Дело № 2а-98/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гаврилов Посад 13 января 2021 года
Тейковский районный суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Малышевой Т.В.
при секретаре судебного заседания Ариповой Т.Б.
с участием старшего помощника прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области Беловой Н.В.,
представителя административного истца ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области по доверенности Ананьевой А.Ю.,
административного ответчика осужденной Тарасовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Тарасовой Ольги Анатольевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родившейся в <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Начальник ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденной Тарасовой О.А., освобождаемой из мест лишения свободы 11 апреля 2021 года, сроком на 8 лет и возложении на нее административного ограничения в виде обязательной явки на регистрацию в отдел внутренних дел по месту жительства 2 раза в месяц.
В обоснование заявления указано следующее. В ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области отбывает наказание осужденная Тарасова Ольга Анатольевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, <данные изъяты>, имеющая неполное среднее образование, до осуждения не работающая, проживавшая по адресу: <адрес>. Осуждена 6 мая 2020 года приговором Бежецкого межрайонного суда Тверской области за совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ с назначением наказания в виде 1 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима (в редакции апелляционного определения Тверского областного суда от 23 июня 2020 года). За весь период отбывания наказания поощрений и дисциплинарных взысканий не имеет. Осужденная Тарасова О.А. совершила кражу. С учетом тяжести совершенного преступления при опасном рецидиве преступлений, просит установить в отношении Тарасовой О.А. в соответствии п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор на срок погашения судимости и возложить на нее вышеуказанное административное ограничение.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области Ананьева А.Ю. поддержала исковые требования.
Административный ответчик осужденная Тарасова О.А. согласилась с установлением в отношении нее административного надзора и административных ограничений.
Суд, изучив представленные материалы, выслушав заключение прокурора, полагавшего требования подлежащими удовлетворению, приходит к следующим выводам.
Согласно п. 5 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений.
В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи (часть 2).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (пункт 3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания.
В судебном заседании установлено, что Тарасова О.А. осуждена 6 мая 2020 года приговором Бежецкого межрайонного суда Тверской области за совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ с назначением наказания в виде 1 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима (в редакции апелляционного определения Тверского областного суда от 23 июня 2020 года). В действиях Тарасовой О.А. указанным приговором установлен опасный рецидив преступлений (л.д. 7-13).
Судом достоверно установлено, что Тарасова О.А. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы 11 апреля 2021 года и имеющим непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений.
Таким образом, Тарасова О.А., будучи осужденной за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, является лицом, за которым устанавливается административный надзор вне зависимости от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно обстоятельствам дела и требованиям закона (ст.ст. 15, 86 УК РФ) административный надзор в отношении Тарасовой О.А. необходимо установить сроком на 8 лет. Возможности установления административного надзора на иной срок применительно к рассматриваемому случаю законом не предусмотрено.
Тем самым, судимость Тарасовой О.А. будет погашена по истечении 8 лет с момента освобождения из мест лишения свободы, то есть, у осужденной, освобождаемой 11 апреля 2021 года, судимость будет погашена 11 апреля 2029 года.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Суд отмечает, что указанные меры соответствуют целям и задачам административного надзора – недопущения совершения новых преступлений и других правонарушений, оказания помощи в возвращении и приобретении необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе с соблюдением норм права, при этом установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации носит императивный характер в силу прямого указания п. 2 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В силу правоприменительной позиции, изложенной в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения.
При назначении административных ограничений суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, за совершение которого Тарасова О.А. осуждена, обстоятельства его совершения, ее поведение за весь период отбывания наказания.
В ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области с. Бородино осужденная прибыла 02 сентября 2020 года. Трудоустроена на швейное производство. Установленный порядок отбывания наказания выполняет, поощрений и дисциплинарных взысканий не имеет. Мероприятия воспитательного характера посещает, делает правильные выводы. В коллективе осужденных отношения строит правильно. В общении с представителями администрации учреждения вежлива. Вину по приговору суда признала. Социальные связи не поддерживает. Осужденная Тарасова О.А. характеризуется положительно.
Учитывая данные о личности осужденной, суд приходит к выводу, что с целью обеспечения индивидуального профилактического воздействия на осужденную, для эффективного контроля над поднадзорной, необходимо установить административное ограничение в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации в дни, установленные данным органом.
Учитывая изложенное, административное исковое заявление ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора в отношении Тарасовой О.А. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Тарасовой Ольги Анатольевны удовлетворить.
Установить в отношении Тарасовой Ольги Анатольевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родившейся в д.<адрес>, <данные изъяты>, убывающей по адресу: <адрес> административный надзор сроком на 8 (восемь) лет с возложением на неё следующих административных ограничений:
- обязательная явка 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации в дни, установленные данным органом.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, с зачетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Разъяснить осужденной, что за несоблюдение административных ограничений поднадзорное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ, а за уклонение от административного надзора – к уголовной ответственности по ст. 314.1 УК РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Т.В. Малышева
Мотивированное решение изготовлено 13 января 2021 года.