Решение по делу № 2-91/2022 (2-2188/2021;) от 23.12.2021

                                Дело № 2-91/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Салехард                                                                                                 17 марта 2022 года

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего Поздняковой М.И.,

при секретаре Бакиевой Г.И.,

с участием истца Боровковой Е.А.,

представителя истца Погодина Ю.Ю.,

представителя ответчика УМВД России по ЯНАО Сельдикова Е.С.,

представителя третьего лица Медведевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению по иску Боровковой Е.А. к Управлению Министерства внутренних дел России по Ямало-Ненецкому автономному округу о восстановлении на учете нуждающихся в получении единовременной выплаты,

установил:

Боровкова Е.А. обратилась в суд с иском к УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании решения о снятии с учета очередников в связи с утратой оснований состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения неправомерным и восстановлении на учете для получения единовременной выплаты.

Требования мотивированы тем, что решением ЖБК УМВД России по ЯНАО от 29.12.2012 она принята на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи два человека (она, супруг). Решением ЖБК УМВД России по ЯНАО от 06.08.2021 она снята с учета на получение единовременной выплаты в связи с утратой оснований состоять на учете. Полагает решение незаконным, так как она с супругом обоснованно приняты на жилищный учет, жилыми помещениями по линии МВД она и члены семьи не обеспечивались, социальную выплату не получали, жилищные условия не улучшали, поэтому оснований для снятия с учета очередников в связи с утратой оснований состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не имелось. Продажа мужем ФИО5 наследственного имущества- жилого дома общей площадью 42,6 кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, п. Заречная Слобода, ул. Заречная, , не повлекло ухудшение их жилищных условий, поскольку указанный жилой дом был непригоден для проживания.

Истец Боровкова Е.А., её представитель в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске. Истец Боровкова Е.А. пояснила, что не предоставили сведения ответчику о наличии в собственности супруга указанного жилого дома, поскольку полагали его непригодным для проживания.

Представители ответчика, третьего лица просили отказать в удовлетворении требований, пояснили, что основанием для снятия Боровковой Е.А. с учета для получения единовременной социальной выплаты на состав семьи 2 человека послужил факт улучшения жилищных условий, в результате чего истец утратила основания для получения указанной выплаты, поскольку принято в наследство супругом наследство – жилой дом 42,6 кв.м имеет статус жилого помещения, на момент вступления в наследство, а также в последующем не было признано аварийным, непригодным для проживания. Кроме того, истцом нарушены требования п. 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в силу которых в случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, он представляет в комиссию документы, подтверждающие такие изменения. Вместе с тем, истцом не были предоставлены сведения о приобретении супругом жилого дома, а также доказательства непригодности жилого помещения для проживания, что является самостоятельным основанием для снятия её с учета для получения единовременной выплаты.

Представитель третьего лица Медведева Т.В. пояснила, что Боровкова Е.А. обратилась с заявлением о не снятии ее с учета после того, как с ней связался сотрудник УМВД после получения информации ответчиком из ЕГРН об отчуждении её супругом принадлежащего ему на праве собственности жилого дома, однако сведений об аварийности данного дома либо непригодности его для проживания она не представила.

Выслушав указанных лиц, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент подачи 28 августа 2012 года Боровковой Е.А. заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, предусмотрено, что данный федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата, выплата).

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1 и 2 части 2 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 4 этого же федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (часть 7 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).

Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 (далее - Правила), установлен перечень документов, которые сотрудник должен представить в комиссию для разрешения вопроса о принятии его на учет для получения единовременной выплаты, то есть для определения уровня обеспеченности сотрудника, к числу которых помимо прочего отнесены копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи, копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака), копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы.

Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в соответствии с законодательством Российской Федерации или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.

В соответствии с пунктом 23 Правил, в случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, он представляет в комиссию документы, подтверждающие такие изменения.

В пункте 19 Правил перечислены основания для снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты, подпунктом "б" которого в редакции, действующей до 23 июня 2015 г., было предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае изменения (улучшения) жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты.

Согласно пункта 19 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет).

Если основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета. Соответствующие изменения вносятся в книгу учета в день принятия правового акта (пункт 24 Порядка).

По смыслу приведенных нормативных положений, при изменении жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, последний обязан представить в комиссию документы, подтверждающие такие изменения, тогда как комиссия оценивает названные изменения с точки зрения наличия либо отсутствия у сотрудника оснований состоять на учете для получения единовременной выплаты и в случае утраты сотрудником оснований для получения единовременной выплаты принимает решение о снятии сотрудника с учета.

Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для разрешения вопроса об уровне обеспеченности сотрудника, соответственно наличия или отсутствия оснований для получения единовременной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам внутренних дел не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для определения права на выплату по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.

Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при изменении жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии принять решение о снятии сотрудника с учета при установлении обстоятельств утраты оснований для получения сотрудником единовременной выплаты.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Боровкова Е.А. проходила службу в органах внутренних дел с 03 сентября 1993 года по 08 января 2018 года, стаж службы на 08 января 2018 года составляет 26 лет 9 месяцев в календарном исчислении.

28 августа 2012 года Боровкова Е.А. обратилась в УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставив необходимый пакет документов.

Решением комиссии УМВД России по ЯНАО по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД России, утвержденным распоряжением Управлением МВД России по ЯНАО от 29.12.2012 -р Боровкову Е.А. с семьей в составе 3 человек (она, муж, сын) принята на учет для получения единовременной социальной выплаты.

По результатам заседания комиссии УМВД России по ЯНАО от 21.02.2013 в учетное дело Боровковой Е.А. внесены изменения, постановлено считать её очередником на получением единовременной социальной выплаты с семьей в составе 2 человек (она, муж ФИО5), потребность в жилой площади 42 кв.м

Брак между Боровкой Е.А. и ФИО5 зарегистрирован <дата>.

Боровкова Е.А. и ее супруг на момент обращения с заявлением в УМВД России по ЯНАО жилых помещений, принадлежащих на праве собственности, не имели.

Согласно выписке из протокола заседания Комиссии УМВД России по ЯНАО от 17 сентября 2013 года Боровкова Е.А. зарегистрирована и проживает с семьей по договору найма жилого помещения в комнатах 201, 202 общежития по адресу: г. Надым, ул. Зверева, дом , принадлежащей администрации МО г. Надым. Потребность в жилой площади: 42 кв.м.

24 января 2018 года ФИО5 выдано свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок, площадью 1500 кв.м, жилой дом, общей площадью 42,6 кв. м, расположенные по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, пос. Заречная слобода, <адрес>.

Право собственности ФИО5 на указанные объекты недвижимости зарегистрированы в ЕГРН 02 февраля 2018 года.

Согласно выписке из ЕГРН зарегистрировано право собственности ФИО5 на здание, назначение объекта – жилое, площадью 42,6 кв.м по адресу: Ульяновская область, район Мелекесский, п. Заречная Слобода, ул. Заречная, .

На основании договора купли-продажи от 18 июня 2020 года указанный земельный участок и жилой дом проданы ФИО5 Дата государственной регистрации прекращения права 25 июня 2020 года.

06 августа 2021 года Боровкова Е.А. снята с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты.

Основанием для снятия истца с учета для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи 2 человека (она и супруг) послужило то обстоятельство, что супруг ФИО5 произвел отчуждение принадлежащего ему жилого дома, площадью 42,6 кв.м.

Боровкова Е.А. в ходе судебного заседания, не отрицая обстоятельств отчуждения наследственного имущества общей площадью 42,6 кв.м в 2020 году, настаивала на том, что в указанный жилой дом они не вселялись, проживание в нём было невозможно по причине его непригодности для проживания.

Доводы относительно отчуждения непригодного для проживания жилого дома, находящегося по адресу: Ульяновская область, район Мелекесский, п. Заречная Слобода, ул. Заречная, , суд считает необоснованными.

Представленные истцом доказательства о непригодности указанного жилого помещения: технический паспорт от 18.08.2021, экспертное заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 12.11.2021, не могут служить основанием к удовлетворению иска, так как представленные доказательства свидетельствуют о состоянии дома в 2021 году, тогда как в собственности ФИО5 дом находился с 2018 года, а отчуждение произведено в сентябре 2020 года.

Кроме того, жилищные условия Боровковой Е.А. в 2018-2020 годах в связи со вступлением в наследство её супруга существенно изменились, что обязывало её представить в комиссию соответствующие документы, в частности, помимо документов о приобретении и отчуждении наследственного имущества площадью 42,6 кв. м, документы, подтверждающие непригодность указанного жилого дома для проживания в указанный период, с целью определения наличия или отсутствия у Боровковой Е.А. права на получение единовременной социальной выплаты после изменения жилищных условий (пункты 1, 2 части 2 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).

В силу пункта 16 Правил отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.

Из анализа вышеприведенных положений Правил следует, что именно на заявителе лежит обязанность представить документы, подтверждающие его право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения в соответствии Федеральным законом от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ.

В силу приведенного выше правового регулирования комиссия УМВД России по ЯНАО принимает решения на основании представленных сотрудником документов об изменении жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной социальной выплаты.

При подаче заявления о принятии на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Боровкова Е.А. взяла на себя обязательство предоставлять соответствующие документы в случае изменения состава семьи, жилищных условий.

Поскольку Боровкова Е.А., претендующая на получение спорной выплаты, после изменения жилищных условий не представила ответчику документы, содержащие необходимые сведения о приобретении и отчуждении жилого помещения, его пригодности для проживания, с целью оценки принятия комиссией решения о снятии её с учета для получения спорной выплаты, у УМВД России по ЯНАО не имелось правовых оснований для не снятия Боровковой Е.А. с учета для получения единовременной социальной выплаты.

С момента отчуждения наследственного имущества супругом истца 25 июня 2020 года и до дня принятия ответчиком оспариваемого решения прошло менее пяти лет.

Утрата основания для получения единовременной социальной выплаты является основанием для принятия Комиссией решения о снятии сотрудника с учета (пункт 24 Порядка); в случае же если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", то этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 9 Порядка).

В определении от 28.01.2021 № 86-О Конституционный Суд РФ указал, что такое условие предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для определенных категорий государственных служащих в случае совершения ими (членами их семей) действий, повлекших ухудшение жилищных условий, как принятие их на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий, основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости, согласуется с конституционным принципом равенства прав граждан и, как зависящее от ряда социально-экономических факторов, включая имеющиеся у государства финансовые возможности, направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилищных гарантий за счет средств федерального бюджета (определения от 24 марта 2015 года N 692-О, от 29 сентября 2015 года N 2142-О, от 27 марта 2018 года N 692-О, от 28 мая 2020 года N 1173-О и др.).

Соответствующее условие, касающееся указанного пятилетнего срока, предусмотрено как в исходных, так и в действующих редакциях части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пункта 9 оспариваемых Правил.

Соответственно, нормативные положения Правил, включая подпункт "б" пункта 19, сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права в аспекте, указанном заявительницей, в деле с участием которой суды пришли к выводу, что она, злоупотребив правом, ухудшила свои жилищные условия.

Таким образом, основания для признания оспариваемого решения недействительными и восстановлении истца на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Боровковой Е.А. к Управлению Министерства внутренних дел России по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании решения о снятии с учета очередников в связи с утратой оснований состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения неправомерным, о восстановлении на учете нуждающихся в получении единовременной выплаты - отказать.

Решение может быть обжаловано в суде Ямало - Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через Салехардский городской суд Ямало - Ненецкого автономного округа.

Председательствующий                                                                М.И. Позднякова

Решение в окончательной форме вынесено 24 марта 2022 года.

2-91/2022 (2-2188/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Боровкова Елена Анатольевна
Ответчики
УМВД России по ЯНАО
Другие
Медведева Татьяна Владимировна
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Позднякова Мария Игоревна
Дело на странице суда
salehardsky.ynao.sudrf.ru
23.12.2021Регистрация административного искового заявления
23.12.2021Передача материалов судье
24.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
24.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2022Судебное заседание
07.02.2022Судебное заседание
17.03.2022Судебное заседание
24.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
16.05.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
25.05.2022Судебное заседание
30.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2022Дело оформлено
17.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее