Дело № 2а-4912/2019 22 августа 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
(резолютивная часть)
Красногвардейский районный суд СанктПетербурга в составе:
председательствующего судьи Смирновой Н.А.,
при секретаре Шмыглиной П.О.,
с участием прокурора Боркина А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Филиппова Юрия Владимировича к Избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа Ржевка о признании незаконным и отмене решения, обязании зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты,
с участием представителя административного истца - Ухова В.Н., представителя административного ответчика Бикучевой О.Л.,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Филиппов Ю.В. обратился в суд с административным иском к Избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа Ржевка о признании незаконным и отмене решения от 15.07.2019 №9/1 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета, обязании зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты муниципального совета.
В обоснование требований Филиппов Ю.В. ссылается на то, что на предстоящих 08.09.2019 года выборах депутатов муниципального совета муниципального округа Ржевка шестого созыва он баллотируется в порядке самовыдвижения по многомандатному избирательному округу № 115. Административный истец указывает, что 27.06.2019 года и 06.07.2019 года им в избирательную комиссию были представлены документы, необходимые для выдвижения и регистрации кандидата, включая сформированные в одну папку подписные листы с 15 подписями избирателей. Решением ИКМО Ржевка № 9/1 от 15.07.2019 года Филиппову Ю.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета МО МО Ржевка шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 115. С указанным решением административный истец не согласен, находит его незаконным поскольку, по мнению административного истца, в заявлении о согласии баллотироваться верно указано наименование избирательного округа «пятимандатный избирательный округ № 115», вместо «многомандатный избирательный округ № 115»; в заявлении в полном объеме указаны реквизиты документа об образовании, и тем более такие сведения наглядно видны из представленной в ИКМО ксерокопии диплома о высшем образовании. Также Филиппов Ю.В. не согласен с выводом ИКМО, что все подписи избирателей были признаны недействительными и (или) недостоверными, сделанным в отсутствие заключения почерковедческого исследования.
Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя Ухова В.Н., который поддержал заявленные требования в полном объеме, указывал га отсутствие пропуска срока обращения в суд.
Представитель Избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа Ржевка в судебное заседание явился, заявленные требования не признал, поддержал заявление о пропуске срока обращения в суд.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, заключение прокурора, полагавшего требования подлежащими отказу в удовлетворении, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Как усматривается из представленных суду материалов, 27.06.2019 года и 06.07.2019 года Филипповым Ю.В. в ИКМО Ржевка представлены документы, необходимые для выдвижения и регистрации кандидата, включая сформированные в одну папку подписные листы с 15 подписями избирателей.
Решением ИКМО Ржевка № 9/1 от 15.07.2019 года Филиппову Ю.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета МО МО Ржевка шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 115.
В обоснование отказа в регистрации ИКМО Ржевка указано, что 11.07.2019 года Филиппов Ю.В. уведомлен о наличии в представленных документах неполноты сведений, представление которых в избирательную комиссию предусмотрено законом, о несоблюдении требований закона к оформлению представленных документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата; официальным наименованием, которое должно использоваться в документах для выдвижения является – многомандатный избирательный округ № 115 в то время, как истцом указан «пятимандатный избирательный округ № 115»; в заявлении Филиппова Ю.В. указаны неполные реквизиты документа об образовании; недостатки Филипповым Ю.В. не устранены. 12.07.2019 года в порядке ст. 28 Закона СПб № 303-46 от 26.05.2014 года была проведена проверка соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата; все 15 подписей признаны недействительными: в подписных листах 1-6 наименование избирательного округа указано недостоверно; в подписных листах 1-6 запись в графе «подписной лист удостоверяю» выполнена не тем лицом, которым внесена запись в графе «кандидат», при этом, согласно заявленным сведениям, лицо, осуществлявшее сбор подписей и кандидат – одно лицо; т.е. собственноручно кандидатом внесены не все необходимые сведения, часть сведений внесена иным лицом.
Решение ИКМО Ржевка № 9/1 от 15.07.2019 года вручено Филиппову Ю.В.16.07.2019 в 17час. 26 мин., что подтверждается его собственноручной подписью.
В соответствии со ст. 21 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 от 26.05.2014 года «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» (далее - Закон Санкт-Петербурга № 303-46 от 26.05.2014) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом Санкт-Петербурга путем самовыдвижения или выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов, сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, представление документов для регистрации кандидатов осуществляются в течение 20 дней со дня, следующего за днем официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования (обнародования) схемы одномандатных (многомандатных) избирательных округов. О выдвижении кандидата окружная избирательная комиссия уведомляется в срок, установленный пунктом 8 настоящей статьи, и в установленном Федеральным законом и настоящим Законом Санкт-Петербурга порядке.
В силу ст. 23 указанного выше Закона самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом соответствующих окружных избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
В соответствии с п. 9 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 года (в редакции от 29.05.2019 года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ от 12.06.2002) установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах - не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней.
Пунктом 15 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 определено, что после окончания сбора подписей кандидат, уполномоченные представители избирательного объединения, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума подсчитывают общее число собранных подписей избирателей, участников референдума и составляют протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум. Протокол подписывается соответственно кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума.
В соответствии со ст. 26 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 от 26.05.2014 года в поддержку кандидата, выдвинутого по одномандатному либо многомандатному избирательному округу, должны быть собраны подписи избирателей в порядке, установленном федеральными законами, настоящим Законом Санкт-Петербурга. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в одномандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не менее 10 подписей. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, подлежащих замещению по результатам выборов в этом многомандатном избирательном округе, но не менее 10 подписей. Подписи избирателей могут собираться со дня, следующего за днем уведомления окружной избирательной комиссии о выдвижении кандидата. После окончания сбора подписей кандидат подсчитывает общее число собранных подписей избирателей и составляет протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования. Протокол подписывается кандидатом.
Согласно ст. 27 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 от 26.05.2014 года при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его (их) регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), и представленные в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его (их) регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию также следующие документы, необходимые для регистрации кандидата: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, а также документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, - в случае, если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей; данные об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга, если таковые изменения имеются; первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда.
В силу ст. 28 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 от 26.05.2014 года окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и(или) недействительной. Недействительными признаются, в том числе» подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей избирателей, в том числе до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата.
Основания для отказа в регистрации кандидата изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 от 26.05.2014 года.
В частности, в соответствии с подпунктами «в», «г», «д», «з» пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 от 26.05.2014 года основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты является: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона Санкт-Петербурга, иного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Согласно п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», - Исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов)".
Таким образом, правовыми основаниями для удовлетворения административного иска о признании незаконным решения о регистрации кандидата применительно к содержанию спорных правоотношений являются указанные в п. 24 ст. 38 названного Закона основания отказа в регистрации кандидата.
В данном случае - это пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 - основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Пунктом 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 от 26.05.2014 года установлены основания отказа в регистрации кандидата, а именно: отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях»; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 3 статьи 24 настоящего Закона Санкт-Петербурга; отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона Санкт-Петербурга, иного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом; наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей избирателей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей избирателей запрещен; если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата и т.д..
В соответствии со ст. 28 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 от 26.05.2014 года окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. Проверке подлежат подписи избирателей, собранные в поддержку всех кандидатов. Проверке подлежат все представленные подписи избирателей, находящиеся в подписных листах. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это ими специально оговорено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей избирателей до представления подписных листов в избирательную комиссию. Для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидатов, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей окружная избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа членов окружной избирательной комиссии и привлеченных экспертов и специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и(или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей. На период работы привлекаемые эксперты в соответствии с федеральным законом освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, представивший установленное количество подписей избирателей, и уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, представившего установленное количество подписей избирателей. По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и(или) недействительной. Если при проверке подписей избирателей обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи. Недействительными признаются: подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей избирателей, в том числе до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата; подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом; подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи; подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, и(или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист; подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом; подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи; подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей; все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей избирателей возраста 18 лет, и(или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и(или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно, либо внесены нерукописным способом или карандашом; все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям Федерального закона, и(или) в который не внесены сведения, предусмотренные Федеральным законом, и(или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом; подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 4 статьи 26 настоящего Закона Санкт-Петербурга; подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи; подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом; все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «з», «и» и «н» пункта 13 настоящей статьи. Специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с подпунктами «з», «и» и «н» пункта 13 настоящей статьи. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей избирателей, количество представленных подписей избирателей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей избирателей, признанных недостоверными и(или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. В случае если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктами «ж» и «з» пункта 4 статьи 29 настоящего Закона Санкт-Петербурга, кандидат вправе получить в окружной избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и(или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и(или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата. Повторная проверка подписных листов после принятия окружной избирательной комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в соответствии с Федеральным законом. Формы итогового протокола и ведомостей проверки подписных листов, указанных в пункте 16 настоящей статьи, устанавливаются избирательной комиссией муниципального образования.
Подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 предусмотрено, что недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.
Согласно пункту 12 статьи 37 названного Федерального закона каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществляющее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, замещающего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Изучив подлинники подписных листов избирателей в поддержку кандидата в депутаты Филиппова Ю.В. суд первой инстанции приходит к выводу об обоснованности доводов ИКМО Ржевка, что записи в графе «подписной лист удостоверяю» и записи в графе «кандидат» выполнены разными людями, при этом, согласно заявленным сведениям, лицо, осуществлявшее сбор подписей и кандидат – одно лицо; т.е. собственноручно кандидатом внесены не все необходимые сведения, часть сведений внесена иным лицом. При этом указанные записи исполнены четко и однозначно, хорошо читаемы, несоответствия записей вызваны особенностями почерка лиц, внесших записи, таким образом требования пункта 12 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 нарушены, поскольку имеет объективное и явное подтверждение выполнения рукописных текстов разными лицами, что является основанием для отнесения комиссией всех подписей избирателей к недействительным, что исключает в силу закона возможность регистрации Филиппова Ю.В. в качестве кандидата в депутаты.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд полает, что заявленные Филиппова Ю.В. требования подлежат отклонению в полном объеме.
Ссылки административного ответчика на неверное указание наименования округа по которому баллотируется кандидат, внесенные в подписные листы исправления, неполноту сведений документа об образовании, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не являются существенными нарушениями действующего законодательства при оформлении документов необходимых для извещения о выдвижении и регистрации кандидата, не могли повлиять на волю избирателей.
Кроме того, по мнению суда, административным истцом пропущен десятидневный срок, установленный ч.4 ст. 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для обращения в суд.
В силу п. 4 ст. 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения, который в силу ч. 7 ст. 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является пресекательным и восстановлению не подлежит независимо от причин его пропуска.
Как указано ранее, решение № 9/1 от 15.07.2019 получено Филипповым Ю.В.16.07.2019.
По утверждению истца, административное исковое заявление с приложенными к нему документами отправлено 25.07.2019 письмом с почтовым идентификатором 19103635682455, что подтверждается квитанцией от 25.07.2019 почтового отделения 191036 ФГУП «Почта России».
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» Услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Пунктом 23 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 (плата за оказание услуг почтовой связи взимается с отправителя при приеме почтовых отправлений и почтовых переводов в соответствии с тарифами, действующими на дату приема, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.
Для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, применяются государственные знаки почтовой оплаты. В качестве государственных знаков почтовой оплаты используются: а) почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки; б) оттиски государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкировальными машинами; в) знаки в информационной системе организации федеральной почтовой связи, подтверждающие оплату услуг почтовой связи по пересылке простых и заказных почтовых отправлений в форме электронного документа (п. 24 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234).
В соответствии с п. 28. Правил оказания услуг почтовой связи, почтовые отправления, за исключением простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, и почтовые переводы принимаются в объектах почтовой связи, в том числе в автоматизированных пунктах почтовой связи.
Согласно Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утверждённых приказом ФГУП «Почта России» от 07.03.2019 N 98-п регистрируемая письменная корреспонденция - внутренние регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли, принимаемые от отправителя с выдачей квитанции, с присвоением отправлению штрихового почтового идентификатора и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения.
Расчет за оказанные услуги производится почтовыми работниками с выдачей кассового чека (квитанции). По желанию пользователя услугами почтовой связи кассовый чек (квитанция) может быть направлен по электронной почте при условии предоставления пользователем до момента расчета адреса электронной почты.
Между тем дата отправления на конверте, поступившим в суд нечитаема, из электронной версии отчета сформированного официальным сайтом Почты России, следует, что почтовое отправление с почтовым идентификатором 19103635682455 прибыло в сортировочный центр 200960 08.08.2019, сведений о поступлении указанного почтового отправления в отделение почтовой связи 25.07.2019 или в иную дату не имеется.
Согласно ответу начальника отделения почтовой связи 191136 ФГУП «Почта России» на запрос суда, установить дату приема заказного отправления 19103635682455 не представляется возможным по причине отсутствия соответствующей информации в программном обеспечении на официальном сайте ФГУП «Почта России», представить платежный документ не представляется возможным, подтвердить факт отправки регистрируемого почтового отправления в период с 25.07.2019 по 08.08.2019 не представляется возможным.
Согласно отчетам об отслеживании почтовых отправлений официального сайта ФГУП «Почта России» все почтовые отправления из почтового отделения 191036 содержащие штриховой почтовой идентификатор, соответствующий УНПО, почтового отправления истца, приняты в отделение почтовой связи 08.08.2019 или 08.08.2019.
Согласно ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд не может расценить представленную истцом квитанцию, как подтверждение отправки административного искового заявления в суд, в виду сомнений в ее достоверности, с учетом имеющихся в материалах дела сведений. Административным истцом, после высказанных сторонами сомнений в достоверности представленного документа, иных доказательств направления административного иска в суд в указанную им дату, таких как кассовый чек, почтовое уведомление о направлении иска, не представлено.
Доводы Филиппова Ю.В. о том, что в действительности исковое заявление было подано административным истцом 25.07.2019 согласно штемпелю, проставленному на почтовом конверте, судом отклоняются, как несостоятельные, поскольку носят предположительный характер и не подтверждены материалами дела.
При таких обстоятельствах, у суда не возникло основании полагать, что административное исковое заявление направлено Филипповым Ю.В. в суд ранее 08.08.2019, следовательно административное исковое заявление подано Филипповым Ю.В. с пропуском срока предусмотренного частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 10 ст. 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение пяти дней.
Судья /подпись/
Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2019 года