, средства фонда оплаты труда, включающие в себя средства, подлежащие направлению на выплату стимулирующей надбавки, распределены на доплаты другим работникам до минимального размера оплаты труда. В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» уровень средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования должен быть на уровне средней заработной платы в соответствующем регионе. С ДД.ММ.ГГГГ минимальный размер оплаты труда (далее – МРОТ) проиндексирован на 6,3% и стал составлять 16242 руб., с учетом статьи 315 ТК РФ для Республики Хакасия – 25987,20 руб. (с учетом обязательных отчислений – 33835,33 руб.). Вместе с тем, коэффициент к нормативу обеспечения общего образования, направленный на достижение целевого показателя по повышению заработной платы педагогических работников в соответствии с Перечнем поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от ДД.ММ.ГГГГ № Пр-294 и выплату минимального размера оплаты труда, Министерством образования и науки Республики Хакасия до настоящего времени не скорректирован в сторону увеличения, что повлекло за собой недостижение целевого показателя по повышению заработной платы педагогическим работникам, а в некоторых случаях уменьшение размера заработной платы работникам образовательных организаций республики. Указывает, что невыполнение вышеперечисленных норм трудового законодательства является грубым нарушением федерального законодательства, влекущим нарушение трудовых прав педагогического работника. На основании изложенного, просит обязать МБОУ Жемчужненская СШ № произвести начисление и выплату Лобковой О.В. стимулирующих выплат за период январь-июнь 2023 года, обязать Управление образования администрации МО Ширинский район произвести финансирование школы в объеме, необходимом для выплат стимулирующего характера материальному истцу за указанный период, в течение трех дней со дня поступления финансирования от Минобрнауки РХ, обязать Минобрнауки РХ профинансировать Управление образования в объеме, необходимом для перечисления стимулирующих выплат педагогу Лобковой О.В., в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Впоследствии, заявленные требования прокурором в соответствии со ст. 39 ГПК РФ уточнялись, окончательно прокурор просил: обязать Минобрнауки РХ профинансировать Управление образования администрации МО Ширинский район в размере 13319,08 руб. для начисления стимулирующих выплат МБОУ «Жемчужненская СШ №» в отношении Лобковой О.В., в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязать Управление образования администрации МО Ширинский район произвести финансирование школы в указанном размере для начисления стимулирующих выплат Лобковой О.В., в течение десяти дней со дня поступления финансирования от Минобрнауки Хакасия; обязать МБОУ Жемчужненская СШ № в течение трех рабочих дней со дня поступления финансирования, произвести начисление Лобковой О.В. стимулирующих выплат в следующем размере: <данные изъяты>
В ходе рассмотрения дела по существу от представителя ответчика - МБОУ Жемчужненская СШ № Соболевской Г.А. поступили письменные отзывы по заявленным требованиям, в которых последняя пояснила, что использование субвенций осуществляется в объеме, предусмотренном в Законе о республиканском бюджете Республики Хакасия. Минобрнауки РХ направляет уведомление по расчетам между бюджетами Финансовому управлению администрации МО Ширинский район (далее - Финуправление) с указанием суммы финансирования, на основании чего Финуправление доводит лимиты бюджетных обязательств до главного распорядителя средств бюджета – УО администрации МО Ширинский район, которое, в свою очередь, доводит лимиты бюджетных обязательств до получателей средств бюджета (образовательных учреждений). Заработная плата начисляется бухгалтером образовательного учреждения, затем формируется сводная заявка на финансирование. Сводная заявка на финансирование направляется в Министерство образования и науки РХ, которое перечисляет субвенции на единый счет, открытый Финансовому управлению в Управлении Федерального Казначейства по РХ. Финансовое управление перечисляет субвенцию Управлению образования, которое перечисляет ее образовательным учреждениям. Указывает, что согласно уведомлениям № ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, № ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, № ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, № ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам Минобрнауки Хакасии в бюджет МО Ширинский район через Финуправление доведены лимиты бюджетных обязательств на обеспечение образовательных учреждений на 2022 год в размере 36063000 руб., 20183000 руб., 39470000 руб. и 472000 руб. соответственно, состоящие из фонда оплаты труда (далее - ФОТ), учебных расходов, и отчислений. Указывает, что сравнение утвержденных лимитов бюджетных обязательств на начало 2022 года в размере 336063000 руб. и 408848000 руб. на начало 2023 года без учета факта недостаточности финансовых средств в 2022 году является не верным, так как указанная сумма лимитов на 2022 финансовый год изначально была недостаточной. Из расчета среднемесячной суммы потребности в средствах из расчета профинансированных заявок за 9 месяцев в размере 29,8 млн. руб. этой суммы хватает только на 11 месяцев. При повышении заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ на 20% за счет этой суммы, идет оплата последнего месяца финансового года и реальное увеличение фонда оплаты труда составляет 11,7%. Указала, что при увеличении МРОТ с ДД.ММ.ГГГГ заработная плата работников обслуживающего персонала увеличилась с 24446,40 руб. до 25987,20 руб., а объем субвенций в соотношении 2022 года с 2023 годом не изменился. Доплата до МРОТ производилась из средств, предусмотренных на стимулирующие выплаты педагогам, в связи с чем, уменьшился их объем. Указала, что Управление образования администрации МО Ширинский район, а также Совет депутатов МО Ширинский район неоднократно обращались к Министерству образования и науки РХ, главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия с просьбой принятия мер для разрешения сложившейся ситуации по заработной плате педагогических работников. Учитывая, что финансирование оплаты труда как педагогических, так и инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции, относится к исключительной компетенции Правительства РХ (ст. 6 Закона РХ от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРХ «Об образовании в Республике Хакасия»), реализацию статьи 37 Конституции РФ должно обеспечивать именно Правительство РХ путем внесения изменений в Постановление Правительства Республики Хакасия № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении методик расчета нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных дошкольных и общеобразовательных организаций» в части изменения индивидуальных поправочных коэффициентов к нормативам обеспечения. Аргументы Правительства РХ о том, что им внесены изменения в указанное постановление, и с ДД.ММ.ГГГГ увеличены оклады на 20%, что позволило с ДД.ММ.ГГГГ производить оплату МРОТ без увеличения лимитов, считает необоснованным. Указала, что по МБОУ Жемчужненская СШ № задолженность по заработной плате составляет на август 2023 г. 453578,61 руб. Величины поправочных коэффициентов до настоящего времени не изменены с учетом увеличения МРОТ. Также указала, что в целях приведения в соответствие действующему законодательству, в Положение о выплатах стимулирующего характера рабочей группой МБОУ Жемчужненская СШ № внесены изменения в части обязательности выплат стимулирующего характера. Указанное Положение направлено на утверждение Общему собранию школы. На момент рассмотрения дела данные изменения не утверждены. Выразила согласие с заявленными требованиями прокурора.
Из представленных суду отзывов представителя ответчика Министерства образования и науки РХ Яблочкова В.В. следует, что Постановлением Правительства РХ № установлены величины поправочного коэффициента к нормативу обеспечения общего образования, направленного на достижение целевого показателя по повышению заработной платы педагогических работников в соответствии с Перечнем поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от ДД.ММ.ГГГГ № Пр-294 и выплату минимального размера оплаты труда, в том числе в отношении МБОУ Жемчужненская СШ №, со следующими поправочными коэффициентами: с ДД.ММ.ГГГГ – 1,220, с ДД.ММ.ГГГГ – 1,252, с ДД.ММ.ГГГГ – 1,448. Указывает, что о недостаточности объема субвенций в части фонда оплаты труда в МБОУ Жемчужненская СШ № Управление образования в Министерство не сообщало. В проиндексированном в сентябре 2022 года объеме субвенций на оплату труда в МБОУ Жемчужненская СШ № были предусмотрены средства на выплату МРОТ с января 2023 года. Среднемесячная заработная плата обслуживающего персонала за сентябрь-декабрь 2022 года превысила уровень МРОТ, установленный на 2023 год, и составила 26310,9 руб. Среднемесячный объем субвенций на оплату труда в МБОУ Жемчужненская СШ № по заявкам, полученным от Управления образования, за январь-июль 2023 года вырос по сравнению со среднемесячной заявкой за сентябрь-декабрь 2022 года на 0,9%. Отмечает, что все заявки, полученные от Управления образования администрации МО Ширинский район с января 2022 года по июль 2023 год были профинансированы в установленные сроки и в полном объеме. Обращает внимание на то, что принятые законы и разработанные нормативные правовые акты Республики Хакасия в части предоставления субвенций не признаны судом недействительными (недействующими) или противоречащими законодательству Российской Федерации. Вместе с тем, в настоящий момент Минобрнауки РХ ведётся дополнительная работа со штатными расписаниями каждой школы республики в целях уточнения формирования оплаты труда. Считает, что формирование штатной численности работников образовательных организаций, утверждение Положения об оплате труда, Положения о распределении стимулирующих выплат, организация прозрачного механизма формирования системы оплаты труда в конкретной школе, в рамках имеющихся годовых бюджетных ассигнований с учетом прогноза средней заработной платы труда своих сотрудников, начисление заработной платы - является полномочиями муниципальных образований и, в первую очередь, руководителя образовательной организации, и полагает, что Минобрнауки РХ является не надлежащим ответчиком по делу, заявленные требования истца не подлежащими удовлетворению, и просит в удовлетворении искового заявления отказать.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении ходатайства представителя МБОУ Жемчужненская средняя школа № Соболевской Г.А. о приостановлении производства настоящему гражданскому делу до вступления в законную силу решений судов по делам №а-58/2023, №а-59/2023 Верховного Суда Республики Хакасия, № Абаканского городского суда.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Республики Хакасия.
Представитель соответчика – Правительства РХ Кравченко Ю.А. представила суду отзыв на исковое заявление, в котором указала, что Правительство РХ не является надлежащим ответчиком по рассматриваемому делу, в удовлетворении заявленных требований просила отказать.
Из представленных суду отзывов представителя Правительства РХ Молчанова В.А. следует, что объем субвенций, подлежащих перечислению Ширинскому району в 2023 году, утвержден законом Республики Хакасия о республиканском бюджете на текущий год и плановый период. Минобрнауки РХ финансирует указанную субвенцию в пределах, определенных данным законом. Ни один нормативный правовой акт Республики Хакасия, либо действие или бездействие государственных органов Республики Хакасия, касающиеся предоставления субвенции муниципальным образованиям не были признаны недействительными в судебном порядке, в связи с чем, отсутствуют основания взыскивать средства с республиканского бюджета Республики Хакасия в порядке статьей 1069, 1071 ГК РФ. При этом прокурор в своем исковом заявлении и не просит это сделать. А поскольку Бюджетным кодексом РФ установлен иммунитет бюджетов, у Минобрнауки РХ отсутствуют основания для перечисления субвенции Ширинскому району в объеме большем, чем это предусмотрено законом о республиканском бюджете на текущий год и плановый период. Отмечает, что в начале 2022 года главой Республики Хакасия поставлена задача по увеличению базовых окладов на 20 процентов всем работникам образовательных организаций по всем профессиональным квалификационным группам должностей. С этой целью были внесены изменения в Постановление Правительства РХ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), а также в Постановление Правительства РХ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), что позволило увеличить фонд заработной платы на 600 952 тыс. рублей. Указывает, что в соответствии с таблицей 7 приложения 16 к Закону РХ от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), Ширинскому району была распределена субвенция в размере 336 063 тыс. рублей. Впоследствии, в связи с увеличением с ДД.ММ.ГГГГ размеров базовых окладов на 20 процентов всем работникам образовательных организаций, размер субвенции Ширинскому району был увеличен до 395 716 тыс. руб. (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ). На 2023 год Ширинскому району распределена сумма субвенции в размере 408 848 тыс. руб. Профинансировать Минобрнауки Хакасии может только Министерство финансов Республики Хакасия. В части требований прокурора об обязании Минобрнауки РХ профинансировать Управление образования в заявленном размере для начисления стимулирующих выплат Лобковой О.В. указал, что Минобрнауки Хакасии может перечислить средства субвенции только на единый счет местного бюджета Ширинского района. В силу принципа подведомственности расходов бюджетов, Управление образования Ширинского района сможет получить соответствующие средства либо от финансового органа Ширинского района, либо от Главного распорядителя средств местного бюджета, в ведении которого оно находится. Указал, что Правительство РХ не может быть ответчиком по рассматриваемому иску, в удовлетворении требований прокурора к Правительству РХ и Минобрнауки просил отказать в полном объеме.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Правительство РХ исключено из числа ответчиков по данному делу, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков, привлечены: Правительство РХ, Министерство финансов Республики Хакасии, администрация муниципального образования Ширинский район и Финансовое управление администрации муниципального образования Ширинский район.
Представитель третьего лица – Правительства РХ Молчанов В.А. в дополнительном отзыве, ссылаясь на ст.ст. 31, 69, 85, 239 Бюджетного кодекса РФ, указал, что взыскать денежные средства с республиканского бюджета Республики Хакасия возможно только на основании судебного акта, при наличии вреда причиненного гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов Республики Хакасия или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Республики Хакасия актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту. В противном случае, это будет нарушение принципа самостоятельности бюджетов, а также режима иммунитета бюджетов. Более того, принятие судом решения о перечислении каких-либо денежных средств с республиканского бюджета Республики Хакасия при отсутствии указанных оснований, будет являться нарушением принципа разделения властей, закрепленного статьей 10 Конституции РФ, поскольку будет означать принятие судом расходного обязательства о предоставлении межбюджетного трансферта местному бюджету за счет бюджета субъекта Российской Федерации. Принятие решения о взыскании денежных средств с республиканского бюджета будет означать исполнение судом функции нормотворческого органа субъекта Российской Федерации. Также указал на то, что в каждом втором варианте протоколов о распределении премии работникам школы за период с января по июнь 2023 года, представленных представителем Управления образования администрации МО Ширинский район Соболевской Г.А., указанные цифры стимулирующих выплат и премиального фонда не сходятся с первым вариантом. Отмечает, что все протоколы были сделаны в августе 2023 года, то есть уже после того, как прокурор Ширинского района обратился в суд за взысканием стимулирующих выплат за указанный период. То есть, в указанном периоде протоколы не составлялись, следовательно, оснований для начисления Лобковой О.В. стимулирующих выплат в данном периоде не было. Данные протоколы делались специально для того, чтобы представить их в суд в целях обоснования законности требования о взыскании бюджетных средств в пользу Лобковой О.В. Указывает, что также в ходе судебного разбирательства выяснилось, что указанные в протоколах суммы премиального фонда не соответствуют действительности, поскольку свободных денежных средств в учреждении не было, соответственно, и распределять в качестве стимулирующих выплат было нечего. Полагает, что данные протоколы не соответствуют требованиям достоверности доказательств, в связи чем, ДД.ММ.ГГГГ Министр образования и науки Республики Хакасия обратился в Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю и Республике Хакасия с заявлением на предмет проведения доследственной проверки по ст. 303 УК РФ. В удовлетворении заявленных требований к Минобрнауки РХ просил отказать.
В судебном заседании процессуальный истец – прокурор Ширинского района Солдатов А.Е. заявленные требования, с учетом их уточнений, поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Материальный истец Лобкова О.В., надлежащим образом извещенная о дате и времени судебного заседания, отсутствовала, в представленном суду письменном заявлении указала, что заявленные требования с учетом уточнений поддерживает в полном объеме, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель ответчика - МБОУ Жемчужненская СШ № Соболевская Г.А. в судебном заседании заявленные требования признала в полном объеме, полагала их обоснованными и подлежащими удовлетворению по основаниям и доводам, изложенным в отзывах на исковое заявление.
Участвующая в судебном заседании представитель ответчика – руководитель Управления образования МО Ширинский район Каер С.Б. также согласилась с заявленными требованиями, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Хакасия Яблочков В.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что выплата стимулирующих осуществляется на основании положения о распределении стимулирующих выплат в соответствии с внутренними локальными актами, положением об оплате труда при наличии фонда экономии. Стимулирующие выплаты не носят гарантированного характера, они выплачиваются только при наличии свободного фонда оплаты труда. Полагает, что Министерство образования и науки РХ является ненадлежащим ответчиком по делу, а заявленные требования, не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица – Правительства Республики Хакасия Молчанов В.А., участвующий в судебном заседании, просил в удовлетворении заявленных требований прокурора отказать, указав, что благодаря пояснениям специалиста Министерства образования и науки РХ было выяснено, что в республиканский бюджет были заложены денежные средства, в том числе на изменение заработной платы обслуживающему персоналу с ДД.ММ.ГГГГ, соответственно позиция истца, Управления образования, образовательной организации о том, что они были вынуждены забирать доплаты у педагогических работников для того, чтобы доплатить заработную плату до МРОТ не выдерживает никакой критики. Полагает, что истцом, в данном случае, выбран неверный способ защиты права. В случае защиты трудовых прав путем взыскания заработной платы, как могут предъявляться требования к другому публично-правовому образованию. Если у Управления образования, у администрации МО Ширинский район, у местного бюджета имеются какие-то претензии к республиканскому бюджету, они вполне могут это самостоятельно урегулировать в рамках другого процесса. Полагает, что никаких нарушений со стороны ни Министерства образования и науки РХ, ни Правительства РХ, ни вообще в целом республиканского бюджета установлено в данном судебном заседании не было. Поддержал позицию представителя Министерства образования и науки РХ, что стимулирующие выплаты не носят гарантированного характера, выплачиваются только при наличии свободного фонда оплаты труда, а представленные протоколы Управления образования, образовательной организации о распределении стимулирующих выплат сотрудникам МБОУ Жемчужненская СШ № – недопустимыми доказательствами, просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представители третьих лиц – администрации муниципального образования Ширинский район Феоктистова Е.А., Финансового управления администрации муниципального образования Ширинский район Устюгова И.Н. полагали заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица - Министерства финансов Республики Хакасия, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, отсутствовал, заявлений, ходатайств в адрес суда не направил, позицию по заявленным требованиям не высказал.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, определил о рассмотрении дела при имеющейся явке.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные материалы, допросив специалистов, суд приходит к следующим выводам.
Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» №).
Частью 1 статьи 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
К исковому заявлению приложено обращение Лобковой О.В. в прокуратуру Ширинского района от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении ее трудовых прав. Учитывая, что предметом иска является нарушение прав в сфере трудовых отношений, прокурор <адрес> правомерно обратился в суд в интересах Лобковой О.В.
Представленными материалами подтверждается, что Лобкова О.В. осуществляет трудовую деятельность в МБОУ Жемчужненская СШ № в должности учителя химии и биологии на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору Лобкова О.В. осуществляет обязанности по профессии (должности) учитель химии, учитель биологии, учитель математики, учитель (ФГОС) внеурочной деятельности, классный руководитель.
На основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата в размере должности «учитель»: базовый оклад - 10102,50 руб., должностной оклад - 16164,00 руб., повышающий коэффициент – 1,6; по должности «учитель» (профильное обучение): базовый оклад – 11647,47 руб., повышающий коэффициент – 1,6; доплата за классное руководство – 5000 руб. Работнику устанавливается 5 дневная рабочая неделя, учебная нагрузка – 29,5 учебных часов.
В соответствии с п.п. 1.7, 1.17, 2.3 Устава МБОУ Жемчужненская СШ №, утвержденного приказом Управления образования администрации МО Ширинский район от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями), Учреждение является юридическим лицом, которое самостоятельно формирует свою структуру, целями деятельности которого является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам различных видов, уровней и направлений. Финансовое обеспечение муниципального задания осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования Ширинский район в соответствии с действующим законодательством (п. 6.10).
Согласно п.п. 1.5, 1.6, 1.8 Положения об Управлении образования администрации МО Ширинский район (далее Управление образования, УО администрации МО Ширинский район), утвержденного постановлением администрации МО Ширинский район от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями), Управление образования обладает правами юридического лица, является участником бюджетного процесса с возложенными на него функциями, обеспечивает исполнение своих денежных обязательств в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств, в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств реализует основные общеобразовательные программы в муниципальных образовательных организациях.
Деятельность Министерства образования и науки Республики Хакасия регламентируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями). Минобрнауки РХ, являясь исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств республиканского бюджета Республики Хакасия, разрабатывает проекты законов Республики Хакасия, постановлений Правительства Республики Хакасия, другие документы, по которым требуется решение Правительства Республики Хакасия, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства, контролирует осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также использование предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (п.п. 6 п. 4.1, п.п. 1 п. 4.3, п.п. 1 п. 4.9).
В соответствии с ч. 8 ст. 144 Трудового кодекса РФ Правительство Российской Федерации вправе утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, перечней выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, условий назначения выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат.
Установление порядка и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 99 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, объем финансового обеспечения реализации образовательной программы определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, включая практическую подготовку обучающихся, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно п. 4 ст. 2 Закона Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРХ «О нормативах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» норматив обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - норматив обеспечения общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях) - расчетная величина затрат, обеспечивающая реализацию образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей. Норматив обеспечения общего образования в МОО определяется в расчете на одного обучающегося на календарный год.
Объем средств, который планируется и доводится до образовательной организации, финансируемой на основании нормативов, согласно п. 2 ст. 7 Закона №-ЗРХ, определяется как произведение списочной численности обучающихся, воспитанников и нормативов, индивидуальных поправочных коэффициентов.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении методик расчета нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций» (далее Постановление №) утверждена Методика расчета нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (далее – Методика).
Согласно п. 3 Методики норматив обеспечения общего образования складывается из двух составляющих, в том числе расходов на оплату труда (подп. 1). Расходы на оплату труда включают, в числе прочих, выплаты стимулирующего характера.
Таким образом, выплаты стимулирующего характера являются неотъемлемой частью заработной платы педагогического работника, включенные в норматив и предоставляемые в МОО посредством предоставления субвенций местным бюджетам в рамках полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Постановлением № также установлены величины поправочного коэффициента к нормативу обеспечения общего образования, направленного на достижение целевого показателя по повышению заработной платы педагогических работников в соответствии с Перечнем поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от ДД.ММ.ГГГГ № Пр-294 и выплату минимального размера оплаты труда (далее поправочный коэффициент). Величины поправочного коэффициента, установленные для МБОУ Жемчужненская СШ №: с ДД.ММ.ГГГГ – 1,220; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,252; с ДД.ММ.ГГГГ до рассмотрения настоящего гражданского дела – 1,448.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Методические рекомендации по переходу муниципальных образовательных организаций в Республике Хакасия на новую систему оплаты труда.
С ДД.ММ.ГГГГ система оплаты труда работников в муниципальных образовательных организациях (далее - МОО) в Республике Хакасия включает в себя: базовые оклады (базовые должностные оклады); выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера (п. 2.1.).
Размеры базовых окладов (базовых должностных окладов) работников МОО устанавливаются по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее - ПКГ).
Размеры базовых окладов (базовых должностных окладов), умноженные на величину повышающего коэффициента, образуют величину окладов (должностных окладов), определяющую размер оплаты труда работников за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц.
Выплаты компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с принятым в МОО локальным актом, которым определяется порядок, условия и размеры выплат работникам МОО в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия.
Фонд оплаты труда формируется и осуществляется в пределах объема средств на текущий финансовый год и рассчитывается по следующей формуле: ФОТ = N x П x U, где: ФОТ - годовой фонд оплаты труда работников МОО; N - норматив финансового обеспечения образовательной деятельности в МОО в части оплаты труда; П - поправочный коэффициент для образовательных организаций. Размеры поправочных коэффициентов утверждаются постановлением Правительства Республики Хакасия; U - численность обучающихся, воспитанников, определяется для отдельных типов и видов МОО с учетом расположения образовательной организации в городе или сельской местности, для обучающихся - по каждой ступени обучения (п. 3.1.).
Фонд оплаты труда образовательной организации состоит из фонда оплаты труда работников МОО (ФОТр) и отчисления в централизованный фонд стимулирования руководителя МОО (ФОТцст).
Фонд оплаты труда работников МОО (ФОТр) рассчитывается по формуле: ФОТр = ФОТб + ФОТк + ФОТст, где: ФОТб - базовая часть фонда оплаты труда. Базовая часть фонда оплаты труда включает размеры окладов (должностных окладов) работников МОО и обеспечивает гарантированную заработную плату в соответствии со штатным расписанием; ФОТк - фонд компенсационных выплат работникам МОО; ФОТст - фонд стимулирующих выплат работников МОО, который определяется по следующей формуле: ФОТст = ФОТр x С, где: С - рекомендуемое значение доли стимулирующей части от ФОТр, составляет не более 15%. Значение С определяется МОО самостоятельно с учетом доведенных средств на оплату труда (п. 3.4.).
Как следует из содержания п. 3.5. Методических рекомендаций, экономия фонда оплаты труда МОО направляется на увеличение стимулирующей части фонда оплаты труда.
На районном уровне постановлением администрации МО Ширинский район от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений муниципального образования Ширинский район, которое содержит аналогичные положения, в том числе касающиеся формирования и распределения общего фонда оплаты труда, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Положением о системе оплаты труда, принятом на общем собрании МБОУ Жемчужненская СШ № ДД.ММ.ГГГГ (протокол №), утвержденном и.о. директора Учреждения приказом от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями и дополнениями), установлено, что система оплаты труда работников образовательного учреждения включает в себя: базовый оклад (базовый должностной оклад), выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера (п. 2.1.). Выплаты компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с принятыми в образовательном учреждении Положением о выплатах стимулирующего характера сотрудникам МБОУ Жемчужненская СШ №. Положение определяет порядок, условия и размеры стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения (п. 2.3.). Районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в Республике Хакасия являются обязательными выплатами, начисление которых производится на выплаты стимулирующего характера (п. 7.1.).
Формирование и распределение общего фонда оплаты труда в образовательном учреждении аналогично положениям, утвержденным указанными выше нормативными правовыми актами.
В перечень и размеры доплат компенсационного характера в соответствии с Приложением № к Положению о системе оплаты труда включена доплата до МРОТ – размер начисленной заработной платы работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством (без учета районного коэффициента с процентной надбавкой за стаж работы в Республике Хакасия).
Как следует из Положения о выплатах стимулирующего характера, принятого на Общем собрании МБОУ Жемчужненская СШ № (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), утвержденного и.о. директора МБОУ Жемчужденская СШ № приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-о, сотрудникам МБОУ Жемчужненская СШ № устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера: за интенсивность и высокие результаты работы; за качество выполняемых работ; за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы (п. 1.3.).
Выплаты стимулирующего характера производятся в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников образовательного учреждения (далее ОУ), а также за счет средств от приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников (п. 1.4.).
Выплаты стимулирующего характера производятся при наличии средств в фонде оплаты труда. Выплаты стимулирующего характера сотрудниками образовательного учреждения устанавливаются приказом директора МБОУ Жемчужненская СШ № на основании решения комиссии о стимулировании сотрудников. Объем средств на стимулирующие выплаты работникам ОУ – до 15% от фонда оплаты труда работников ОУ, в составе фонда стимулирующих выплат рекомендуется формировать централизованный фонд на стимулирование руководителей в объеме до 1,5% от фонда оплаты труда работников ОУ (п. 1.5.).
Размер выплат стимулирующего характера определяется комиссией по распределению выплат стимулирующего характера, созданной приказом директора и действующей на основании Положения о комиссии. Выплаты стимулирующего характера не устанавливаются при наличии у сотрудника ОУ дисциплинарного взыскания, невыполнения в срок поручений и распоряжений директора школы (п. 1.6., п. 1.9.).
В соответствии с настоящим Положением, выплаты стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы осуществляются один раз в год в августе, выплаты стимулирующего характера за качество выполняемых работ устанавливаются ежемесячно. Данные выплаты определяются на основании листов самооценки. Премиальные выплаты по итогам работы производятся за достижение плановых показателей работы образовательного учреждения в целом, премирование производится индивидуально. Премирование производится при наличии средств в фонде оплаты труда ОУ.
Приказом и.о. директора МБОУ Жемчужненская СШ № от ДД.ММ.ГГГГ №-о утверждено Положение о выплатах стимулирующего характера, Положение комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда, утвержден состав комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда.
Как следует из информации от ДД.ММ.ГГГГ, представленной МБОУ Жемчужненская СШ №, Лобкова О.В. за период с января 2023 года по июнь 2023 год не привлекалась к дисциплинарной ответственности, действующих дисциплинарных взысканий не имеет, с ее стороны не допускались нарушения трудовой и исполнительской дисциплины. На момент предоставления информации за истекший период 2023 года стимулирующие выплаты по ОУ не осуществлялись в связи с отсутствием денежных средств на указанные цели в фонде оплаты труда. Тогда как за 12 месяцев 2022 год объем стимулирующих выплат составил 149305,90 руб.
Согласно табелям учета рабочего времени образовательного учреждения Лобкова О.В. за период с января по июнь 2023 года осуществляла трудовую деятельность, с 20 марта по ДД.ММ.ГГГГ, с 26 июня по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске. Стимулирующие выплаты Лобковой О.В. за период с января 2023 г. по июнь 2023 г. не начислялись и не выплачивались, что следует из представленных расчетных листков материального истца.
В соответствии с штатным расписанием МБОУ Жемчужненская СШ № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ число учащихся составляет 247 человек, административно-управленческий персонал – 3 единицы, педагогический персонал – 38,99 единиц, обслуживающий персонал – 15 единиц, всего по штатному расписанию по республиканскому бюджету – 56,99 единиц.
Аналогичные сведения приведены в штатных расписаниях образовательного учреждения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ
Согласно сведениям, представленным УО администрации МО Ширинский район, при формировании штатных расписаний на 01.01.2023 г. и определения норматива обеспечения общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях было выявлено, что не во всех общеобразовательных учреждениях Ширинского района норматив обеспечит выполнение обязательств по оплате труда. Фонд оплаты труда, сформированный по штатному расписанию, больше, чем фонд оплаты труда по нормативу. Подобная ситуация сложилась в шести общеобразовательных учреждениях района, в том числе в МБОУ Жемчужненская СШ №. По мнению Управления образования, данные образовательные учреждения не смогут исполнять свои обязательства по оплате труда гарантированной части, о чем УО администрации МО Ширинский район проинформировало Минобрнауки РХ письмом от ДД.ММ.ГГГГ, ходатайствовав о рассмотрении увеличения коэффициента к нормативу обеспечения общего образования, направленного на достижение целевого показателя по повышению заработной платы педагогических работников.
В свою очередь, Минобрнауки РХ письмом от ДД.ММ.ГГГГ запросило у УО администрации МО Ширинский район копии штатных расписаний на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ, а также расчеты недостающих средств, которые были направлены в адрес Министерства ДД.ММ.ГГГГ
Ранее, ДД.ММ.ГГГГ УО администрации МО Ширинский район ходатайствовало перед Минобрнауки РХ о повышении поправочного коэффициента к нормативу обеспечения общего образования с ДД.ММ.ГГГГ по МБОУ Жемчужненская СШ № до 1,580.
Впоследствии, письмом от ДД.ММ.ГГГГ УО администрации МО Ширинский район ходатайствовало перед Минобрнауки РХ о повышении поправочного коэффициента к нормативу обеспечения общего образования с ДД.ММ.ГГГГ по МБОУ Жемчужненская СШ № до 1,71.
В письмах от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ УО администрации МО Ширинский район обращалось в Минобрнауки РХ в связи с образованием перерасхода по оплате труда, в том числе по МБОУ Жемчужненская СШ №.
Ответы на указанные обращения из Министерства образования и науки РХ, кроме письма от ДД.ММ.ГГГГ, не поступили и в судебном заседании представлены не были.
В соответствии с заявками УО администрации МО Ширинский район на финансирование субсидий на обеспечение общего образования в муниципальных образовательных организациях МБОУ Жемчужненская СШ № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактически было профинансировано на сумму в размере 16 467 417,49 руб., из них: 15 835 943,04 руб. на оплату труда и налоги (ст. 211, ст. 213) за 6 месяцев 2023 года, из которых 10 073 663,97 руб. на педагогический персонал, 3 854 202,43 руб. – на технический персонал, 1 908 076,64 руб. – на административно-управленческий персонал, 133535,24 руб. – доплата до МРОТ, которая без учета единого социального налога и отчислений в ФСС составила 102 561,63 руб. (18047,05 руб. в январе, 17486,08 руб. в феврале, 18223,38 руб. в марте, 16082,07 руб. в апреле, 19155,81 руб. в мае, 13567,24 руб. в июне 2023 г.).
Учитывая, что выплаты стимулирующего характера производятся при наличии средств в фонде оплаты труда, произведенная образовательным учреждением доплата до МРОТ в общем размере 102 561,63 руб. могла быть распределена между сотрудниками ОУ на стимулирующие выплаты.
Исходя из заявок Управления образования на финансирование субсидий на обеспечение общего образования в МОО, адресованных Минобрнауки РХ за период с февраля 2023 года по июнь 2023 года, общая сумма необходимых денежных средств (дополнительные средства) по МБОУ Жемчужненская СШ № составила 1 465 986,87 руб. (247532,67 руб. за февраль, 247532,67 руб. за март, 323640,51 руб. за апрель, 323640,51 руб. за май, 323640,51 руб. за июнь).
Как пояснил в судебном заседании представитель УО администрации МО Ширинский район, указанные дополнительные средства составляют 15% от фонда оплаты труда по штатному расписанию образовательного учреждения, и эта та сумма денежных средств, которую образовательное учреждение желало бы получать на ежемесячные стимулирующие выплаты, предусмотренные нормативно-правовыми и локальными актами образовательного учреждения.
Исходя из данной позиции ответчиков (образовательного учреждения, Управления образования), суду представлены протоколы комиссий от ДД.ММ.ГГГГ и приложений к ним по Управлению образования и образовательному учреждению по распределению выплат стимулирующего характера, исходя из размера стимулирующих выплат без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в Республике Хакасия в размере 64101,66 руб. и 655322,84 руб. соответственно, где 64101,66 руб. – доплата до МРОТ, 655322,84 руб. - 15% от фонда оплаты труда.
Принимая во внимание, что суд рассматривает заявление в пределах заявленных требований, учитывая, что правомерность представленных протоколов по распределению стимулирующих выплат от объема фонда оплаты труда в размере 15% чем-либо не обоснована и не мотивирована, суд полагает необходимым в качестве доказательств учитывать представленные протоколы, рассчитанные из определенного в судебном заседании фонда оплаты труда, потраченного учреждением на доплату до МРОТ.
Доводы представителя Правительства РХ о том, что данные протоколы не могут учитываться в качестве доказательств, поскольку изготовлены в августе 2023 года, после обращения прокурора с иском в суд, в заявленном периоде протоколы не составлялись, на момент их составления свободных денежных средств в учреждении не было, не могут быть признаны обоснованными. Поскольку в судебном заседании определен фонд стимулирующих выплат, а их распределение предусмотрено локальным нормативным актом, определить объем стимулирующих выплат в отношении конкретного сотрудника возможно только после соблюдения соответствующей процедуры – проведения заседания комиссии, что образовательным учреждением и было исполнено. Оснований для признания указанных протоколов в качестве недопустимых доказательств по приведенным доводам не имеется.
Анализ указанных протоколов и приложенных к ним листов самооценки свидетельствует о том, что на стимулирующие выплаты директору МБОУ Жемчужненская СШ № за 6 месяцев 2023 года стимулирующие выплаты определены в общем размере 367,31 руб. (87,97 руб. за январь, 67,21 руб. за февраль, 80,29 руб. за март, 61,81 руб. за апрель, 70,03 руб. за май, 0 руб. за июнь).
Объем денежных средств на стимулирующие выплаты за январь 2023 г. для педагогов и обслуживающего персонала ОУ определен в размере 11191,45 руб., количество баллов по листам самооценки на всех работников составило 629 баллов, цена одного балла 17,79 руб.
Объем денежных средств на стимулирующие выплаты за февраль 2023 г. для педагогов и обслуживающего персонала МБОУ Жемчужненская СШ № определен в размере 10861,60 руб., количество баллов по листам самооценки на всех работников составило 617 баллов, цена одного балла 17,60 руб.
Объем денежных средств на стимулирующие выплаты за март 2023 г. для педагогов и обслуживающего персонала ОУ определен в размере 11309,33 руб., количество баллов по листам самооценки на всех работников составило 773 балла, цена одного балла 14,63 руб.
Объем денежных средств на стимулирующие выплаты за апрель 2023 г. для педагогов и обслуживающего персонала МБОУ Жемчужненская СШ № определен в размере 9989,49 руб., количество баллов по листам самооценки на всех работников составило 700 баллов, цена одного балла составила 14,27 руб.
Объем денежных средств на стимулирующие выплаты за май 2023 г. для педагогов и обслуживающего персонала ОУ определен в размере 11902,36 руб., количество баллов по листам самооценки на всех работников составило 837 баллов, цена одного балла 14,22 руб.
Объем денежных средств на стимулирующие выплаты за июнь 2023 г. для педагогов и обслуживающего персонала МБОУ Жемчужненская СШ № определен в размере 8480,12 руб., количество баллов по листам самооценки на всех работников составило 394 балла, цена одного балла 21,52 руб.
Суммарная совокупность баллов материального истца Лобковой О.В. с учетом листов самооценки как учителя-предметника и за классное руководство составило за заявленный период 520 баллов.
Учитывая определенное за январь 2023 года количество баллов в размере 86, сумма стимулирующих выплат материальному истцу определена за данный месяц в размере 1530,15 руб. Аналогично за февраль 2023 года размер стимулирующих выплат Лобковой О.В. определен в сумме 1601,95 руб. при количестве баллов 91; за март 2023 года – в сумме 1682,50 руб. при количестве баллов 115; за апрель 2023 года – в сумме 1327,18 руб. при количестве баллов 93; за май 2023 года – в сумме 1407,81 руб. при количестве баллов 99; за июнь 2023 года – в сумме 774,83 руб. при количестве баллов 36.
Итого, размер стимулирующих выплат материальному истцу определен в размере 8324,42 руб. С учетом начисления районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в Республике Хакасия в сумме 4994,66 руб., общий размер стимулирующих выплат учителю Лобковой О.В. за период с января 2023 года по июнь 2023 года составляет 13319,08 руб.
Данный расчет суду представляется верным.
Представителем ответчика – Министерства образования и науки РХ в судебном заседании представлены: информация о штатной численности работников, получающих МРОТ, и дополнительных расходах в 2022 году в связи с его повышением с ДД.ММ.ГГГГ до 21787,20 (13617,0*1,6) рублей (за счет республиканского бюджета), расчет субвенций по общеобразовательным организациям в РХ на 2022 год, информация о штатной численности работников, получающих МРОТ, и дополнительных расходах в 2023 году в связи с его повышением с ДД.ММ.ГГГГ до 25987,2 (16242*1,6) рублей (за счет республиканского бюджета), расчет субвенций по общеобразовательным организациям в РХ на 2023 год, распределение субвенций бюджетам муниципальных образований РХ в соответствии с Законами РХ от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРХ, от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРХ (о республиканском бюджете на 2022, на 2023 года), информация об уровне средней заработной платы работникам МБОУ Жемчужненская СОШ № в заявленный период.
Из представленных документов следует, что в соответствии с утверждённым бюджетом на 2022 год Ширинскому району на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях были доведены лимиты субвенций в размере 336063 тыс. руб. Нераспределенный резерв по Республике Хакасия в 2022 году составлял 257961 тыс. руб.
Впоследствии, объем субвенций для Ширинского района на указанные выше цели в 2022 году был увеличен до 395716 тыс. руб.
В соответствии с утвержденным республиканским бюджетом на 2023 год объем субвенций на обеспечение общего образования в МОО был доведен до Ширинского района в размере 408848 тыс. руб.
При этом, средняя заработная плата педагогических работников без классного руководства по МБОУ Жемчужненская СОШ № за январь-март 2023 года составляла 46598,60 руб., что составляет 105,7 % от целевого показателя; за период январь-июнь 2023 год – 53374,8 руб., что составляет 115,3 % от целевого показателя.
Представитель УО администрации МО Ширинский район Каер С.Б. возражала против приведенных показателей, указав, что размер средней заработной платы по МБОУ Жемчужненская СОШ № 1 за анализируемый период составляет 41 тыс. рублей, а представленные Минобрнауки РХ цифры включают в себя доплату за классное руководство в размере 5000 руб., которые финансируются из средств федерального бюджета, и отпускные.
Допрошенная в судебном заседании по ходатайству ответчика Минобрнауки РХ в качестве специалиста советник отдела экономики и стратегического планирования Министерства образования и науки Республики Хакасия Бутакова Ж.П. суду пояснила, что при формировании бюджета муниципальные образования представляют в Минобрнауки РХ в табличном варианте сведения о штатной численности работников, получающих МРОТ. Далее, следует расчет по формуле: численность умножается на разницу МРОТ, умножается на 1,302 (налоги 30,2%), и умножается на 12. Таким образом, на 2023 год годовой объем расходов на увеличение МРОТ (ст. 211 + ст. 213) по Ширинскому району составил 7204,46 тыс. руб.
При формировании бюджета на 2022 год не было информации, что в июне 2022 года планируется еще одно повышение МРОТ. В связи с чем, в августе 2022 года увеличение МРОТ было осуществлено путем внесения изменений в Постановление №, а именно: был повышен поправочный коэффициент на ту разницу, на которую был увеличен МРОТ. Финансирование на указанные цели осуществило Министерство финансов РХ путем изменения в сводную бюджетную роспись.
В ходе подготовки к формированию бюджетов в 2022 г., в 2023 г. у Министерства образования и науки Республики Хакасия не возникало вопросов по штатной численности МБОУ Жемчужненская СОШ №, каких-либо нарушений при формировании штатных расписаний по указанному образовательному учреждению не выявлялось.
Что касается процедуры формирования республиканского бюджета по образовательным учреждениям на очередной финансовый год, то схема выглядит следующим образом. Управления образования заполняют истребуемую информацию по Постановлению №, используя коэффициенты данного постановления, и прогнозируют численность, которая у них будет на 01 января, на 01 сентября, то есть численность прогнозируется муниципалитетом. Далее рассчитывается объем субвенций на оплату труда, численность, умноженная на норматив, объем субвенций на обеспечение образовательного процесса, также численность и норматив, объем субвенций на содержание, итого два периода: январь-август, сентябрь-декабрь. После этого, осуществляется расчёт на дополнительную потребность, которая включает в себя дополнительный объем средств на МРОТ и Указы. Далее, эта дополнительная потребность прибавляется к объему субвенций, предоставленному от муниципалитета. Потом формируется нераспределенный резерв, который выдается по концу года, резерв составляет 5% от общей сложившейся суммы. При нехватке денежных средств на конкретные образовательные учреждения, Управления образования обращаются в Министерство образования и науки РХ с предложениями, а Минобрнауки РХ, в свою очередь, в Минфин РХ, которое и согласует корректировки.
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста ведущий бухгалтер УО администрации МО Ширинский район Шевчук Е.Ф. суду пояснила, что при формировании штатного расписания по МБОУ Жемчужненская СШ № было установлено, что размера субвенций, который доведен, будет недостаточно, о чем было извещено Министерство образования и науки РХ. При этом, нехватка доплаты до МРОТ ни учреждениями, ни Управлением образованием никак не доводится: есть норматив, есть гарантированная заработная плата, есть доплата до МРОТ, остальная разница, если что-то остается, уходит на стимулирующие выплаты. Но в данном случае, образовательному учреждению не хватало денежных средств даже на норматив, в связи с чем, МБОУ Жемчужненская СШ № вышло в минус, следовательно, о стимулирующих выплатах не было и речи. При формировании субвенций Управление образования не имеет право выходить за норматив: есть постановление и коэффициент. Управление образования может ходатайствовать о необходимом поправочном коэффициенте, но это не значит, что его будут утверждать и рассматривать. Штатное расписание формируется в соответствии с коэффициентами, установленными по Постановлению Правительства РХ от ДД.ММ.ГГГГ №, а норматив – по Постановлению Правительства РХ от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом, данные нормативные правовые акты между собой никак не соотносятся. Субвенция – это дети, а штатное расписание – это педагоги, обсуживающий персонал, рабочие. МРОТ и его увеличение не влияет на формирование субвенций, которые рассчитываются от количества детей. При этом, после формирования штатного расписания, Минобрнауки РХ его проверяет, чтобы не было превышение норматива. В данном случае, каких-либо нарушений по образовательному учреждению выявлено не было. Изменений по штатному расписанию МБОУ Жемчужненская СШ № за последние несколько лет не происходило. Ранее проблема с нехваткой норматива решалась путем пересмотра и увеличения поправочного коэффициента. Однако с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время поправочный коэффициент по МБОУ Жемчужненская СШ № не изменялся.
Ведущий бухгалтер МБОУ Жемчужнеская СШ № Боброва Т.А., допрошенная в качестве специалиста, суду пояснила, что перерасход по оплате труда в МБОУ Жемчужнеская СШ № произошел в связи с тем, что достаточных денежных средств на выплату увеличенного с ДД.ММ.ГГГГ минимального размера оплаты труда заложено не было. Далее, в учреждении произошли внутренние изменения: уволился преподаватель с меньшим коэффициентом оплаты, пришел молодой специалист, которому нужно начислять доплату, как молодому специалисту (30%). На это денежных средств заложено не было. Потом была переаттестация, человек с коэффициента оплаты 1,3 перешел на 1,6, увеличилась заработная плата. Кроме того, в учреждении обучались дети, которым было оформлено обучение на дому, там тоже коэффициент, большие коррекционные ставки. Если на ДД.ММ.ГГГГ в учреждении имелся плюс в 68000 руб., то с января 2023 г. дополнительных денежных средств уже не имелось, следовательно, денежные средства на выплату стимулирующих средств отсутствовали.
Суд находит пояснения допрошенных специалистов обоснованными, поскольку они непосредственно задействованы в вопросах формирования штатных расписаний, их проверок, расчетов норматива обеспечения общего образования, расчета субвенций.
Представленные Минобрнауки РХ расчеты свидетельствуют о том, что при формировании республиканского бюджета на 2022 год было предусмотрено повышение МРОТ с ДД.ММ.ГГГГ, а при формировании бюджета на 2023 год было заложено и учтено повышение МРОТ с ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, расчеты, которыми руководствуются Минобрнауки РХ при формировании дополнительных расходов в месяц на увеличение МРОТ, не предусматривают доплаты обслуживающему персоналу, предусмотренные штатными расписаниями, в частности, доплату за особые условия труда, которые в месяц по МБОУ Жемчужненская СОШ № по обслуживающему персоналу составляют 13783,53 руб., доплату на молодого специалиста (30%). Как следует из пояснений специалиста Бутаковой Ж.П., при формировании дополнительных расходов на увеличение МРОТ указанной категории сотрудников, имеет значение только их численный состав.
Следовательно, установленная на республиканском уровне методика расчетов при формировании республиканского бюджета, не позволяет предусматривать иные, кроме, районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в Республике Хакасия, доплаты обслуживающему персоналу образовательного учреждения.
Доводы представителя Минобрнауки РХ, а также Правительства РХ о том, что при повышении поправочного коэффициента путем внесения изменений ДД.ММ.ГГГГ в Постановление №, размер МРОТ был увеличен до 25987,20 руб., опровергаются сведениями, приведенными в представленных штатных расписаниях. Должностные оклады обслуживающего персонала МБОУ Жемчужненская СШ № на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ составляют от 15279,84 руб. до 15329,50 руб., то есть ниже федерального размера МРОТ в сумме 16242 руб., установленного с ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав пояснения специалистов, исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу, что со стороны образовательного учреждения МБОУ Жемчужненская СШ №, УО администрации МО Ширинский район каких-либо нарушений при формировании штатных расписаний, а также субсидий на обеспечение общего образования в МБОУ Жемчужненская СШ № допущено не было. Данных о превышении ими нормативов, используемых в методиках расчета соответствующих субвенций, в судебном заседании не установлено. Доказательств обратного суду не представлено. Все выделенные из республиканского бюджета субвенции в соответствии с межбюджетными трансфертами были доведены Финансовым управлением администрации МО Ширинский район до бюджета муниципального образования Ширинский район своевременно, что следует из представленных уведомлений.
Тот факт, что при формировании республиканского бюджета на 2023 год был достигнут уровень средней заработной платы педагогических работников не ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в Республике Хакасия, не может, по мнению суда, свидетельствовать о том, что образовавшийся перерасход по оплате труда в МБОУ Жемчужненская СШ № 1 образовался по вине образовательного учреждения или Управления образования администрации МО Ширинский район. Следовательно, оснований для финансового обеспечения дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств, за счет средств бюджета муниципального образования Ширинский район, в соответствии с положением п. 3 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, не имеется.
Оплата труда педагогических работников в силу п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 6 Закона Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРХ «Об образовании в Республике Хакасия» на территории республики данные полномочия в сфере образования возложены на Правительство РХ.
Согласно ведомственной структуре расходов республиканского бюджета на 2023 год (приложение № к Закону РХ от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов») субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях предусмотрены Министерству образования и науки РХ, которое является главным распорядителем предусмотренных на указанные цели бюджетных средств.
Учитывая, что стимулирующие выплаты являются неотъемлемой частью заработной платы педагогических работников, предоставляемые в МОО посредством предоставления субвенций Минобрнауки РХ в бюджет муниципального образования Ширинский район, довод о том, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, является необоснованным.
Довод представителя Правительства РХ о неверном способе защиты прав Лобковой О.В., поскольку Минобрнауки РХ не является работодателем Лобковой О.В., никаких контрактов и соглашений с ней не заключало, не препятствует рассмотрению заявленных требований. Процессуальный закон не содержит исчерпывающих способов защиты права, а установленный законодательством порядок оплаты труда педагогов, предусматривающих субсидирование из республиканского бюджета, позволяет предъявлять требования к исполнительному органу государственной власти Республики Хакасия, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств республиканского бюджета Республики Хакасия.
Что касается довода представителя Правительства РХ о том, что взыскать денежные средства с республиканского бюджета Республики Хакасия возможно только на основании судебного акта, при наличии вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов Республики Хакасия или должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Республики Хакасия актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, суд приходит к следующему.
Представленные материалы дела и пояснения сторон свидетельствуют о том, что недостаток норматива на обеспечение общего образования в МБОУ Жемчужнеская СШ № для оплаты труда педагогов и обслуживающего персонала, Управлением образования администрации МО Ширинский район был установлен в октябре 2022 года. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответствующие информации направлялись в Минобрнауки РХ, однако Министерство каких-либо конкретных ответов на поступившие обращения не давало, мер к повышению поправочного коэффициента для МБОУ Жемчужнеская СШ № не предпринимало, ссылаясь в судебном заседании на несоблюдение Управлением образования формы обращения и представленной информации.
Таким образом, перерасход по оплате труда в МБОУ Жемчужненская СШ № в заявленном периоде является результатом бездействия Минобрнауки РХ в указанной части.
В этой связи, установив вышеприведенные по делу обстоятельства на основании исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора в интересах Лобковой О.В. заявлены обоснованно. В судебном заседании установлен фонд стимулирующих выплат на стимулирование руководителя и работников МБОУ Жемчужненская СШ № за период с января по июнь 2023 года в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников образовательного учреждения в размере 102561,63 руб. С учетом проведенных заседаний комиссии, представленных протоколов и расчетов, общий размер стимулирующих выплат материального истца в заявленном периоде составляет 13319,08 руб. Учитывая установленное бездействие Минобрнауки РХ, денежные средства подлежат финансированию из бюджета Республики Хакасия. В силу принципа единства кассы и подведомственности расходов бюджета, установленного ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ, данные денежные средства подлежат перечислению на единый счет бюджета муниципального образования Ширинский район. В дальнейшем, УО администрации МО Ширинский район доведет лимиты до получателя средств бюджета - МБОУ Жемчужненская СШ №.
Таким образом, заявленные прокурором исковые требования в интересах Лобковой О.В. с учетом уточнения подлежат удовлетворению.
Рассматривая требование прокурора об установлении сроков исполнения обязанностей ответчиков, суд приходит к выводу, что заявленные сроки являются достаточными и исполнимыми.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Республики Хакасия (ИНН 1901022065) в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать Управление образования администрации муниципального образования Ширинский район (ИНН 1911000840) в размере <данные изъяты> для начисления муниципальному бюджетному образовательному учреждению Жемчужненская средняя школа № (ИНН 1911005083) стимулирующих выплат учителю Лобковой О.В. (паспорт гражданина Российской Федерации №) <данные изъяты> года.
Обязать Управление образования администрации муниципального образования Ширинский район (ИНН 1911000840) в течение 10 (десяти) дней со дня поступления финансирования от Министерства образования и науки Республики Хакасия (ИНН 1901022065) произвести финансирование муниципального бюджетного образовательного учреждения Жемчужненская средняя школа № (ИНН 1911005083) в размере <данные изъяты> для начисления стимулирующих выплат учителю Лобковой О.В. (паспорт гражданина Российской Федерации №) за период с <данные изъяты>
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение Жемчужненская средняя школа № (ИНН 1911005083) в течение трех рабочих дней со дня поступления финансирования от Управления образования администрации муниципального образования Ширинский район (ИНН 1911000840) произвести начисление учителю Лобковой О.В. (паспорт гражданина Российской Федерации <данные изъяты>) стимулирующих выплат за период с <данные изъяты> в общей сумме <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ширинский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Укачикова Д.Г.
Мотивированное решение изготовлено и подписано 06 сентября 2023 г.
Председательствующий Укачикова Д.Г.