УИД56RS0035-01-2024-000084-18
Р Е Ш Е Н И Е
гор. Сорочинск 30 сентября 2024 года
Судья Сорочинского районного суда Оренбургской области Никитин А.А.,
при секретаре судебного заседания Сластове А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Стрела» Панина А.В. на постановление государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО № 10673621230182409379 от 18 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Стрела»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО №10673621230182409379 от 18 января 2024 года общество с ограниченной ответственностью «Стрела» (далее – по тексту ООО «Стрела») было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, директор ООО «Стрела» обратился с жалобой в Сорочинский районный суд Оренбургской области, указав, что административным органом нарушены требования по взвешиванию транспортного средства, в связи с чем, акт взвешивания не может быть признан допустимым доказательством по делу, просил постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.
Лица, участвующие деле: директор ООО «Стрела» Панин А.В., старший государственный инспектор МТУ Ространснадзора по ЦФО ФИО3, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть жалобу в свое отсутствие, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено, связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.21.5 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного движения), установлено, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
На основании пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 года № 2200, «крупногабаритное транспортное средство» - транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают предельно допустимые габариты транспортного средства согласно Приложению № 1.
Согласно Приложению № 1 к вышеуказанным Правилам допустимая длина автопоезда при движении по дорогам без специального разрешения составляет 20 метров. Согласно примечания к указанной норме предельно допустимые габариты транспортных средств, указанные в приложении, включают в себя размеры съемных кузовов.
Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержден Приказом Министерством транспорта Российской Федерации от 18.10.2022 года № 418, согласно которому специальное разрешение выдается владельцу транспортного средства или его представителю.
Согласно ст. 2.6.1 КоАП РФ, к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для вынесения обжалуемого акта послужило то обстоятельство, что 16 декабря 2023 года в 08:31:41 на 103 км 960 м автодороги Бугульма-Буругуслан-Бузулук-<адрес>, водитель, управляя тяжеловесным транспортным средством № (в составе 6-осного автопоезда), собственником (владельцем) которого является ООО «Стрела», в нарушение п. 23.5 ПДД РФ, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2200 «Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в п. 2.1.1 правил дорожного движения Российской Федерации», осуществлял перевозку крупногабаритного груза без специального разрешения с превышением предельно допустимых показателей по габаритам автопоезда на 0,13 м, двигаясь с длиной 20.13 м при разрешенной длине 20.00 м.
Собственником данного транспортного средства в соответствии со свидетельством о регистрации транспортного средства № на момент фиксации нарушения являлось ООО «Стрела».
Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме СВК-2РВС, заводской номер 70446, идентификатор СПВК в реестре 2560006, свидетельство о поверке С-БН/14-09-2023/284812267 от 14 сентября 2023 года, поверка действительна до 13 сентября 2024 года.
Результаты взвешивания оформлены актом № 11480559 от 16 декабря 2023 года. Содержание акта соответствует требованиям Приказа Минтранса России от 31.08.2020 года № 348 «Об утверждении порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств». Оснований для признания акта недопустимым доказательством не имеется.
Факт совершения ООО «Стрела» административного правонарушении подтвержден материалами дела: актом № 11480559 от 16 декабря 2023 года измерения и проверки автотранспортных средств, свидетельством о поверке от 14 сентября 2023 года и иными материалами дела.
Исследованные в судебном заседании и положенные в основу постановления доказательства суд признает допустимыми, поскольку они получены в установленном КоАП РФ порядке, относимыми к данному делу об административном правонарушении, достоверными, а их совокупность нахожу достаточной для вывода о виновности ООО «Стрела» в совершении инкриминируемого ему правонарушения.
Должностное лицо пришло к правильному выводу о совершении ООО «Стрела» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Данный вывод основан на положениях названного Кодекса и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которым не имеется, согласно которым установлено, что ООО «Стрела», являясь перевозчиком груза, допустило движение крупногабаритного транспортного средства с превышением установленной специальным разрешением длины транспортного средства на 0.13 м.
Приказом Минтранса России от 31.08.2020 года № 348 утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств.
Система дорожная весовая и габаритного контроля, модификация СВК-2-РВС, заводской номер 70446, изготовитель – АО «Весоизмерительная компания «Тензо-М», установленная на автомобильной дороге «Ивановка-Сорочинск-Ташла» км 72+999 м удовлетворяет требованиям Федерального закона Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», включая обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, установленные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. АПВГК внесен ФКУ «Росдормониторинг» в Реестр стационарных пунктов весового контроля на автомобильных дорогах общего пользования РФ в «Федеральную государственную информационную систему Росстандарт» (ФГИС «Аршин»).
Достоверность показаний работающего в автоматическом режиме специального технического средства, которым было зафиксировано превышение установленных габаритов автопоезда, сомнений не вызывает. Сведений о фактах некорректной фиксации измерений параметров транспортного средства и неисправностях (сбоях) в работе данного прибора в МТУ Ространснадзора по ЦФО не имеется, комплекс на момент фиксации находился в исправном состоянии и функционировал в штатном режиме, что также подтверждается электронным уведомлением о ежедневном мониторинге работоспособности АПВГК в Оренбургской области по состоянию на 16 декабря 2023 года.
Согласно ответу ГУ «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области», в соответствии с п. 36 Порядка Учреждением осуществляется инструментальный контроль мест установки оборудования АПВГК на соответствие установленным в настоящем пункте требованиям, не реже одного раза в 3 месяца. Представленными актами инструментального контроля от 15 декабря 2023 года, актами проведения технического обслуживания системы дорожной весового и габаритного контроля СВК от 15 декабря 2023 года и 21 января 2024 года несоответствие дорожного полотна, на котором размещена АПВГК действующим требованиям не выявлено.
При этом, данные, свидетельствующие о нарушении порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, о недостоверности полученных результатов измерения весовых параметров транспортного средства, заявителем не представлены.
С учетом изложенного, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в деянии ООО «Стрела» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ. Данный вывод основан на положениях названного Кодекса, Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется.
Иная оценка лицом, привлеченным к административной ответственности, обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов должностного лица.
Довод заявителя жалобы, в том числе о том, что вина юридического лица в совершении правонарушения не доказана, подлежит отклонению.
В силу ч. 2 ст.2.1 КоАП РФюридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Организации, осуществляющие перевозку груза автомобильным транспортом по дорогам общего пользования, обязаны принять все возможные меры для обеспечения соблюдения действующих правил по такой перевозке.
В судебном заседании достоверно установлено, что 16 декабря 2024 года ООО «Стрела», являясь перевозчиком груза, осуществляло движение крупногабаритного транспортного средства без специального разрешения превысило предельно допустимые показатели по габаритам одиночного транспортного средства на 0,13 м, двигаясь с длиной 20.13 м при допустимой длине 20.00 м.
Таким образом, действия ООО «Стрела» должностным лицом верно квалифицированы по ч. 2 ст.12.21.1 КоАП РФкак движение крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров без специального разрешения.
В виду изложенного, доводы жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, бесспорно свидетельствующие о том, что общество осуществляло перевозку крупногабаритного груза, а также отсутствуют сведения о том, что общество могло выполнить, но не предприняло все зависящие от него меры по выполнению требований нормативных документов, регулирующих движение тяжеловесного транспортного средства, нахожу не состоятельными.
Приведенные обстоятельства подтверждены фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме технического средства, актом результатов измерений весовых и габаритных средств транспортного средства в автоматическом режиме от 16 декабря 2023 года, и иными собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ выполнены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 названного Кодекса.
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Оспариваемое постановление вынесено административным органом, в рамках установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Вопреки доводам жалобы оснований для признания совершенного ООО «Стрела» правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется. По настоящему делу отсутствуют исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных указанной нормой признаков малозначительности административного правонарушения.
Между тем, суд полагает, что в части назначения наказания постановление должностного лица подлежит изменению.
Согласно ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая названные выше нормы, сведения об имущественном положении привлекаемого к административной ответственности лица, в целях индивидуализации административного наказания полагаю, что наложение административного штрафа в установленных санкцией ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ пределах - в размере 250 000 рублей, не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав собственника транспортного средства, являющегося физическим лицом, в связи с чем, учитывая положения ст. 4.1 КоАП РФ, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, данными об имущественном и финансовом положении ООО «Стрела» назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
Кроме того, полагаю, что постановление должностного лица подлежит изменению.
Так, в постановлении должностного лица в качестве места совершения правонарушения указано – 103 км 960 м автодороги Бугульма-Бугуруслан-Бузулук-Уральск Оренбургская область. Тогда как в акте № 11480559 от 16 декабря 2023 года место совершения правонарушения определено по месту нахождению комплекса – системы дорожного весового и габаритного контроля - Ивановка-Сорочинск-Ташла 72+999, направление движения - из Сорочинска. Согласно сообщению МТУ Ространснадзора по ЦФО от 16 мая 2024 года согласно акту измерения и проверки автотранспортных средств, являющегося приложением к постановлению по делу об административном правонарушении установлено, что Система дорожная весового и габаритного контроля расположена по адресу, указанному в акте. Данное обстоятельство по результату проезда транспортного средства через АПВГК, находящегося на участке автомобильной дороги был сформирован вышеуказанный акт измерении и проверки автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Данный акт составлен правильно и после проведения предобработки направлен в ЦАФАП МТУ Ространснадзора по ЦФО для принятия решения о привлечении собственника транспортного средства к административной ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ. Однако, при формировании проекта постановления по делу об административном правонарушении информационной системой место фиксации правонарушения в автоматическом режиме указан другой адрес.
Указанное обстоятельство не может являться основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении поскольку не исключает сам факт совершения административного правонарушения, зафиксированный в автоматическом режиме комплексом фото-видео фиксации. Доказательств, свидетельствующих о некорректной работе автоматического пункта весового и габаритного контроля на момент фиксации административного правонарушения, не представлено. В связи с чем, полагаю необходимым изменить постановление должностного лица, указать в качестве места совершения правонарушения – 72 км 999 м автодороги Ивановка-Сорочинск-Ташла Оренбургской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО № 10673621230182409379 от 18 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Стрела» изменить, указав в качестве места совершения правонарушения – 72 км 999 м автодороги Ивановка-Сорочинск-Ташла Оренбургской области, снизить размер административного наказания в виде административного штрафа до 125 000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Жалобу удовлетворить частично.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Сорочинский районный суд Оренбургской области или непосредственно в Оренбургский областной суд в течение десяти суток с момента получения или вручения копии решения.
Судья А.А. Никитин