Дело №2а-7470/2021
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
29 ноября 2021 года
Балашихинский городской суд в составе:
председательствующего судьи Кобзарева О.А.
при секретаре Влазневой О.А.,
с участием представителя административного истца Залетиной М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Бондаренко Сергея Владимировича к Администрации г.о. Балашиха о признании отказа уполномоченного органа в приеме документов незаконным и об обязании предоставить государственную услугу по переводу жилого помещения в нежилое
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику Администрации г.о.Балашиха о признании незаконным решения Администрации г.о.Балашиха от 11.08.2021 об отказе в приеме документов Бондаренко С.В., направленных 11.08.2021 через РПГУ (регистрационный номер заявления №), об обязании Администрации г.о.Балашиха принять к рассмотрению документы, поданные Бондаренко С.В., направленные 11.08.2021 через РПГУ (регистрационный номер заявления №), необходимые для предоставления муниципальной услуги "Выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирном доме", в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; о взыскании с Администрации г.о.Балашиха судебных расходов на представителя в размере 30 000 (тридцати тысяч) руб.
Требования мотивированы тем, что административному ответчику предоставлены все необходимые документы для рассмотрения заявления в соответствии с законом, однако Администрация г.о.Балашиха отказала в приеме документов, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала доводы административного искового заявления. Административный истец направил заявление о слушании дела в его отсутствие через ГАС «Правосудие».
Представитель административного ответчика Администрации г.о. Балашиха в судебное заседание не явился, письменно административный иск не признал, представил возражения, приобщенные к материалам дела.
Суд определил слушать дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, проверив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, Административный истец, Бондаренко Сергей Владимирович, является собственником помещения, находящегося по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 14.09.2021 №.
11.08.2021 Бондаренко С.В. через портал государственных и муниципальных услуг направил заявление (рег.№ №) о переводе жилого помещения, расположенное по адресу: <адрес>, в нежилое с приложением необходимых документов, предусмотренных Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по выдаче решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение на территории городского округа Балашиха, утв. постановлением администрации городского округа Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ №-ПА (далее – Административный регламент).
Однако администрация г.о.Балашиха без законных к тому оснований отказала в приеме документов, сославшись то, что форма заявления на предоставление услуги не соответствует форме заявления, установленной административным регламентом. При этом пояснив следующее: не приложено заявление в соответствии с приложением № 7 административного регламента, утв. постановлением администрации г.о.Балашиха от 23.01.2019 № 32-ПА (далее – Постановление № 32-ПА), заявление должно быть подписано непосредственно самим заявителем.
Решение об отказе в приеме документов подписано заместителем главы администрации Калашниковой Т.С. 11 августа 2021.
Как следует из совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, административный истец и административный ответчик руководствуются разными нормативными актами: первый – административным регламентом, утв. постановлением № 1348-ПА, второй - административным регламентом, утв. постановлением № 32-ПА. При этом, Администрация г.о.Балашиха ссылается в своем отказе на недействующую редакцию нормативного документа, тем самым грубо нарушая закон.
Так, 21.04.2016 постановлением Администрации г.о. Балашиха № 365/2-ПА был утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение на территории городского округа Балашиха.
23.01.2019 постановлением администрации г.о. Балашиха № 32-ПА были внесены изменения в постановление администрации г.о. Балашиха от 21.04.2016 N 365/2-ПА "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение на территории городского округа Балашиха" и административный регламент был изложен в новой редакции.
10.12.2019 постановлением администрации г.о. Балашиха № 1348-ПА были внесены изменения в постановление администрации г.о. Балашиха от 21.04.2016 N 365/2-ПА "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение на территории городского округа Балашиха" и административный регламент опять был изложен в новой редакции! Следовательно, 10.12.2019 была отменена предыдущая редакция административного регламента, действовавшая с 23.01.2019.
Таким образом, на дату подачи заявления действовал и действует в настоящее время административный регламент, утв. постановлением № 1348-ПА. Кроме того, именно этот регламент размещен на портале «Госуслуги» в подразделе «База знаний. Дополнительные материалы» раздела предоставления услуги по выдаче решения о переводе жилого помещения в нежилое!
Согласно п.5.2 административного регламента, утв. постановлением № 1348-ПА. органом, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является Администрация г.о.Балашиха. Перевод упомянутого помещения осуществляется в соответствии с порядком, установленным статьями 22 - 24 ЖК РФ и Административным регламентом.
Согласно п.5.3 указанного регламента Администрация г.о.Балашихи обеспечивает предоставление Муниципальной услуги в электронной форме посредством регионального портала государственных и муниципальных услуг Московской области (далее - РПГУ), а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору Заявителя (представителя Заявителя). В связи чем, Бондаренко С.В., имея подтвержденную учетную запись ЕСИА, подал заявление именно через портал «Госуслуги» и приложил в электронном виде все необходимые документы, руководствуясь положениями Административного регламента, а именно:
- заявление по форме приложения № 6 к регламенту (п.10.2.1 регламента) – в нумерации приложения в тексте регламента допущена ошибка, т.к. приложение к регламенту, содержащее форму заявления, пронумеровано как №8;
- документ, удостоверяющий личность Заявителя (п.10.2.2);
- правоустанавливающий документ на переводимое помещение (свидетельство о государственной регистрации права, полученное Заявителем до 15.07.2016), права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) (п.10.2.5);
- подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения) (п.10.2.6);
- протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение (п.10.2.7);
- согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение (п.10.2.8).
При этом согласие на обработку персональных данных, которое является приложением к заявлению по форме приложения № 6 (№ 8), предоставляется при подаче заявления через РПГУ путем проставления значка «V» в строке «Я подтверждаю свое согласие со всеми вышеперечисленными пунктами» в разделе 1 «Согласие» при заполнении формы на получение услуги по выдаче решения о переводе жилого помещения в нежилое. Указанный раздел содержит согласие, в том числе на необходимое использование и обработку своих персональных данных, в том числе в информационных системах.
Бондаренко С.В., следуя требованиям регламента, представил посредством заполнения необходимой формы заявления в личном кабинете на портале «Госуслуги» и прикрепил скан-образы перечисленных в подпунктах 10.2.1 -10.2.8 регламента документов. Данный факт административным ответчиком не оспаривается.
Однако, в своих письменных возражениях Администрация г.о.Балашиха указывает, что административный истец вопреки п.1 ч.2 ст.23 ЖК РФ, а также положениями административного регламента не представил подписанное собственноручно заявление по установленной форме с приложением согласия на обработку персональных данных, что не позволило Административному ответчику определить волеизъявление Бондаренко С.В. при подаче пакета документов. Подобный довод нельзя признать обоснованным в связи со следующим.
Согласно пп.16.2.1-16.2.3 Административного регламента для получения муниципальной услуги Заявитель (представитель Заявителя) авторизуется на РПГУ посредством подтвержденной учетной записи в ЕСИА, затем заполняет Заявление в электронном виде с использованием специальной интерактивной формы. Заполненное Заявление отправляется Заявителем (представителем Заявителя) вместе с прикрепленными электронными образами документов, необходимых для предоставления Муниципальной услуги, в Администрацию. При авторизации посредством ЕСИА Заявление считается подписанным простой электронной цифровой подписью Заявителя (представителя Заявителя), уполномоченного на подписание Заявления. Отправленные документы поступают в модуль ЕИС ОУ Администрации. Передача оригиналов и сверка с электронными образами документов не требуются.
В подпунктах 12.1.1-12.1.7 регламента и в приложении № 10 к Административному регламенту, а также размещенных в разделе предоставления услуги по выдаче разрешения на перевод жилого помещения в нежилое на портале «Госуслуги», перечислены основания для отказа в приеме документов, а именно:
документы, необходимые для предоставления Муниципальной услуги утратили силу (документ, удостоверяющий личность, доверенность)
подача заявления и иных документов в электронной форме, подписанных с использованием электронной подписи, не принадлежащей заявителю (представителю заявителя)
некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного запроса на РПГУ (отсутствие заполнения, недостоверное, неполное либо неправильное, не соответствующее требованиям, установленным Административным регламентом)
представление электронных образов документов посредством РПГУ, не позволяет в полном объеме прочитать текст документа и (или) распознать реквизиты документа
документы содержат повреждения, наличие которых не позволяет в полном объеме использовать информацию и сведения, содержащиеся в документах для предоставления Муниципальной услуги
документы содержат подчистки и исправления текста, не заверенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
обращение за предоставлением иной Муниципальной услуги, не предоставляемой Администрацией.
Ни один из вышеперечисленных пунктов не указан в решении Администрации г.о.Балашиха об отказе в приеме документов в качестве основания для отказа.
В соответствии со ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также, если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми. Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет документы, перечисленные в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ.
Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи (ч. 3 ст. 23 ЖК РФ).
Следовательно, отсутствие собственноручно подписанного заявления и согласия на обработку персональных данных в перечне документов, направленных Бондаренко С.В. 11.08.2021 через РПГУ не может являться основанием для отказа в приеме документов, т.к. наличие указанных документов не предусмотрено ни жилищным законодательством, ни Административным регламентом.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Суд приходит к выводу о доказанности административным истцом факта нарушения его прав при получении услуги о выдаче разрешения на перевод помещения.
В свою очередь Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ). Между тем, как Администрация г.о.Балашиха в письменных возражениях представила лишь вольную трактовку требований Административного регламента и жилищного законодательства.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования в части признания решения Администрации г.о.Балашиха и обязании принять к рассмотрению документы подлежат удовлетворению.
Административный истец также заявляет требование о взыскании судебных расходов на представителя в размере 30 000 руб., в обосновании чего представлен на обозрение суда оригинал договора об оказании юридических услуг от 14.09.2021 и оригинал расписки от 20.09.2021 в получении аванса в размере 15 000 руб. (копии представлены в материалы дела).
Согласно ст.112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", следует, что в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст. 2, 35 ГПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. N 1, разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Рассматривая требование о взыскании судебных расходов по оплате юридических услуг, суд обоснованно исходил из того, что заявленные расходы на оплату юридических услуг подтверждены в части - в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей; суд с учетом принципов разумности и справедливости, учитывая конкретные обстоятельства дела, его сложность, объем оказанных юридических услуг, продолжительность рассмотрения дела (с 07.10.2021), участие представителя истца в судебных заседаниях, подготовку документов, полагает возможным взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по оплате юридических услуг в размере 10 000 (десять тысяч) руб.
Руководствуясь ст.ст. 112, 175 -180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации г.о.Балашиха от 11.08.2021 об отказе в приеме документов Бондаренко С.В., направленных 11.10.2021 через РПГУ (регистрационный номер заявления №);
Обязать Администрацию г.о.Балашиха принять к рассмотрению документы, поданные Бондаренко С.В., направленные 11.08.2021 через РПГУ (регистрационный номер заявления №), необходимые для предоставления муниципальной услуги "Выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирном доме", в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>;
Взыскать с Администрации г.о.Балашиха судебные расходы на представителя административного истца в размере 10 000 (десять тысяч) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца через Балашихинский городской суд с даты изготовления мотивированного решения.
Судья О.А.Кобзарева
Решение принято в окончательной форме 06 декабря 2021 года
Судья О.А.Кобзарева
КОПИЯ ВЕРНА
Решение в законную силу не вступило
Подлинник решения находится в гражданском деле 2а-7470/2021
в производстве Балашихинского городского суда Московской области
УИД 50RS0001-01-2021-008031-03
Судья Кобзарева О.А.:
Секретарь Влазнева О.А.: