РЕШЕНИЕ
п.Медведево 23 мая 2022 года
Судья Медведевского районного суда Республики Марий Эл Попова С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью Медведевская управляющая компания «Жилищно-коммунальный сервис» на постановление № ...-м от <...> года государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике – главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Марий Эл Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Протасовой О.В. о назначении административного наказания, которым
общество с ограниченной ответственностью Медведевская управляющая компания «Жилищно-коммунальный сервис», расположенное по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Медведев, ул. Кооперативная, д. 5, ОГРН 1021201050221, ИНН 1202004240,
привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
постановлением № ...-м от <...> года государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике – главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Марий Эл Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Протасовой О.В. общество с ограниченной ответственностью Медведевская управляющая компания «Жилищно-коммунальный сервис» (далее ООО МУК «Жилкомсервис») привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО МУК «Жилкомсервис» обратилось в суд с жалобой, в которой указывает на несправедливость назначенного наказания, поскольку правонарушение совершено неумышленно, впервые, отсутствует имущественный вред или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, в связи с чем имеются основания для замены административного штрафа на предупреждение.
В судебном заседании представитель ООО МУК «Жилкомсервис» по доверенности Малышева Е.Ю. доводы жалобы поддержала, пояснила аналогично изложенному в жалобе.
Представители Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора Протасова О.В., Пушкова Н.В., Мичурова Г.А. вопрос о замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение оставили на усмотрение суда.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно обжалуемому постановлению сотрудниками Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора в ходе выездного обследования произведен осмотр земельного участка, расположенного по адресу: ..., в точке с координатами № ...°62"64,14"" Е47°80"65,03"" напротив Медведевского кладбища и адреса: ..., обнаружен сброс на почву загрязненных снежных масс – отходов от зимней уборки улиц, входящих в группу отходов «Отходы от зимней уборки улиц», код ФККО 7 31210 00 00 0. Земельный участок, куда свозился отход от зимней уборки улиц (загрязненный снег) имеет кадастровый № ..., категория земель: земли поселений (земли населенных пунктов) строительная промышленность, земельный участок по адресу: ..., уточненная площадь 200000 кв.м. Данный земельный участок не предназначен для размещения загрязненных снежных масс – отходов от зимней уборки улиц, входящих в группу отходов «Отходы от зимней уборки улиц», код ФККО 7 31210 00 00 0. Во время осмотра территории производилась разгрузка привезенных загрязненных снежных масс грузовым самосвалом КАМАЗ-6511, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, собственником которого является ФИО5, на указанный участок. ФИО5 предоставлен административному органу заключённый между ним и ООО МУК «Жилкомсервис» договор подряда на уборку снега от <...> года № .../м, дополнительное соглашение к договору подряда на уборку снега от <...> года, согласно которым комплекс работ, предоставляемых по договору, включает в себя механизированную уборку придомовых территорий от снега, а также работы по вывозу снега с указанных заказчиком объектов, согласно п.1.1. договора заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства осуществить комплекс работ по очистке территории заказчика, указанной в заявке заказчика. <...> года в 15 час. 00 мин. установлен факт сброса загрязненных снежных – отходов, входящих в группу отходов «отходы от зимней уборки улиц, код ФККО 7 31210 00 00 0 на земельном участке, не предназначенном для указанных целей.
Должностным лицом Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора в действиях ООО МУК «Жилкомсервис» установлены нарушения ст. ст. 3, 34, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 13 абз. 8 ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость государственного экологического надзора; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц; сохранение биологического разнообразия; обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды; международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия (ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Согласно ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз отходов I - IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абз. 8 ст. 42 Земельного Кодекса РФ).
Указанные обстоятельства явились основанием для составления должностным лицом Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора в действиях ООО МУК «Жилкомсервис» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ и последующего привлечения общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Из материалов дела следует, что <...> года в 15 час. 00 мин. в ходе выездного обследования установлен факт сброса загрязненных снежных – отходов, входящих в группу отходов «отходы от зимней уборки улиц, код ФККО 7 31210 00 00 0 на земельном участке, не предназначенном для указанных целей, расположенном по адресу: ..., в точке с координатами № ... напротив Медведевского кладбища и адреса: ...
Разгрузка привезенных загрязненных снежных масс производилась грузовым самосвалом КАМАЗ-6511, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, собственником которого является ФИО5
Между ФИО5 и ООО МУК «Жилкомсервис» заключён договор подряда на уборку снега от <...> года № .../м, дополнительное соглашение к договору подряда на уборку снега от <...> года, согласно которым комплекс работ, предоставляемых по договору, включает в себя механизированную уборку придомовых территорий от снега, а также работы по вывозу снега с указанных заказчиком объектов, согласно п.1.1. договора заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства осуществить комплекс работ по очистке территории заказчика, указанной в заявке заказчика.
Из ответа администрации Медвеедвского муниципального района от <...> года № ...-юр следует, что на территории Медведевского муниципального района площадки, предназначенные для складирования снежных масс (места промежуточного размещения снега, снежных полигонов, снегосвалок) отсутствуют.
При таких обстоятельствах административный орган пришел к правильному выводу о том, что ООО МУК «Жилкомсервис» осуществлены действия, выразившиеся в допущении сбросов отходов производства и потребления на почву, а именно сброс на почву загрязнённых снежных масс – отходов, входящих в группу отходов «Отходы от зимней уборки улиц», код ФККО 7 31210 00 00 0 на земельном участке, не предназначенном для указанных целей.
С учетом изложенного административный орган, оценив собранные по делу доказательства полно, объективно и всесторонне в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, обоснованно признал общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
В жалобе и судебном заседании приведены доводы о несогласии с назначенным наказанием.
В силу ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 1). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Из оспариваемого постановления усматривается, что должностным лицом административного органа не установлено отягчающих и смягчающих обстоятельств, а также исключительных обстоятельств.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Вместе с тем, из оспариваемого постановления административного органа не следует, что в рассматриваемом случае имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, поскольку допущенное в рамках настоящего дела нарушение требований Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Земельного Кодекса Российской Федерации при обращении с отходами порождает возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, что свидетельствует об отсутствии оснований для замены административного штрафа на предупреждение.
Состав статьи 8.2 КоАП РФ является формальным и не требует обязательного наступления вредных последствий. В рассматриваемом случае необходимые условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, для замены назначенного юридическому лицу наказания на предупреждение, отсутствуют.
Административное наказание назначено ООО МУК «Жилкомсервис» в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статьей 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, является минимальным.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену состоявшегося по делу постановления административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ дело проверено в полном объеме.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление № ... от <...> года государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике – главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Марий Эл Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Протасовой О.В. о назначении административного наказания, которым общество с ограниченной ответственностью Медведевская управляющая компания «Жилищно-коммунальный сервис», привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к штрафу в размере 100000 рублей оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью Медведевская управляющая компания «Жилищно-коммунальный сервис» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья С.С. Попова