Судья – Просолов В.В. № 2-755/2022
(суд первой инстанции)
№ 33-767/2023
(суд апелляционной инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 марта 2023 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Григоровой Ж.В.,
судей Донсковой М.А. и Козуб Е.В.,
при секретаре судебного заседания Бойко Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреевой И. Ю. к Управлению охраны объектов культурного наследия города Севастополя, Министерству культуры Российской Федерации об устранении препятствий в пользовании земельным участком, по апелляционной жалобе Андреевой И. Ю. на решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 30 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Донсковой М.А., судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда
установила:
Андреева И.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению охраны объектов культурного наследия города Севастополя, Министерству культуры Российской Федерации об устранении препятствий в пользовании земельным участком, просила суд исключить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № из границ территории преимущественно озелененных и открытых ландшафтов, незастроенных территориях – Режим Р-З-З участок Л-30, в соответствии со следующими координатами:
Н1 4920069.52 4388452.29
Н2 4920035.56 4388468.35
Н3 4920025.27 4388450.83
Н4 4920023.29 4388446.67
Н5 4920060.51 4388436.94
Н1 4920069.52 4388452.29
Заявленные требования мотивированы тем, что истец является собственником вышеуказанного земельного участка. При получении Градостроительного плана земельного участка истцу стало известно, что участок находится на территории преимущественно озелененных и открытых ландшафтов, незастроенных территориях – Режим Р-З-З участок Л-30, согласно приказу Министерства культуры РФ от 12.06.2016 №1864. Таким образом, несмотря на вид разрешенного использования – для индивидуального дачного строительства, истец лишена возможности возводить капитальные строения на участке, что послужило основанием для обращением в суд с настоящим иском.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 30 мая 2022 года исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с указанным выше решением, истцом Андреевой И.Ю. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции. В обоснование доводов апелляционной жалобы, указано, что суть искового заявления заключалась в исключении границ спорного земельного участка из режима Р-3 регламентного участка Р-3-3 участка Л-30 приказа Министерства культуры РФ от 12.08.2016 №1864. Полагает, что судом первой инстанции неверно установлен сам предмет спора, а также предмет доказывания, необоснованно отказано в проведении судебной историко -культурной и археологической экспертизы в отношении спорного земельного участка. Также обращает внимание на то, что право собственности истца на земельный участок возникло ранее формирования границ данного объекта культурного наследия, то есть спорный земельный участок сформирован в 2012 году с видом разрешенного использования «Ведение дачного хозяйства».
Вопреки выводам суда первой инстанции о ненадлежащем способе защиты нарушенного права, в обоснование иска истцом указано, что имеет место наложение границ земельного участка, являющегося объектом культурного наследия на земельный участок истца, поэтому вопрос об исключении спорного земельного участка из границ объекта культурного наследия не мог быть разрешен иным способом.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, определила рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Постановленное по делу судебное решение соответствует нормам материального и процессуального права.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является собственником земельного участка, площадью 800 кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – для индивидуального дачного строительства.
Согласно градостроительному плану данного земельного участка, он находится на территории преимущественно озелененных и открытых ландшафтов, незастроенных территориях – Режим Р-З-З участок Л-30 согласно приказу Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ,6 № «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательной место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита».
Территория древнего города Херсонес Таврический находится под государственной охраной с 1978г. Так, постановлением Совета Министров Украинской ССР от 31.01.1978 № 77 на базе Херсонесского историко-археологического музея, комплекса архитектурно-археологических и историко- культурных памятников Севастополя (Гераклейского полуострова), городов Балаклавы и Инкермана создан «Херсонесский государственный историко-археологический заповедник». Постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.1994 № 77 заповедник передан в общегосударственную собственность с отнесением его к сфере управления Министерства культуры Украины, а Указом Президента Украины от 11.10.1994 № 587/94 «О национальных заведениях культуры» ему присвоен статус национального (Национальный заповедник «Херсонес Таврический»).
В 2009 г. территория древнего города Херсонес Таврический как памятник культурного наследия национального значения включена в Государственный реестр недвижимых памятников Украины (постановление Кабинета Министров Украины от 03.09.2009 № 928 «О занесении объекта культурного наследия национального значения в Государственный реестр недвижимых памятников Украины»).
Памятник культурного наследия «Древний город Херсонес Таврический и его Хора» включен в Список всемирного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) на 37-й сессии Комитета всемирного наследия (решение 37 СОМ 8В.40). Также указанным решением утверждена схема границ территории и буферной зоны объекта всемирного наследия.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.09.2015 № 1721-р объект культурного наследия «Древний город Херсонес Таврический» (г. Севастополь) отнесен к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (пункт 1).
Государственное бюджетное учреждение культуры города Севастополя «Национальный заповедник «Херсонес Таврический», созданное на основании постановления Правительства Севастополя от 11.12.2014 № 569 «О создании учреждений культуры города Севастополя», принято в федеральную собственность и переименовано в федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1974-р).
Разрешая настоящий спор и оставляя исковые требования без удовлетворения, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», статьями 85, 99 Земельного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером 91:01:008001:61, принадлежащий истцу на праве собственности, расположен в границах регламентного участка Р-3-3 (участок Л-30) территории достопримечательного места, включение принадлежащего истцу земельного участка в состав территории достопримечательного места, установление конкретного режима и архитектурно-планировочных параметров, в частности для участка Л-30, не нарушают право частной собственности, включая право истца на владение, пользование и распоряжение недвижимым имуществом, оборот которого не исключен и не ограничен, не прекращают действия ранее полученных документов о праве собственности, истцом избран ненадлежащий способ защиты, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия, в целом соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении приведенных норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, считает их соответствующими представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, в их совокупности.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения.
Нормы Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) устанавливают приоритет земель, занятых объектами культурного наследия, и запрещают их использование для целей, не связанных с охраной объекта культурного наследия (пункт 6 статьи 94, пункт 2 статьи 99 ЗК РФ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России) от 8 июня 2016 г. № 1279 "О включении выявленного объекта культурного наследия - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита" (город Севастополь) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения, а также об утверждении границ его территории" (далее - Приказ № 1279), зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 24 июня 2016 г., регистрационный номер 42632, и размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 27 июня 2016 г., выявленный объект культурного наследия - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита" (город Севастополь) включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения (далее - Достопримечательное место).
В приложении к данному приказу содержится описание границ территории Достопримечательного места.
Приказом Минкультуры России от 12 августа 2016 г. № 1864 "Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита", расположенного в городе Севастополе" (далее - Приказ № 1864), зарегистрированным в Минюсте России 26 сентября 2016 г., регистрационный номер 43800, и размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 28 сентября 2016 г., утверждены требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории Достопримечательного места (приложение № 1) и их карта (схема) (приложение № 2). Приложение № 1 устанавливает общие требования к осуществлению деятельности в границах территории Достопримечательного места, а также режимы Р-1, Р-2, Р-3 и Р-4. В приложении № 2 содержатся условные обозначения, карта (схема) требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории Достопримечательного места, координаты характерных (поворотных) точек к карте (схеме).
Согласно пункту 19 приложения № 1 к Приказу № 1864 режим Р-3 подразделяется на 4 регламентных участка Р-3-1, Р-3-2, Р-3-3 и Р-3-4.
В регламентном участке Р-3-3 выделены участки Л-20-Л-44 (пункт 27).
В границах регламентного участка Р-3-3 разрешается: проведение археологических разведок и раскопок; консервация, реставрация, музеефикация; проведение природоохранных мероприятий; проведение традиционной сельскохозяйственной деятельности; ремонт, реконструкция существующих строений; реорганизация участков с изменением функционального назначения в соответствии с требованиями градостроительного регламента; ограниченное строительство объектов рекреационного назначения, объектов, связанных с сельскохозяйственным использованием территории, при условии сохранения ландшафтных и планировочных особенностей местности; сохранение ценных элементов ландшафта, склонов, ценных фрагментов участков лесонасаждений (подпункты 28.1 - 28.7 пункта 28).
В пункте 29 определены архитектурно-планировочные параметры для участков Л-20-Л-44, согласно которым на участке Л-30 запрещается возводить капитальные здания и сооружения и допускаются природно-познавательный туризм, обеспечение научной деятельности (проведение научной и селекционной работы), ведение лесного хозяйства.
Территория древнего города Херсонес Таврический находится под государственной охраной с 1978 г. Постановлением Совета Министров Украинской ССР от 31 января 1978 г. № 77 на базе Херсонесского историко-археологического музея, комплекса архитектурно-археологических и историко-культурных памятников Севастополя (Гераклейского полуострова), городов Балаклавы и Инкермана создан "Херсонесский государственный историко-археологический заповедник".
В дальнейшем постановлением Кабинета Министров Украины от 8 февраля 1994 г. № 77 заповедник передан в общегосударственную собственность с отнесением его к сфере управления Министерства культуры Украины, а Указом Президента Украины от 11 октября 1994 г. № 587/94 "О национальных заведениях культуры" ему присвоен статус национального (Национальный заповедник "Херсонес Таврический").
Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 сентября 2009 г. № 928 "О занесении объекта культурного наследия национального значения в Государственный реестр недвижимых памятников Украины" территория древнего города Херсонес Таврический включена в Государственный реестр недвижимых памятников Украины как памятник культурного наследия.
23 июня 2013 г. памятник культурного наследия "Древний город Херсонес Таврический и его Хора" включен в Список всемирного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) на 37-й сессии Комитета всемирного наследия (решение 37 COM 8B.40). Этим решением также утверждена схема границ территории и буферной зоны объекта всемирного наследия.
18 марта 2014 г. Российская Федерация и Республика Крым подписали Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, ратифицированный Федеральным законом от 21 марта 2014 г. № 36-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов".
По данному договору Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты его подписания. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 1, статья 2, пункт 1 статьи 9).
Аналогичные положения содержатся в части 3 статьи 1, части 1 статьи 2 и части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Список всемирного наследия ЮНЕСКО составляется, обновляется и публикуется Комитетом всемирного наследия во исполнение пункта 2 статьи 11 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (заключена в г. Париже 16 ноября 1972 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1988 г. № 8595-XI "О ратификации Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия".
Российская Федерация, являющаяся правопреемником СССР по обязательствам, вытекающим из заключенных им международных соглашений, осуществляет меры по обеспечению, выявлению, охране, сохранению, популяризации и передаче будущим поколениям объектов культурного и природного наследия.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) (подпункт 1 статьи 1).
Согласно преамбуле этого закона государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Поручением Президента Российской Федерации от 14 августа 2014 г. № Пр-2337 Правительству Российской Федерации совместно с Администрацией Президента Российской Федерации и органами исполнительной власти г. Севастополя было предписано обеспечить сохранность объекта всемирного наследия "Древний город Херсонес Таврический и его Хора" в соответствии с требованиями ЮНЕСКО.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2015 г. № 1721-р объект культурного наследия "Древний город Херсонес Таврический" (г. Севастополь) отнесен к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее также - Реестр), а Минкультуры России поручено осуществить в установленном порядке регистрацию указанного объекта культурного наследия федерального значения в Реестре.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. № 1974-р государственное бюджетное учреждение культуры города Севастополя "Национальный заповедник "Херсонес Таврический", созданное на основании постановления Правительства Севастополя от 11 декабря 2014 г. № 569 "О создании учреждений культуры города Севастополя", принято в федеральную собственность и переименовано в федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный историко-археологический музей-заповедник "Херсонес Таврический". Позднее приказом Минкультуры России от 22 января 2016 г. № 232 оно включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2016 г. № 1653-р объект культурного наследия федерального значения "Древний город Херсонес Таврический" (г. Севастополь) включен в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 759-р.
Статьей 56.4 Федерального закона от 25 июня 2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации определено, что предметом охраны достопримечательного места являются его градостроительные, геологические, ландшафтные, объемно-пространственные, планировочные, архитектурно-стилистические характеристики, ценные элементы застройки и благоустройства, совместные творения человека и природы, объекты, представляющие интерес с точки зрения архитектуры, истории, археологии, этнологии и экологии, функциональное назначение и мемориальное значение указанного достопримечательного места (пункт 1).
В целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 3 статьи 5.1 Закона № 73-ФЗ, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничения использования лесов и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места.
Пунктом 5 статьи 3.1 Закона № 73-ФЗ предусмотрено, что границы территории объекта культурного наследия федерального значения, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
К полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, помимо прочего относится установление требований к осуществлению деятельности и градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места федерального значения; государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; принятие решения о включении объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения (подпункт 1 пункта 3 статьи 5.1, подпункты 6,11 пункта 1 и пункт 2 статьи 9, подпункт 1 статьи 10, подпункт 1 пункта 7 статьи 18 Закона № 73-ФЗ).
Исходя из пункта 1, подпунктов 5.2,29, 5.3.7 и 5.4.3 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590, таким органом является Министерство культуры Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения» проект Приказа № 1864 в целях проведения общественного обсуждения размещены на Едином портале раскрытия информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (regulation.gov.ru) с 1 по 15 марта 2016 г. Замечаний и предложений на такие проекты в установленные сроки не поступило.
Таким образом, ограничения по использованию земельных участков, расположенных в границах территории достопримечательного места «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (город Севастополь), установлены Министерством культуры Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства об охране объектов культурного наследия, земельного законодательства Российской Федерации. Порядок принятия, государственной регистрации и опубликования Приказа № 1864 соблюден. Кроме того, полномочия Минкультуры России по изданию данного акта, а также обстоятельства, связанные с порядком его принятия, включая соблюдение требований Закона № 73-ФЗ о проведении государственной историко-культурной экспертизы, обосновывающей в том числе установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, установлены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 15.01.2018 № АКГТИ17-981.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 25 июня 2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации предусмотрено, что после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.
В статье 28 названного закона определены цели проведения историко-культурной экспертизы, к числу которых отнесены, в частности, обоснование включения объекта культурного наследия в реестр; определение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия; установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места; установление границ территорий зон охраны объекта культурного наследия, особых режимов использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия; установление требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места.
Разработка проектов границ территории объекта культурного наследия в виде достопримечательного места "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита" осуществлялись ОАО "Межрегиональный центр независимой историко-культурной экспертизы" во исполнение государственного контракта от 14 мая 2015 г. № 2003-01-41/12-15.
В рамках реализации положений статей 28 - 32 Закона об объектах культурного наследия с 15 сентября 2015 г. по 23 октября 2015 г. была проведена государственная историко-культурная экспертиза, по результатам которой комиссией из трех аттестованных экспертов составлены: акт государственной историко-культурной экспертизы, обосновывающий включение объекта "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита" в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения в виде достопримечательного места; акт государственной историко-культурной экспертизы, обосновывающий принятие решения установления разработанных требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита", расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения в виде достопримечательного места.
Приведенные акты государственной историко-культурной экспертизы 23 ноября 2015 г. были размещены на официальном сайте Минкультуры России www.mkrf.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для общественного обсуждения.
Согласно статье 5 Закона № 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в реестр, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным федеральным законом.
Пунктом 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 ЗК РФ. Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.
Согласно статье 99 ЗК РФ земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), достопримечательных мест, военных и гражданских захоронений относятся к землям историко-культурного назначения (пункт 1). Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются (пункт 2), На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность (абзац второй пункта 3). В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры (пункт 4).
В силу части 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, устанавливаемый в охранной зоне объекта культурного наследия, имеет целью защиту конституционно значимых ценностей и обеспечение сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории и не затрагивает существо конституционных гарантий защиты собственности, закрепленных в статьях 17, 35 и 40 Конституции Российской Федерации.
Письменными материалами дела установлено, что истец является собственником земельного участка, площадью 800 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – для индивидуального дачного строительства, на основании договора купли- продаж и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно градостроительному плану данного земельного участка он находится на территории преимущественно озелененных и открытых ландшафтов, незастроенных территориях – Режим Р-З-З участок Л-30 согласно приказу Министерства культуры РФ от 12.06.2016 №1864 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательной место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита».
Управлением охраны объектов культурного наследия города Севастополя в согласование месторасположения границ земельного участка истцу отказано, поскольку согласование границ земельного участка не входит в полномочия Управления и указано, что земельный участок истца расположен в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательной место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», находится на территории преимущественно озелененных и открытых ландшафтов незастроенных территорий с режимом использования Р-3-3, участок Л-30.
В соответствии с Приказом № 1864 в границах регламентного участка с режимом Р-3-3, участка Л-30 допускается: природно-познавательный туризм, обеспечение научной деятельности (проведение научной и селекционной работы), ведение лесного хозяйства (без права возведения капитальных зданий и сооружений).
Как правильно указал суд первой инстанции, включение принадлежащего истцу земельного участка в состав территории достопримечательного места, установление конкретного режима и архитектурно-планировочных параметров, в частности для участка Л-30, не нарушают право частной собственности, включая право истца на владение, пользование и распоряжение недвижимым имуществом, оборот которого не исключен и не ограничен, не прекращают действия ранее полученных документов о праве собственности.
Архитектурно-планировочные параметры для участков Л-20 - Л-44, определенные в пункте 29 приложения № 1 к Приказу № 1864, подлежат применению в отношении деятельности, которая может осуществляться после введения в действие данного нормативного правового акта, не предполагают изменения установленного пунктом 28 режима использования земель таких участков, не являются основанием прекращения права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные в границах территории достопримечательного места, в связи с чем нарушений прав истца не допущено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не было учтено, что право собственности у истца на спорный земельный участок возникло ранее формирования границ данного объекта культурного наследия, судебной коллегией отклоняется, поскольку право собственности у истца возникло на основании договора купли продажи земельного участка от 21.01.2020. Кроме того, согласно выписке из ЕГРН, границы земельного участка истца имеют статус «актуальные, ранее учтенные».
Так же судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о неверно избранном истцом способе защиты нарушенного права, поскольку в силу статей 7, 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным видом использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 32 Закона об объектах культурного наследия в случае несогласия с заключением историко-культурной экспертизы соответствующий орган охраны объектов культурного наследия по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица вправе назначить повторную экспертизу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае несогласия с решением соответствующего органа охраны объектов культурного наследия физическое или юридическое лицо может обжаловать это решение в суд.
Допустимые доказательства того, что решение органа охраны объектов культурного наследия, касающееся заключения государственной историко-культурной экспертизы Достопримечательного места, в установленном порядке не обжаловано и не отменено, основания для исключения земельного участка истца из территории границ территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательной место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», у суда первой инстанции отсутствовали.
Довод апелляционной жалобы о том, что нахождение принадлежащего истцу земельного участка лишает ее права в полной мере распоряжаться и пользоваться принадлежащим ей земельным участком, ввиду запрета строительства капитальных зданий и сооружений, судебной коллегией отклоняются.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 5 Закона об объектах культурного наследия предусмотрено, что земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Реестр, относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным законом.
Пунктом 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 этого кодекса.
Правовой режим земель историко-культурного назначения регламентирован статьей 99 названного кодекса. Так, к землям историко-культурного назначения относятся, в том числе земли достопримечательных мест (пункт 1). Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются (пункт 2). Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность (пункт 3). В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры (пункт 4).
Исходя из приведенных норм владение, пользование и распоряжение земельными участками в границах (и вне границ) населенных пунктов, расположенных на территории объекта культурного наследия, должно осуществляться с учетом установленных законом ограничений и целевого назначения.
Особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, устанавливаемый в охранной зоне объекта культурного ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 17, 35 ░ 40 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ 4 ░░░░░░ 1, ░░░░░░░░ 10 ░░░░░░ 2).
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 36 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░-20-░-44, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 29 ░░░░░░░░░░ № 1 ░ ░░░░░░░ № 1864, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 28 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 4 ░░░░░░ 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328 ░ 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░,
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 30 ░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░.░. ░░░░░