ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-23849/2017
29 ноября 2017 года город Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Мугиновой Р.Х.
судей Низамовой А.Р.
Портновой Л.В.
с участием прокурора Муратовой Е.М.
при секретаре Хасанове Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Киньябаева И.Р., апелляционному представлению прокурора Альшеевского района Республики Башкортостан на решение Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от 05 сентября 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Киньябаева И. Р. к Кудашеву Р. Р., Зарипову Ш. И. о компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Кудашева Р. Р., Зарипова Ш. И. в солидарном порядке в пользу Киньябаева И. Р. в счет компенсации морального вреда 50000 рублей.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Низамовой А.Р., судебная коллегия
установила:
Киньябаев И.Р. обратилась с иском к Кудашеву Р.Р., Зарипову Ш.И. о взыскании в свою пользу компенсации морального вреда, причиненного смертью отца, в размере 500000 рублей.
В обоснование иска указано, что 09 февраля 2004 года в результате полученных тяжких телесных повреждений, причинённых ответчиками Кудашевым Р.Р. и Зариповым Ш.И., погиб отец истца – ФИО6 Проведённым судебным расследованием была установлена вина ответчиков в его смерти. Приговором Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от 14 февраля 2005 года ответчики Кудашев Р.Ф. и Зарипов Ш.И. признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ч.4 ст. 111, ч.2 ст. 116 Уголовного кодекса Российской Федерации, осуждены к реальному лишению свободы сроком на 7 лет месяцев и 5 лет соответственно. Приговор районного суда вступил в силу и в настоящее время ответчиками отбыт.
Совершённым ответчиками преступлением истцу причинён моральный вред в связи с потерей близкого человека, кормильца. Размер компенсации за смерть отца определен истцом в сумме 500000 рублей.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Киньябаев И.Р. просит решение суда изменить, удовлетворив исковые требования в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции не в достаточной степени были учтены требования разумности и справедливости и конкретные обстоятельства по делу, в частности обстоятельства причинения отцу травм несовместимых с жизнью, приведших его к смерти, тяжесть предъявленного ответчикам обвинения, степень родства, переживаний в связи с утратой единственного кормильца в несовершеннолетнем возрасте. Истец вырос в неполной семье, был лишен отцовского внимания в связи с чем считает необходимым увеличить размер компенсации морального вреда до 500000 рублей. Сумма взысканной компенсации морального вреда судом необоснованно занижена и не может возместить причиненные нравственные страдания, связанные со смертью отца.
В апелляционном представлении прокурор Альшеевского района Республики Башкортостан просит решение суда изменить, соразмерно увеличив сумму компенсации морального вреда, указывая, что суд не учел ежемесячный доход ответчиков при частичном удовлетворении иска и солидарное взыскание с них компенсации, нравственные страдания истца на протяжении более 13 лет после потери отца, а также то обстоятельство, что вред причинен действиями ответчиков умышленно в связи с совершением ими особо тяжкого преступления.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в суд апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Киньябаева И.Р., заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно пункту 1 статьи 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
В силу статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненного потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Как следует из материалов дела, приговором Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от 14 февраля 2005 года ответчики Кудашев Р.Ф. и Зарипов Ш.И. признаны виновными в совершении преступления предусмотренного ч. 4 ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении ФИО6
Приговором установлено, что 09 февраля 2004 года около 19 часов Кудашев P.P. и Зарипов Ш.И. умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью, нанесли множественные удары руками и ногами по различным частям тела ФИО6 а Зарипов Ш.И., кроме того, отобрав у ФИО8 трубу, нанес множественные удары трубой по различным частям тела ФИО6
В результате ФИО6 причинен тяжкий вред здоровью в виде ...
От полученных телесных повреждений ФИО6 скончался.
Безусловно, смерть ФИО6, явившаяся следствием действий ответчиков, причинила страдания его семье, в частности несовершеннолетнему на тот момент сыну Киньябаеву И.Р.
Суд правильно пришел к выводу о праве истца на компенсацию морального вреда. Вина ответчиков в причинении морального вреда истцу не оспаривается.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с определенным судом размером компенсации морального вреда, находит доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления о заниженном размере взысканной компенсации морального вреда заслуживающими внимания, учитывая, что взысканная с двух ответчиков компенсация в солидарном порядке в размере 50000 рублей существенно уменьшает меру ответственности Кудашева Р.Р. и Зарипова Ш. за причиненный моральный вред.
Судебная коллегия, учитывая степень родства, несовершеннолетний возраст истца и с учетом этого характер переживаний истца в связи с утратой отца, требования разумности и справедливости, принимая во внимание, что компенсация морального вреда должна носить реальный, а не символический характер, что к числу наиболее значимых человеческих ценностей относится жизнь и здоровье, защита которых должна быть приоритетной, приходит к выводу об увеличении компенсации морального вреда до 80000 рублей солидарно с обоих ответчиков.
В связи с изложенным, решение суда подлежит изменению с увеличением размера взысканной компенсации.
Оснований для еще большей компенсации не имеется, поскольку следует согласиться с судом в том, что подлежит учету давность событий, при которых истцу причинен моральный вред.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от 05 сентября 2017 года изменить, увеличив размер взысканной с Зарипова Ш. И., Кудашева Р. Р. в пользу Киньябаева И. Р. компенсации морального вреда до 80000 рублей.
Председательствующий Р.Х. Мугинова
Судьи А.Р. Низамова
Л.В. Портнова
Справка: судья Бондарева О.В.