Дело № 2а-3982/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06.06.2018 года <адрес>
Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Савиновой М.Н., при секретаре Тереховой Ю.А., с участием представителя административного истца Ганина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Клочкова Н. Н.ча к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета и об обязании осуществить кадастровый учет недвижимого имущества,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец Клочков Н.Н. обратился в суд с вышеизложенными требованиями, указывая в их обоснование, что На основании Договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГ, заключенного между Администрацией г.о. Котельники и Клочковым Н.Н., зарегистрированного ДД.ММ.ГГ номер регистрации № истцу был выделен за плату во временное пользование земельный участок площадью 30,0 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - обслуживание автотранспорта, находящийся по адресу: <адрес>
На данном земельном участке, хозяйственным способом был построен гараж для индивидуального пользования.
ДД.ММ.ГГ было подано заявление о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества, к нему прилагался технический план здания, составленный кадастровым инженером.
ДД.ММ.ГГ было получено решение о приостановлении осуществления кадастрового учёта, так как в представленных документах отсутствует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и проектная документация.
ДД.ММ.ГГ был получен ответ из Администрации г.о. Котельники в котором указано, что разрешение на ввод в эксплуатацию гаража не требуется.
ДД.ММ.ГГ ответ из Администрации приобщён к дополнительным документам.
ДД.ММ.ГГ было получено решение об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Административный истец просил признать незаконным Решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГ № № об отказе в осуществлении кадастрового учёта и обязать административного ответчика осуществить кадастровый учёт недвижимого имущества.
Административный истец Клочков Н.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель Административного истца по доверенности Ганин С.А. в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, выслушав представителя истца, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГ N 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГ) "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется по основаниям, изложенным в ч. 2 ст. 14 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ч. 4 ст. 69 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ст. 26.1 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах в установленном настоящей статьей порядке. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости
В силу ст. 69 указанного закона технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
В силу статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, в том числе путем признания права.
Статьей 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Статьей 219 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
С ДД.ММ.ГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии со ст. 72 которого данный Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГ между Администрацией г.о. Котельники и Клочковым Н.Н. был заключен договор аренды земельного участка №, зарегистрированный ДД.ММ.ГГ, номер регистрации №
В соответствии с договором истцу был выделен за плату во временное пользование земельный участок площадью 30,0 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - обслуживание автотранспорта, находящийся по адресу: <адрес>
На данном земельном участке, хозяйственным способом был построен гараж для индивидуального пользования.
ДД.ММ.ГГ было подано заявление о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных документов ДД.ММ.ГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области межмуниципальный отдел по <адрес> и <адрес>, подготовлено уведомление о приостановлении осуществления кадастрового учета №, в связи с выявлением по результатам проведенной проверки, отсутствия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и проектной документации.
ДД.ММ.ГГ ответ из Администрации приобщён к дополнительным документам.
ДД.ММ.ГГ. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета № на основании статьи 27 Закона о регистрации.
Согласно ст. 27 Закона о государственной регистрации, основанием к отказу в осуществлении государственной регистрации является не устранение в течение срока приостановления причины, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанных в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 27 Закона о государственной регистрации основанием для приостановления государственной регистрации является не представление заявителем документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Согласно п. 2 ч. 11 ст. 41 ФЗ от ДД.ММ.ГГ N 218-ФЗ Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании письменного согласия третьих лиц на образование объекта недвижимости, если такое согласие на образование объекта является обязательным в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство индивидуального гаража для личного использования не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности не требуется. Разрешение на ввод в эксплуатацию удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство.
В соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N №, для постановки на кадастровый учет гаража, разрешение на его ввод в эксплуатацию не требуется и сведения о здании могут указываться в техническом плане на основании декларации об объекте недвижимости.
Данный технический план, составленный кадастровым инженером, был приложен к документам, поданным на регистрацию.
Учитывая изложенное, принимая во внимание то обстоятельство, что истцом представлен полный комплект документов для регистрации объекта недвижимости и постановки его на кадастровый учет, суд считает требования о признании незаконным решения административного ответчика от ДД.ММ.ГГ № об отказе в осуществлении кадастрового учета и об обязании административного ответчика произвести государственную регистрацию и кадастровый учет объекта недвижимости, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.174-177 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Клочкова Н. Н.ча к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области – удовлетворить.
Признать незаконным Решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГ № об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить кадастровый учет по заявлению Клочкова Н. Н.ча о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГ года№.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме
03.08.2018 года
Судья Савинова М.Н.