Дело № 2-199/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2017 г. г. Стародуб
Стародубский районный суд Брянской области в составе
председательствующего – судьи Будниковой Р.М.,
при секретаре Булей И.Ю.,
представителя истца Ершовой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Запольскохалеевичской сельской администрации Запольскохалеевичского сельского поселения Стародубского района Брянской области о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности и аннулировании сведений о собственнике доли,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (истец) обратилась в суд с иском о признании права собственности, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее муж, ФИО3, наследницей имущества которого она является. При жизни ФИО3 фактически принял наследство, принадлежащее его умершей матери, ФИО4, в виде дома и приусадебного участка в с. Запольские Халеевичи Стародубского района, предметов домашнего обихода: пользовался вещами матери, обрабатывал земельный участок, присматривал за домом. Однако в установленный срок за принятием наследства он не обратился.
Решением правления колхоза имени Правды от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 была выделена условная земельная доля в колхозе им. Правды, однако постановление администрации Стародубского района Брянской области о закреплении долей в собственность было принято после ее смерти, в связи с чем данная доля не могла войти в наследство.
Истец просила суд признать за ней право собственности на принадлежащую ФИО4 условную земельную долю общей площадью <данные изъяты> га, составляющую <данные изъяты> долю земельного участка, расположенного в колхозе им. Правды Стародубского района Брянской области, кадастровый №; аннулировать в государственном кадастре недвижимости сведения о ФИО4 как о собственнике земельной доли.
В судебном заседании представитель истца Ершова А.П., выступающая по доверенности, уточнила требования, просит суд включить в наследственную массу, оставшуюся после смерти ФИО3, принадлежащую ФИО4 условную земельную долю общей площадью <данные изъяты> га, составляющую <данные изъяты> долю земельного участка, расположенного в колхозе им. Правды Стародубского района Брянской области, кадастровый номер №; признать за ФИО1 право собственности на указанную земельную долю; аннулировать в государственном реестре недвижимости сведения о ФИО4 как о собственнике земельной доли. Пояснила, что у ФИО4 был один сын, ФИО3, мужа и других детей не было. Сыновья ФИО3 не претендуют на наследство, оставшееся после смерти отца.
Истец, представитель ответчика, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – администрации Стародубского муниципального района Брянской области, колхоза им. Правды Стародубского района Брянской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, ФИО13, ФИО12, ФИО14 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
От истца, представителя ответчика, представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области, ФИО13, ФИО12, ФИО14 в деле имеются заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие. Причины неявки остальных участников процесса неизвестны, ходатайств об отложении слушания дела не заявлялось.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что ФИО1 является наследницей имущества после смерти своего мужа, ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Стародубского нотариального округа Брянской области выдано свидетельство о праве на наследство, состоящее из условной земельной доли общей площадью <данные изъяты> га, кадастровый № в колхозе им. Правды Стародубского района Брянской области, принадлежащей умершему на основании свидетельства на право собственности.
В соответствии с ч.2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети наследодателя.
Материалами дела подтверждается, что ФИО3 являлся сыном ФИО4.
Согласно свидетельству о смерти (повторное) №, выданному ДД.ММ.ГГГГ Зап-Халеевичской сельской администрацией Стародубского района, ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГП. являлся наследником первой очереди по закону после смерти своей матери ФИО4
Согласно справке Запольскохалеевичской сельской администрации Стародубского района Брянской области, ФИО4 проживала и была зарегистрирована в с. Запольские Халеевичи одна. Завещания от имени ФИО4 сельской администрацией не удостоверялось.
Из ответов от ДД.ММ.ГГГГ, поступивших на запрос суда от нотариусов Стародубского нотариального округа Брянской области ФИО6 и ФИО7, и ответа Стародубского муниципального архива от ДД.ММ.ГГГГ следует, что наследственное дело на имущество, оставшееся после смерти ФИО4, не заводилось, свидетельство о праве на наследство не выдавалось.
В соответствии со ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
В силу положений ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Частью 2 статьи 1152 ГК РФ предусмотрено, что принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
На основании ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение 6 месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с ч.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, произвел за свой счет расходы по содержанию наследственного имущества.
Из разъяснений, данных в п.36 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», следует, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
При этом, такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Свидетели ФИО8 и ФИО9 показали, что после смерти ФИО4 ее сын ФИО3 смотрел за домом в с. Запольские Халеевичи, обрабатывал приусадебный участок, пользовался вещами домашнего обихода.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что после смерти ФИО4 наследство было принято ее сыном ФИО3, совершившим действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. №9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, возможно предъявление иска о включении имущества в состав наследства, а если в срок, предусмотренный ст. 1154 ГК РФ, решение не было вынесено - также требования о признании права собственности в порядке наследования за наследниками умершего.
В соответствии с ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Исходя из указанных положений действующего законодательства, суд при рассмотрении дела и разрешении заявленного иска учитывает то обстоятельство, что предметом наследования является имущество, обладающее признаком принадлежности наследодателю. При этом включение имущественных прав в состав наследства обусловлено их возникновением при жизни наследодателя при условии, что он являлся их субъектом на день открытия наследства.
В соответствии с п.п. 3, 6 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» колхозы были обязаны в 1992 году провести реорганизацию, коллективам колхозов до 1 марта 1992 г. следовало принять решение о переходе к частной, коллективно - договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. На местную администрацию была возложена обязанность обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю.
На основании постановления Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. №708 (ред. от 03.08.1998) «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» реорганизуемые колхозы принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации. С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности. К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. №213. В них включаются, в том числе, работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях.
В судебном заседании установлено, что ФИО4 решением общего собрания членов колхоза им. Правды (решение правления от ДД.ММ.ГГГГ) выделена условная земельная доля на землях колхоза в размере <данные изъяты> доли общей площадью <данные изъяты> га, в том числе пашни <данные изъяты> га.
Постановлением администрации Стародубского района № от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО4 была закреплена земельная доля в колхозе им. Правды Стародубского района Брянской области площадью <данные изъяты> га (№ в приложении к постановлению).
Земельная доля ФИО4 в натуре не выделялась, права на нее собственником при жизни и наследниками после его смерти не оформлялись, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, выданным ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра» по Брянской области.
Право собственности муниципального образования, субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», на выделенный земельный участок в счет земельной доли ФИО4, не возникало.
Таким образом, ФИО4 имела право на получение в собственность условной земельной доли общей площадью <данные изъяты> га, составляющей <данные изъяты> долю земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, расположенного в колхозе им. Правды Стародубского района Брянской области.
Однако в связи со смертью ФИО4, т.е. по независящим от нее причинам, не смогла воспользоваться указанным правом, а также оформить документы о праве собственности на данную земельную долю, что не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований наследника.
Спора между наследниками ФИО4 не имеется. Наследниками имущества после смерти ФИО3 – ФИО13 ФИО12, ФИО14 представлены заявления об отсутствии возражений против исковых требований ФИО1
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Запольскохалеевичской сельской администрации Запольскохалеевичского сельского поселения Стародубского района Брянской области о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности и аннулировании сведений о собственнике доли, - удовлетворить.
Включить в наследственную массу после смерти наследодателя ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащую ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ, условную земельную долю общей площадью <данные изъяты> га, составляющую <данные изъяты> долю земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенного в колхозе им. Правды Стародубского района Брянской области.
Признать за ФИО1 право собственности в порядке наследования после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенный в колхозе им. Правды Стародубского <адрес>.
Аннулировать в государственном реестре недвижимости сведения о ФИО4 как о собственнике земельных долей земельного участка с кадастровым номером №, расположенном в колхозе им. Правды Стародубского района Брянской области.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Р.М.Будникова
Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2017 г.