Решение по делу № 33-1535/2017 от 20.01.2017

Судья Расколупова Г.А. Дело

Докладчик Савельева М.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе

Председательствующего Савельевой М.А.,

судей Давыдовой И.В., Желагова Е.А.,

при секретаре Цайбель О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> 21 февраля 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе Аптекаревой Т. Г. на решение Барабинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении исковых требований Аптекаревой Т. Г. к <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения и обязывании предоставить жилое помещение по договору социального найма, взыскании судебных расходов.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда СавельевойМ.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Аптекарева Т.Г. обратилась в суд с иском к <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения и обязывании предоставить жилое помещение по договору социального найма.

В обоснование указала, что с 1998 г. её семья из 5 человек состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как инвалид и семья, имеющая детей-инвалидов, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, несмотря на то, что очередь на получение жилого помещения (т.1 л.д. 5-9).

Просила обеспечить жилым помещением как инвалида за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 28.2 ФЗ №181-ФЗ (т.1 л.д. 197), обязать ответчика выделить ей однокомнатную благоустроенную квартиру на 2-м этаже по адресу: <адрес> до Нового 2016 года по договору социального найма в очередном порядке с учетом права инвалида по её выбору (л.д. 193 т.1), взыскать судебные расходы (л.д. 214 т.1)

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласна Аптекарева Т.Г., в апелляционной жалобе изложена просьба о его отмене.

Полагает несоответствующим закону вывод суда о том, что <адрес> администрация вправе принять решение о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению гражданина, к которым относятся инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, только при предоставлении местному бюджету <адрес> субвенции из областного бюджета НСО для обеспечения жильем граждан соответствующей категории и только в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность в порядке очередности, исходя из времени их постановки на данный учет.

Указывает, что законом предусмотрены иные формы обеспечения жильем, кроме предоставления жилищных субсидий, в связи с чем судом неверно истолкован и применен закон.

Полагает также несостоятельными выводы о том, что обеспечение жильем таких категорий граждан как истец, не является обязательством органа местного самоуправления.

Проверив материалы дела с учетом требований ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

До вступления в действие Жилищного кодекса Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ общие основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий были определены в ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ в качестве меры социальной защиты предусмотрено обеспечение инвалидов жильем.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей- инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (далее Правила).

В соответствии с пунктом 5 названных Правил инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.

Нормами Жилищного кодекса РСФСР также определялось, что граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (ст. 33).

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в действие Жилищный кодекс Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3- 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Положения Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривают принятие граждан на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в первоочередном порядке.

Частью 2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181 -ФЗ установлено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 28.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ (часть 1).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой статьи статье 28.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ Российская Федерация (ч. 11 ст.28.2).

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (части 2-5 статьи 28.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ).

Согласно ч.4 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184- ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральными законами от 12.01,95 N 5-ФЗ "О ветеранах" и от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в "Российской Федерации", <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 490-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями" постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 363-па администрацией <адрес> утверждено Положение о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий и лиц, на которых распространяется мера социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, вставших на учет( в дальнейшем Положение).

Согласно п.2 указанного Положения обеспечение жильем граждан осуществляется в форме предоставления гражданам единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений в собственность.

Приобретаемое по договору купли-продажи или путем заключения договора участия в долевом строительстве жилое помещение или строящийся по договору подряда индивидуальный жилой дом должны отвечать санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, быть благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания. <адрес> жилого помещения должна быть не менее установленной федеральным законодательством нормы предоставления жилых помещений гражданам (18 кв.м.), что определено п.3 Положения.

Органы местного самоуправления <адрес> наделены отдельным государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет) до ДД.ММ.ГГГГ, что следует из ст.1, ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 490-03 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями"

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставления местным бюджетам субвенций из областного бюджета <адрес> согласно ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 490-03.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 57-па «Об организации работы по обеспечению жильем в <адрес> ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов» рекомендовано администрациям муниципальных районов и городских округов <адрес> представлять ежегодно до 30 января соответствующего года в департамент труда и социального развития <адрес>( в настоящее время министерство социального развития <адрес>) списки ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ.( п.п. 2.1. п.2)

При этом в силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Очередность предоставления жилого помещения означает определенную последовательность выделения жилья лицам, из числа принятых на учет, которая совпадает с хронологической последовательностью учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Исключение из этого правил установлено для граждан, которым жилые помещения предоставляются вне очереди в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 3 ч. 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.

К указанным лицам относятся граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

"Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", в котором содержится наименования заболеваний и их код по международной классификации болезней, утвержден Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 378.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об их необоснованности.

Суд исходил из того, что истцом не представлено доказательств, что заболевание, которым она или член её семьи Нарожная Т.В. страдает, входит в названный выше Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, в связи с чем истец не обладает правом на внеочередное предоставление жилого помещения в порядке ч. 2ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилое помещение может быть предоставлено истцу в порядке очередности, исходя из времени их постановки на данный учет.

При установленных обстоятельствах <адрес> как исполнительный орган местного самоуправления <адрес>, наделенный отдельным государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ, ст.2, п.43 ст.<адрес> (л.д. 34-68 т.1), обеспечивает формирование списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>, который ежегодно предоставляет в Министерство социального развития <адрес>, которое обеспечивает формирования сводного списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>, сведения о которых Министерство социального развития <адрес> передает Министерству строительства <адрес>, которое в свою очередь при подготовке проектов законов об областном бюджете <адрес> на очередной и последующие годы формирует предложения о размере необходимых финансовых средств в областном бюджете <адрес> на оказание мер государственной поддержки по обеспечению жилыми помещениями указанных граждан, а также осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета <адрес>.

<адрес>, как исполнительный орган местного самоуправления <адрес>, наделенный отдельным государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ, при предоставлении местному бюджету <адрес> субвенций из областного бюджета <адрес> на обеспечение жильем граждан, указанной выше категории, осуществляет такое обеспечение в форме предоставления гражданам единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений в собственность в соответствии с Положением о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий и лиц, на которых распространяется мера социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет, утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 363-па (ред. от ДД.ММ.ГГГГ)

Таким образом, администрация <адрес> вправе принять решение о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем гражданина соответствующей категории, к которым относятся инвалиды и семьи, имеющих детей-инвалидов, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, только при предоставлении местному бюджету <адрес> субвенций из областного бюджета <адрес> для обеспечения жильем граждан соответствующей категории и только в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность в порядке очередности, исходя из времени их постановки на данный учет.

Из сообщения заместителя губернатора <адрес> в адрес истца ( т.1 л.д. 115-116), отзыва на иск Министерства строительства <адрес>( т.1 л.д. 163-165) следует, что <адрес> от 24.12.2015г. « Об областном бюджете <адрес> на 2016г. и плановый период 2017 и 2018г.г.» утверждено распределение субвенций муниципальным образованиям <адрес> на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных ФЗ от 12.01.1995г. №5-ФЗ и от 24.11.1995г. №181-ФЗ, на 2016г. средств <адрес> не предусмотрено.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии основания для удовлетворения иска.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы судебная коллегия не может принять во внимание как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Из материалов дела следует, что Истец просила суд обязать ответчика выделить ей однокомнатную благоустроенную квартиру на 2-м этаже по адресу: <адрес> до Нового 2016 года по договору социального найма в очередном порядке с учетом права инвалида по её выбору (л.д.193 том 1). На ДД.ММ.ГГГГ Булдакова (Аптекарева) Т.Г. состояла на очереди нуждающихся с порядковым номером 1 (л.д.15 том 1). Вместе с тем, поддерживая свои исковые требования о выделении ей конкретной однокомнатной квартиры, Истец не сослалась на доказательства того, что указанная квартира находится в собственности у Администрации <адрес>, а также свободна от прав иных лиц. Также в деле отсутствуют доказательства того, что семья Аптекаревой Т.Г. в составе 5 человек посредством предоставления ей указанной квартиры будет обеспечена жилым помещением в полном объеме.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения исковых требований Аптекаревой Т.Г. у суда перовой инстанции отсутствовали.

Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Барабинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Аптекаревой Т.Г. без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-1535/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Аптекарева Т.Г.
Ответчики
Администрация Барабинского района НСО
Другие
Мазепа М.В.
Министерство строительства НСО
Нарожная Т.В.
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
21.02.2017Судебное заседание
01.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2017Передано в экспедицию
21.02.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее