Дело № 2-4606/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Норильск Красноярского края 23 сентября 2024 года
Норильский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Боднарчука О.М.,
при секретаре судебного заседания Ивановой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора к АО «НТЭК» о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Красноярский природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в Норильский городской суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с иском к ответчику, в котором просит запретить АО «НТЭК» использовать земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Норильск, п<адрес> с целью накопления на нем на необорудованных в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13.4 Федеральной закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах потребления производства и потребления», п.п. 220-224 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 площадках отходов производства и потребления, а также обязать АО «НТЭК» в срок до 01.11.2024 произвести очистку указанного земельного участка от находящихся на нем в местах их временного накопления отходов. В обоснование требований указано о том, что в ходе проведенных природоохранной прокуратурой проверок в период 2021-2023 годах выявлено, что земельный участок кадастровый № неправомерно используется ответчиком под накопление отходов при отсутствии надлежаще оборудованных на нем площадок. Находящиеся на нем отходы по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую среду можно отнести согласно ФККО к отходам IV – V класса опасности, которые свозятся от очистки территории с целью последующего транспортирования из Снежногорска в период летней навигации речным транспортом.
В судебном заседании прокурор ФИО6. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признала по доводам письменных возражений, согласно которым отсутствие полигонов ТБО, организаций, обеспечивающих сбор и утилизацию отходов, а также климатические особенности являются объективными причинами невозможности своевременной вывоза отходов, образованных на земельных участках АО «НТЭК». С целью устранения нарушений Обществом разработан план мероприятий.
Выслушав стороны, изучив исковое заявление, возражения, а также исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 9 Конституции РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды», п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградагцию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с п. 1 ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В целях охраны земель пп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В соответствии с п. 31 Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор, органы местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45 и 46 ГПК РФ, статьи 11, 12, 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Частью 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 220 СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;
- поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);
- поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
Пунктами 221, 222, 223 СанПиН 2.1.3684-21 определено, что на территории предприятия в месте накопления отходов на открытых площадках должны иметь ливневую канализацию, за исключением накопления отходов в водонепроницаемой таре. Поступление загрязненного ливнестока в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается. Размещение отходов в природных или искусственных понижениях рельефа (выемки, котлованы, карьеры) допускается только после проведения специальной подготовки ложа при отсутствии влияния на подземные водные объекты. Отходы IV класса опасности должны складироваться в виде специально спланированных отвалов и насыпей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, основным видом хозяйственной деятельности АО «НТЭК» является производство энергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций (ОКВЭД – 35.11.1), которая осуществляется в гпт Снежногорск при эксплуатации Усть-Хантайской ГЭС (объект ОНВОС III категории негативного воздействия на окружающую среду, код 04-0124-000997-П) с использованием комплекса зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами №.
Земельный участок с кадастровым номером №5, площадью 455414 кв.м., по адресу: <адрес>, сформирован из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – производственная деятельность. Земельный участок предоставлен АО «НТЭК» по договору аренды № 7950 (ТЭ-212/14) от 14.10.2014 на срок до 06.06.2024. На нем находятся РЭС-1, склады ОМТС, полевой склад ГСМ, причал.
В ходе проведенных природоохранной прокуратурой проверок в период 2021 – 2023 гг. выявлялось, что земельный участок кадастровый № фактически используется ответчиком под накопление отходов при отсутствии надлежаще оборудованных на нем площадок. Находящиеся на нем отходы по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую среду можно отнести согласно ФККО к отходам IV – V класса опасности, которые свозятся от очистки территории с целью последующего транспортирования из п. Снежногорска в период летней навигации речным транспортом.
По результатам очередной проверки генеральному директору Общества 19.12.2023 внесено представление с требованиями об устранении нарушений природоохранного законодательства. Кроме того, юридическое лицо привлечено к административной ответственности, в том числе по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
С целью подтверждения текущего состояния земельного участка по поручению природоохранной прокуратуры от 17.06.2024 участковым уполномоченным полиции пункта полиции № 2 ОМВД России по г. Норильску осуществлен осмотр состояния земельного участка на предмет наличия на нем отходов. По результатам осмотра составлен акт осмотра от 21.06.2024 вместе с фототаблицами, из которых следует, что на отдельных участках пяти бетонных площадок расположенных на указанном участке и природных почвах между ними продолжают оставаться крупные и мелкие фракции производственных отходов
Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
Из представленных ответчиком в обоснование возражений документов следует, что с целью устранения нарушений требований природоохранного законодательства, разработан план мероприятий, утвержденный Приказом от 12.08.2024 № НТЭК/212-п.
В 2024 году с целью очистки земельного участка с кадастровым номером 24:55:0800002:5 от находящихся на нем отходов, образовавшихся в результате производственной деятельности, АО «НТЭК» заключен договор на транспортные и механизированные услуги с АО «РНГМ-Групп» № НТЭК-32-824/24 от 04.06.2024, договор на транспортирование отходов АО «Енисейское речное пароходство» № НТЭК-32-740/24 от 17.05.2024, а также договор на услуги по сбору, транспортированию, размещению (захоронению) отходов IV-V класса опасности с ИП Рубенян Р.Р. № НТЭК-32-987/24 от 17.07.2024.
В настоящее время ведутся работы вывозу отходов, плановый срок очистки площадки 31.10.2024.
Также планируется реализовать и ввести в эксплуатацию площадку накопления – временного складирования отходов IV – V класса опасности в 4 квартале 2026 года на земельном участке кадастровый № в рамках реализации проекта капитального строительства «УХГЭС. Обустройство комплекса открытых площадок накопления – временного складирования отходов IV – V класса опасности УХГЭС», шифр УХГЭС-ГН.
В то же время, представленные ответчиком сведения не опровергают факт длительного нарушения АО «НТЭК» требований природоохранного законодательства, что влечет нарушение прав неопределенного круг лиц на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению частично путем запрета АО «НТЭК» использовать земельный участок с кадастровым номером №, с целью накопления на нем на необорудованных в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13.4 Федеральной закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах потребления производства и потребления», п.п. 220-224 СанПиН 2.1.3684-21 площадках отходов производства и потребления, а также обязания АО «НТЭК» произвести очистку указанного земельного участка от находящихся на нем в местах их временного накопления отходов.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Руководствуясь принципом разумности ст. 206 ГПК РФ, учитывая климатические условия МО г. Норильска Красноярского края, фактическое состояние земельного участков и степень их загрязнения, а также принимаемые ответчиком меры для очистке земельного участка и планируемые сроки их завершения, а также исходя из установленных ГПК РФ сроков вступления в силу судебных актов, суд полагает заявленный прокурором срок (до 01.11.2024) неисполнимым, в связи с чем считает необходимым установить срок для исполнения решения суда - в течение 1 месяца с момента вступления его в законную силу.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая положения ст. 333.19 Налогового кодекса РФ о размере государственной пошлины по искам неимущественного характера, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора удовлетворить частично.
Запретить АО «НТЭК» (ИНН №) использовать земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, с целью накопления на нем на необорудованных в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13.4 Федеральной закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах потребления производства и потребления», п.п. 220-224 СанПиН 2.1.3684-21 площадках отходов производства и потребления.
Обязать АО «НТЭК» (ИНН № в течение 1 месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу произвести очистку земельного участка с кадастровым номером 24:55:0800002:5, расположенного по адресу: <адрес>, от находящихся на нем в местах их временного накопления отходов.
Взыскать с АО «НТЭК» (ИНН 2457058356) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.М. Боднарчук
В окончательной форме решение принято 18.10.2024.