Дело № 2-430/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2016 года г. Благовещенск
Благовещенский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Кондрашова М.С., при секретаре Присич Ж.В., с участием представителя истца Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан Тумаковой С.Т. (по доверенности от 13.08.2015г.), представителя ответчика Благовещенского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Башкортостан Рахимкуловой В.А. (удостоверение ТО 448967), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан к Благовещенскому межрайонному отделу судебных приставов УФССП России по Республике Башкортостан об уменьшении размера исполнительского сбoрa,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан обратилась в суд с иском к Благовещенскому межрайонному отделу судебных приставов УФССП России по <адрес> об уменьшении размера исполнительского сбора на одну четверть от суммы 50 000 руб. до 37 500 руб., наложенного постановлением заместителя отдела – заместителя старшего судебного пристава Благовещенского МОСП УФССП по РБ в рамках исполнительного производства № 7020/15/02018-ИП(по предоставлению жилого помещения Кинжабаевой В.А.).
В обоснование исковых требований истец указал, что 25 июня 2015г., в рамках исполнительных производств об обязании Администрации муниципального района <адрес> РБ предоставить Кинжабаевой В.А. благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 18 кв.м, и заключить с ней договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет, заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Благовещенского МО СП УФССП по РБ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Администрации муниципального района <адрес> РБ в размере по 50 000 руб. по исполнительному производству №-ИП. Взыскание исполнительского сбора мотивировано тем, что в установленный срок в добровольном порядке требования, указанные в исполнительных листах, не исполнены, а также не представлено доказательств, подтверждающих уважительность причин их неисполнения. Постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено без учета уважительных причин, по которым должник не может исполнить свои обязательства в полном объеме. Администрацией муниципального района <адрес> РБ предпринимались все меры, необходимые для исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения Кинжабаевой В.А., в связи, с чем не усматривается вины администрации муниципального района <адрес> РБ в нарушении срока исполнения решения суда, поскольку этому препятствуют объективные обстоятельства, независящие от воли должника: отсутствие свободных жилых помещений, длительная процедура приобретения жилых помещений для дальнейшей передачи взыскателям, отсутствие субсидий на приобретение жилья для детей-сирот, обращение в Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре о выделении дополнительных средств, обращение в суд об отсрочке исполнения решений.
В судебном заседании представитель истца Администрации муниципального района Благовещенский район РБ Тумакова С.Т. поддержала исковые требования по основаниям, указанным в заявлении, при этом пояснила, что 01 декабря 2014г. между Администрацией муниципального района Благовещенский район РБ и ООО «Строй-ка» заключен контракт на сумму 6 138 000 руб., на строительство 6 однокомнатных квартир. Срок завершения работ по данному муниципальному контракту установлен до 30 июня 2015г. Администрация муниципального района Благовещенский район РБ 09 апреля 2014г. обратилась с заявлением об отсрочке исполнения решения суда. Также Администрацией муниципального района Благовещенский район РБ направлены письма о выделении дополнительных средств для осуществления полномочий по предоставлению благоустроенного жилого помещения. Однако в отсрочке судом было отказано, в выделении дополнительных средств отказано, при этом по каждому аналогичному решению взыскан исполнительный сбор по 50 000 руб. Нуждающихся детей-сирот 115 человек, для обеспечении данных граждан жилыми помещениями администрации муниципального района Благовещенский район РБ необходимо субвенций в размере 117 645 000 руб., а выделено 6 417 400 руб., поэтому администрация по независящим от нее причинам не может в 5-дневный срок исполнить все решения судов о предоставлении жилых помещений. В суд представлен утвержденный бюджет, из которого следует, что денежных средств для детей-сирот по другой статье расходов не предусмотрено законом. Администрация муниципального района Благовещенский район РБ делает все возможное, чтобы ускорить исполнение решений суда.
Представитель ответчика Благовещенского МО СП УФССП по РБ Рахимкулова В.А., не признав исковые требования, суду пояснила, что Администрации муниципального района Благовещенский район РБ был предоставлен срок для добровольного исполнения решения суда - 5 дней. Однако решение суда до настоящего времени не исполнено. Должником не представлено доказательств невозможности исполнения решения суда, просит в удовлетворении требований Администрации муниципального района Благовещенский район РБ отказать.
Помощник Благовещенского межрайонного прокурора РБ Сибагатуллина И.З.. решение оставила на усмотрение суда.
Третьи лица Правительство Республики Башкортостан, Кинжабаева В.А. извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, не сообщили об уважительных причинах неявки, поэтому суд в силу ст.167 ГПК РФ, считает возможных рассмотреть иск в их отсутствие.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч. ч. 1- 3 ст. 112 названного Закона, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайный и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника организации - пятидесяти тысяч рублей.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем, данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно ч. 6 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Рассматривая вопрос о снижении размера исполнительского сбора и возможности освобождения от его взыскания, необходимо учитывать положения ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», которая устанавливает право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного судебным приставом-исполнителем в соответствии с ч. 3 ст. 112 настоящего Закона.
Суд установил, что решением Благовещенского районного суда РБ от 12 января 2015г. по делу №г. удовлетворен иск Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Кинжабаевой В.А. к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение и заключить договор найма. Постановлено: Обязать администрацию муниципального района <адрес> РБ предоставить Кинжабаевой В.А. благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 18 кв.м, и заключить с ней договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
Решение вступило в законную силу 18.02.2015г. 19.02.2015г. выдан исполнительный лист. 17.03.2015г. возбуждено исполнительное производство 25234/13/18/02.(по предоставлению жилого помещения Кинжабаевой В.А.).
Должнику был установлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Должник предупрежден том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, представленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 25.06.2015г. с Администрации муниципального района <адрес> РБ взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000 руб., в связи с неисполнением требований исполнительного документа об обязании администрации муниципального района <адрес> РБ предоставить Кинжабаевой В.А. благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 18 кв.м, и заключить с ней договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
Представитель администрации муниципального района <адрес> РБ в суде не оспаривала тот факт, что требования судебного пристава-исполнителя о добровольном исполнении решения Благовещенского районного суда РБ, изложенные в постановлении о возбуждении исполнительного производства, не исполнены администрацией в установленный для добровольного исполнения срок.
Однако, в судебном заседании установлено, что в связи с полным освоением денежных средств выделенных в 2014 году муниципальному району <адрес> РБ на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истцу не представилось возможным приобрести и предоставить Кинжабаевой В.А. жилое помещение во исполнение судебного решения.
Должник отвечает требованиям ст. 49 ФЗ «Об исполнительном производстве», т.е. закон не содержит исключений или ограничений лиц, с которых не может быть взыскан исполнительский сбор.
Основания ответственности за нарушение обязательств установлены ст. 401 ГК РФ, в силу ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно ст.ст. 1, 5 ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» орган местного самоуправления для размещения заказа на выполнение работ, приобретение имущества обязан провести конкурс (аукцион).
Решение Благовещенского районного суда о возложении обязанности о предоставлении жилого помещения в соответствие с указанным законом может быть исполнено только путем заключения муниципального контракта в порядке установленном законом.
Согласно ч. 1 ст. 21 ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
01.12.2014г. заключен контракт между администрацией муниципального района <адрес> РБ и ООО «Строй-ка» на сумму 6 138 000 руб., объектом закупки которого является «Определение подрядчика на право заключения муниципального контракта на долевое участие в строительстве многоквартирного жилого дома в <адрес> Республики Башкортостан с последующей передачей для муниципальных нужд 6 однокомнатных квартир в рамках исполнения отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями».
Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями администрацией муниципального района <адрес> РБ, сформированного с использованием Автоматизированной информационной системы «Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях» количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на регистрационном учете нуждающихся в жилых помещениях составляет 127 человек.
С 1 января 2012 года вступил в силу Закон Республики Башкортостан от 31 октября 2011 года № 451-3 «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», согласно которому государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан.
Статьей 8 вышеназванного закона определен порядок передачи органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий, согласно которому финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год. Предоставление органам местного самоуправления субвенций для осуществления переданных государственных полномочий осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
23 апреля 2015г. утвержден план- график размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2015 год, в который включено долевой участие в строительстве многоквартирного жилого дома в г.Благовещенск с последующей передачей для муниципальных нужд квартир в рамках исполнения отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В 2015г. денежные средства на основании Закона Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов» ( с изменения дополнениями) в виде жилых помещений детям де субвенций муниципальному району Благовещенский район РБ для предоставления детям- сиротам, детям оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений не поступали.
Согласно сообщению Первого заместителя председателя Государственного комитета РБ по строительству и архитектуры от 17.07.2014г. следует, что Законом РБ от 29 ноября 2013 года №12-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2014 года и на плановый период 2015 и 2016 годов» объем средств для обеспечения жильем детей-сирот муниципальному района Благовещенский район предусмотрено в сумме 6417,4 тыс. руб., в том числе, из федерального бюджета 1321,8 тыс.руб., из бюджета Республики Башкортостан 5095,6 тыс. руб. Каких-либо дополнительных средств для указанных целей не предусмотрено.
Согласно сообщению финансового управления администрации муниципального района Благовещенский район РБ от 02.02.2015г., по состоянию на 02 февраля 2015г., на лицевом счете бюджета муниципального района Благовещенский район РБ бюджетные средства на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, не числятся.
Таким образом, орган местного самоуправления объективно не может в установленный законом 5-ти дневный срок выполнить требования исполнительного документа.
Согласно ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
С учетом вышеизложенного, суд полагает, что Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан предприняла все зависящие от нее меры для исполнения решения суда, при этом обстоятельства. препятствовавшие осуществлению исполнения в установленный срок, в сложившемся положении и в рамках действующего законодательства не могли быть устранены действиями заявителя.
Должник действовал добросовестно, обращался с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения, поставил в известность о данных действиях пристава - исполнителя, обращался с заявлением в Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре о выделении дополнительных денежных средств для приобретения жилых помещений детям-сиротам и детях, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа в целях исполнения решений суда, в установленные сроки размещал заявки о проведении аукционов по приобретению жилья.
Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу о возможности снизить размер исполнительского сбора на одну четверть до 37 500 руб. в отношении Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан по исполнительному производству 7020/15/02018-ИП.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации.
РЕШИЛ:
Исковое заявление Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан к Благовещенскому межрайонному отделу судебных приставов УФССП России по Республике Башкортостан об уменьшении размера исполнительского сбoрa, удовлетворить.
Уменьшить размер взыскиваемого с Администрации муниципального района <адрес> РБ исполнительского сбора, наложенного постановлением заместителя отдела – заместителя старшего судебного пристава Благовещенского МОСП УФССП по РБ в рамках исполнительного производства № 7020/15/02018-ИП (по предоставлению жилого помещения Кинжабаевой В.А.) до 37 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Благовещенский районный суд Республики Башкортостан.
Судья: подпись М.С. Кондрашов
Копия верна судья: М.С. Кондрашов