Административное дело №...а-1713/2019
54RS0№...-65
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2019 г. г. Новосибирск
Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе судьи Руденской Е.С., при секретаре судебного заседания Чап О.Б., с участием представителя административного истца Демешко Э.В., представителя административных ответчиков Кубаревой Ю.В., заинтересованного лица Бабичевой Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Потерянской М. В. к У. Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области, руководителю У. Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области Соловьеву С. А. о признании незаконным представления,
установил:
Потерянская М.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указала, что ДД.ММ.ГГГГ У. Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по НСО в лице заместителя руководителя У. Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по НСО Соловьева С.А. внесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения по делу об административном правонарушении №... в отношении директора ООО «Предприятие-С» Потерянской М.В. Истец не согласна с данным представлением по следующим основаниям: представление внесено в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером №... захламлен твердыми коммунальными отходами (пни и корни деревьев после раскорчевки, остатки древесины, ветки деревьев, автомобильные шины б/у, остатки тары, полиэтиленовые упаковки, бытовой мусор) на площади ... га, а Потерянской М.В. не предпринято мер по ликвидации несанкционированных свалок путем проведения мероприятий по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления. Однако, в указанном представлении ответчик ссылается на утратившие силу правовые акты. Кроме того, истец обращала внимание ответчика на то, что захламление участка произошло по вине водителей автомобилей, вывозивших мусор на указанный земельный участок. Истец не является владельцем данных автомобилей, не уполномочена запрашивать информацию о водителях автомобилей, свозивших мусор, не уполномочена проводить расследование и розыск нарушителей. Истец не давала разрешения на организацию несанкционированной свалки, она сделала все от нее зависящее, чтобы привлечь виновных лиц к административной ответственности. Также, указанное представление является неисполнимым, поскольку истец не является нарушителем, имеются лица, совершившие правонарушение, в представлении отсутствует указание что именно и каким образом должна сделать истец, чтобы виновные лица перестали нарушать законодательство. Ответчик не направил истцу протокол, в котором свидетель сообщил все необходимые данные для розыска нарушителей, чем нарушил положения ст. 28.2 КоАП РФ.
Истец считает внесенное в ее адрес У. Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области представление незаконным и неисполнимым, в связи с чем, просит суд признать представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения по делу об административном правонарушении №... незаконным.
В судебное заседание административный истец Потерянская М.В. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, обеспечила явку представителя.
Представитель административного истца Демешко Э.В. заявленные административные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель административных ответчиков Кубарева Ю.В. просила суд в удовлетворении требований административного истца отказать, поскольку представление внесено в соответствии с нормами действующего законодательства.
Заинтересованное лицо Бабичева Л.П. административные исковые требования посчитала обоснованными.
Суд счел возможным в соответствии с правилами, установленными ст. 150, 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в дела, исследовав письменные материалы настоящего административного дела, копии материалов административного дела в отношении Потерянской М.В., приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу требований ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16.07.1998 № «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с ГОСТом 26640-85 «Земли» охрана земель - это комплекс организационно-хозяйственных агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Р.) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере земельного законодательства.
Согласно п. 4 названного Положения, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Р. осуществляет надзор в установленных законодательством случаях за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в установленной сфере деятельности (пункт 5.1.1); осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (пункт 5.13); контроль за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области ветеринарии с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений и о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия (5, 5.2 (1).14.) и др.
В соответствии с пунктом 2 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №... Далее – Типовое положение), территориальным органом Р. является У. Р., которое создается, в том числе для осуществления функций по контролю и надзору в сфере земельного законодательства, а также функций по охране земель и почв.
Таким образом, Р. и его территориальные органы в целях охраны земель на территории Российской Федерации, вправе осуществлять контроль и надзор за деятельностью любых юридических и физических лиц.
Согласно п. 8.1.4. Типового положения, государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в пределах своей компетенции, в том числе надзор за: соблюдением требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель; соблюдением предписаний, выданных должностными лицами У. в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений (Подпункт в редакции, введенной в действие с ДД.ММ.ГГГГ приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ №...).
Как следует из п. 8.9., п. 8.10 Типового положения, Р. организовывает проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в закрепленной сфере деятельности; выдает предписания юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям об устранении выявленных нарушений.
Судом установлено, что в администрацию Новосибирского района Новосибирской области поступила жалоба Бабичевой Л.П. о несанкционированной свалке и рубке деревьев рядом с ДНТ «Царская усадьба» в <адрес> дача Кубовинского сельсовета Новосибирского района НСО с приложением фотографий автомобилей, которые сбрасывали мусор на указанном заявителем участке. По результатам полевого обследования местности установлен факт вырубки деревьев и несанкционированная свалка на земельном участке с кадастровым номером №.... Указанное обращение администрация направила руководителю У. Р. по Новосибирской области.
Как следует из выписки из ЕГРН, правообладателем земельного участка с кадастровым номером №... является ООО «Предприятие-С». Директором общества является Потерянская М.В. на основании решения №... единственного учредителя от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании распоряжения заместителя руководителя У. Р. по Новосибирской области Соловьева С.А. от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ООО «Предприятие-С» проведена внеплановая проверка, составлен протокол осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной внеплановой проверки У. Р. по Новосибирской области составлен акт проверки органом государственного контроля юридического лица №..., протокол об административном правонарушении и ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление №... в отношении директора ООО «Предприятие-С» Потерянской М.В. о признании ее виновной в совершении административного правонарушения, выразившегося в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного состояния земель и назначении ей наказания в виде административного штрафа в размере ... руб.
Решением Новосибирского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, постановление заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Новосибирской области №... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ постановление от ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора ООО «Предприятие-С» Потерянской М.В. отменено. Дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение.
ДД.ММ.ГГГГ органом государственного земельного надзора в отношении Потерянской М.В. внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу об административном правонарушении №....
Суд полагает, что указанное представление внесено с нарушением процессуальных норм и подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 27.12.2016 № 591 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Далее-Приказ), должностные лица Россельхознадзора и его территориальных органов имеют право, в том числе, обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора, в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях, выносить постановления и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях
Согласно п. 62 Приказа, в случае выявления нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, должностные лица выдают проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации, по форме, утвержденной приказом №....
В соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Так, согласно вышеперечисленным положениям, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по своему содержанию должно включать:
- название представления, дату и место составления; наименование органа и должность, фамилию и инициалы имени и отчества должностного лица, вынесшего представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
- указание, в отношении кого вынесено данное представление:
- наименование юридического лица, ведомственная принадлежность, юридический и фактический адреса;
- фамилию, имя, отчество должностного лица, место работы и рабочий адрес;
- фамилию, имя, отчество гражданина РФ, лица без гражданства или иностранного гражданина, место их жительства и работы, домашний адрес;
- период, в который совершалось административное правонарушение;
- установленные в ходе рассмотрения дела об административном правонарушения причины и условия, способствовавшие его совершению, пункты и статьи нормативных правовых актов, нарушение которых привело к совершению противоправных действий;
- требование на основании закона об обязывании принять меры по устранению выявленных нарушений;
- указание органа, адреса, куда должна быть направлена информация о принятых мерах в течение месяца со дня получения представления;
- предупреждение об административной ответственности по ст. 19.6 КоАП РФ за непринятие по представлению органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
- фамилию, имя, отчество, должность, дату и подпись должностного лица, внесшего представление;
- отметки о вручении представления или направления его по почте (дату, номер заказного письма, уведомления).
Как видно из представленных материалов, данные требования Закона заместителем Руководителя Управления Россельхознадзора по Новосибирской области не выполнены.
Суд полагает, что не установив время совершения административного правонарушения, невозможно правильно разрешить вопрос о давности привлечения к административной ответственности.
Кроме того, в представлении от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о том, какие именно требования и обязательные мероприятия по улучшению и защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду и в какой срок должны быть выполнены в данном конкретном случае Потерянской М.В., но не выполнены.
Как установлено судом, в материалах об административном правонарушении имеются письменные пояснения Виталевой Е.В., в которых она изложила свои возражения и доводы о невиновности ООО «Предприятие-С» в совершении административного правонарушения, в том числе, сведения о лицах, осуществляющих противоправную деятельность по захламлению территории. Указанные доводы также подтверждаются фотографиями автомобилей, водители которых захламляли мусором часть земельного участка, образовав при этом несанкционированную свалку.
Между тем, в обжалуемом представлении доводы данного лица не приведены и не опровергнуты. Причастность лиц к совершению правонарушения, на которых указала Виталева Е.В., У. не проверена. Доказательств обратного суду не представлено.
Предписание органа, осуществляющего земельный контроль, подлежит исполнению в том случае, если оно содержит только законные требования, то есть на гражданина может быть возложена обязанность по устранению, лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
Кроме того, в предписании должны быть указаны законные и обоснованные меры для их устранения и эти меры должны быть реальными и исполнимыми. Предписание административного органа, целью которого является возложение на лицо обязанности совершить действия в целях устранения нарушений, должно быть исчерпывающим образом мотивировано, чтобы не вызвать сомнение в наличии выявленных нарушений и способу их устранения.
Предписание органа государственной власти должно быть исполнимым и не вызывать неясности у лица, которому оно выдано, при его исполнении.
Судом установлено, что обжалуемое представление не содержит мотивов принятого решения, что не позволило всесторонне полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
По мнению суда, административный ответчик не доказал законность оспариваемого представления, в связи с чем, суд признает требования административного истца подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ,
решил:
Административный иск Потерянской М. В. удовлетворить.
Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу об административном правонарушении №... от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский районный суд Новосибирской области.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья «подпись»
Подлинник решения находится в материалах административного дела №...а1713/2019 в Новосибирском районном суде Новосибирской области.