УИД № 91RS0009-01-2022-003784-59дело № 2-273/2023 | ||
19 января 2023 года | г. Евпатория |
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе председательствующего – судьи Каменьковой И.А. при секретаре Семигласовой М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Василевич Людмилы Лаврентьевны к Администрации города Евпатории Республики Крым, Тетдоеву Александру Александровичу о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л :
В ноябре 2022 года Василевич Л.Л. обратилась в суд с иском к Администрации города Евпатории Республики Крым о признании права собственности в порядке приватизации на недвижимое имущество – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 14 декабря 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Тетдоев А.А.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения от 24 октября 2022 года истец является нанимателем изолированного жилого помещения, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, состоящего из трех комнат в изолированной квартире, общей площадью 68,5 кв.м, в том числе жилой 43,0 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Наймодателем является Администрация города Евпатории Республики Крым. Кадастровый номер объекта недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости №. В настоящее время в данной квартире истец зарегистрирована и проживает. Задолженность по оплате за наем жилого помещения, оказание услуг МУП УК «Уют», а также по оплате за отопление, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение – отсутствует. Ранее истец право на приватизацию не использовала. 26 октября 2022 года истец обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым, с заявлением о заключении договора безвозмездной передачи в собственность, занимаемого ею на основании договора социального найма жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, однако ДИЗО Администрации г. Евпатории Республики Крым на указанное заявление ответила отказом, сославшись на ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года №1541-1, и указав о том, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях. Считает, что отказ ответчика в приватизации указанной квартиры нарушает ее право на приватизацию жилья и является неправомерным. Просит суд признать за ней право на приватизацию квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, и признать право собственности на указанное жилое помещение.
В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела в суде, извещена надлежащим образом, до начала проведения судебного заседания от неё поступило заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель ответчика – Администрации города Евпатории Республики Крым, в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил, до начала проведения судебного заседания от представителя ответчика поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя с просьбой принять решение суда в соответствии с нормами действующего законодательства.
Ответчик – Тетдоев А.А., в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом. До судебного заседания от ответчика поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и о признании иска полностью.
На основании части 3 статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Исследовав материалы дела, проверив основания иска, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
В соответствии со ст. ст. 35 и 40 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Каждый имеет право на жилище, и никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (пп. 1 п. 1); из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности (пп. 3 п. 1); в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом (пп. 4 п. 1).
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, признание судом принадлежности права конкретному лицу, служит основанием для разрешения возникших спорных ситуаций.
Из материалов дела следует, что 24 октября 2022 года между Администрацией г. Евпатории Республики Крым и Василевич Л.Л., заключен договор социального найма жилого помещения, согласно условиям которого нанимателю и членам его семьи передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из трех комнат в изолированной квартире, общей площадью 68,5 кв.м, в том числе жилой 43,0 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>., для проживания в нем (л.д. 4 – 6). Согласно справки о составе семьи и регистрации от 01 ноября 2022 года следует, что Василевич Л.Л. зарегистрирована по адресу: <адрес>, и является основным квартиросъемщиком, совместно с ней зарегистрирован Тетдоев А.А. – сын нанимателя (л.д. 7).
Постановлением Администрации г. Евпатории Республики Крым №-п от 28 августа 2017 года «О внесении изменений в постановление Администрации г. Евпатории Республики Крым от 12 февраля 2015 года №-п «О приеме имущества из собственности Республики Крым и закреплении его за муниципальными унитарными предприятиями» в п. 1 внесены изменения, а именно приняты из государственной собственности Республики Крым части нежилых зданий – общежитий (ранее являющихся домовладениями-общежитиями), за исключением жилых и нежилых помещений находящихся в частной собственности – нежилое здание – общежитие по <адрес>, принимаемая в муниципальную собственность.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований предусмотренных Жилищным Кодексом, другими федеральными законами и иными актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения жилищного правоотношения.
Статья 49 ЖК РФ предусматривает, что основанием для занятия жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, является договор социального найма.
Согласно ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Статьей 62 ч. 1 ЖК РФ разъяснено, что предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В силу ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В судебном заседании установлено, что истец 26 октября 2022 года, через МФЦ г. Евпатории обратилась с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Приватизация муниципального жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» в отношении занимаемого ею жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, предоставив ряд соответствующих документов, в ответ на которое из Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым, ей поступило уведомление от 31 октября 2022 года, в котором указывалось о том, что Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 03 сентября 2017 года № «О некоторых вопросах национализации имущества», распоряжением Совета министров Республики Крым от 11 ноября 2014 года №-р «О передаче имущества», передаточным актом от 16 марта 2015 года, постановлением Администрации города Евпатории Республики Крым от 12 февраля 2015 года №-п «О приеме имущества из собственности Республики Крым и закреплении его за муниципальными унитарными предприятиями», постановлением Администрации города Евпатории Республики Крым от 28 августа 2017 года №-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Евпатории Республики Крым от 12 февраля 2015 года №-п «О приеме имущества из собственности Республики Крым и закреплении его за муниципальными унитарными предприятиями» правовой статус <адрес> определен как нежилое здание – общежитие. Кроме того, в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, по адресу: <адрес>, зарегистрирована общая долевая собственность муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым – 854/1000 доли от нежилого здания – общежития. В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года № не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Однако, согласно ст. 2 Закона, а также ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ (ред. от 01 июля 2017 года) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», чтобы жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, можно было приватизировать, необходимо, чтобы они находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям/учреждениям, и были переданы в ведение органов местного самоуправления. В таком случае вне зависимости от даты их передачи в муниципальную собственность и даты предоставления гражданам применяются нормы жилищного законодательства о договоре социального найма, и, соответственно, такие помещения уже можно приватизировать на общих условиях. Для дальнейшего изменения статуса объекта с нежилого здания – общежития на статус – многоквартирный дом, Администрацией города Евпатории была разработана и утверждена дорожная карта решения проблемных вопросов оформления прав на комнаты (квартиры) в общежитиях, принятых из собственности Республики Крым после их национализации, в том числе общежитие по <адрес>. Также истцу в сообщении было разъяснено о том, что создана рабочая группа по организации рассмотрения проблемных вопросов, связанных с оформлением прав на комнаты (квартиры) в общежитиях. В настоящее время в соответствии с дорожной картой завершена инвентаризация муниципального имущества в общежитиях, в том числе имущества, входящего в 854/1000 доли от нежилого здания – общежития по <адрес>, которая находится на проверке. Дальнейшее решение о выделении комнат, квартир в отдельные объекты учета возможно только в судебном порядке, что предусмотрено дорожной картой. После завершения всех пунктов дорожной карты гражданам, занимающим на законных основаниях жилые муниципальные помещения, а также заключившим договоры социального найма, будет предоставляться муниципальная услуга «Приватизация (деприватизация) муниципального жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» (л.д. 9).
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Согласно ст. 23 Федерального Конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии со ст. 10 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» настоящий Договор временно применяется с даты подписания (18 марта 2014 года) и вступает в силу с даты ратификации.
Согласно Постановления Государственного Совета Республики Крым от 03 сентября 2014 года № «О некоторых вопросах национализации имущества» – домовладение № на <адрес>, являющееся общежитием, расположенным на территории муниципального образования городской округ Евпатория, за исключением жилых и нежилых помещений, принадлежащих физическим лицам на праве частной собственности путем изъятия национализировано в собственность Республики Крым.
Общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, по распоряжению Совета Министров Республики Крым от 11 ноября 2014 года №-р передано из собственности Республики Крым в муниципальную собственность городского округа Евпатория.
В соответствии с Постановлением Администрации города Евпатория «О приеме имущества из собственности Республики Крым и закреплении его за муниципальными унитарными предприятиями» спорное домовладение принято из собственности Республики Крым и закреплено на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием УК «Уют».
Согласно выписки из ЕГРН за муниципальным образованием городской округ Евпатория Республики Крым зарегистрировано право собственности на 854/1000 долей недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях.
В силу ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.
Документы, а также дата и основания включения данного жилого дома в состав специализированного жилищного фонда как общежитие муниципального образования г. Евпатория – суду не представлены и в материалах дела не содержатся.
Предыдущий собственник общежития – трест <данные изъяты> ликвидирован.
Требованиями ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Таким образом, согласно действующему законодательству, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
В силу статьи 11 указанного Закона – каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии со статьей 6 данного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которым передан жилищный фонд.
Согласно ст. 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии с пунктом 4 разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 года) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Поскольку из материалов дела следует, что занимаемое истцом жилое помещение в общежитии, ранее принадлежавшее тресту <данные изъяты> в 2015 году, было передано в муниципальную собственность, на момент передачи здания общежития в муниципальную собственность Василевич Л.Л. на законных основаниях занимала спорное жилое помещение, истец впервые обратилась с требованием о приватизации жилого помещения и ранее своего права на приватизацию жилья не использовала, постольку истец с момента передачи здания общежития в муниципальную собственность приобрела право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и в соответствии с положениями статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеет право приобрести его в собственность.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Как усматривается из лицевого счета № жилое помещение – <адрес> в <адрес> состоит из трех комнат, общей площадью 68,5 кв.м., жилой площадью 43,0 кв.м. В соответствии с техническим паспортом указанное жилое помещение является изолированным.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес> имеет назначение – жилое и ей присвоен кадастровый №, при этом общая площадь указана как 68,6 кв.м, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. То есть спорный объект недвижимости идентифицирован в установленном законом порядке (л.д. 43 – 45).
Из представленных суду доказательств следует, что истцом были соблюдены все предусмотренные законом условия, дающие право на приватизацию жилого помещения, поскольку она занимает его на основании договора социального найма, ранее участия в приватизации не принимала, занимаемая ею комната не относится к числу жилых помещений, приватизация которых не допускается законом.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем признания права.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Положениями ч. 2 ст. 195 ГПК РФ установлено, что суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и основаниям.
Таким образом, анализируя вышеизложенное, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований Василевич Л.Л. и о наличии достаточных правовых оснований для их удовлетворения путем признания за истцом права собственности в порядке приватизации на занимаемое ею жилое помещение в целом, с учетом признания иска ответчиком – Тетдоевым А.А., отказа от приватизации жилья в пользу матери – Василевич Л.Л.
При этом, суд считает необходимым указать о том, что решение является основанием для внесения Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым сведений в Единый государственный реестр недвижимости о праве собственности Василевич Л.Л. на спорный объект недвижимости.
Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, в связи, с чем судом не решается вопрос о распределении судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 12 Гражданского кодекса Украины, статьями 11, 15, 16, 49, 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 98, 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Василевич Людмилы Лаврентьевны к Администрации города Евпатории Республики Крым, Тетдоеву Александру Александровичу о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке приватизации – удовлетворить.
Признать за Василевич Людмилой Лаврентьевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право на приватизацию жилого помещения – квартиру, общей площадью 68,6 кв.м, кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес>.
Признать за Василевич Людмилой Лаврентьевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право собственности в порядке приватизации на недвижимое имущество – квартиру, общей площадью 68,6 кв.м, кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Евпаторийский городской суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья И.А.Каменькова
Полный текст мотивированного решения суда составлен 24 января 2023 года