Дело № 2а-2583/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
03 сентября 2020 г. г. Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Новиковой М.В.,
при секретаре Макаровой М.С.,
рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании административное дело по административному иску Климова Д.С. к призывной комиссии г. Пскова, Военному комиссариату Псковской области об отмене решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Климов Д.С. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии г. Пскова, в обоснование которого указал, что 13.07.2020 призывная комиссия города Пскова (далее – призывная комиссия) приняла в отношении него решение о призыве на военную службу. С данным решением он не согласен, поскольку ранее решением призывной комиссии от 18.06.2018 года ему была предоставлена отсрочка от призыва до 30.06.2020 года в связи с обучением Колледже Псковского государственного университета. Несмотря на данное обстоятельство призывные мероприятия в отношении него были начаты до истечения срока отсрочки, 25.05.2020 года он был вызван для прохождения медкомиссии, его доводы о наличии у него отсрочки от призыва игнорировались. Полагает, что принятое решение о призыве на военную службу нарушает его права, в связи с чем просил признать обжалуемое решение незаконным и подлежащим отмене.
Определением суда от 11.08.2020 года в порядке ч.1 ст.43 КАС РФ к участию в деле судом привлечен в качестве соответчика Военный комиссариат Псковской области.
В судебное заседание Климов Д.С. не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела без его участия в связи с нахождением за пределами г.Пскова.
Представители ответчика ФКУ «Военный комиссариат Псковской области» Алексеева С.С. и Гребнев В.Ю., не оспаривая право Климова Д.С. на отсрочку от прохождения военной службы, полагали иск не подлежащим удовлетворению, поскольку в настоящее время призывная компания завершена, полномочия призывной комиссии в рамках весеннего призыва исчерпаны, она до начала следующего призыва не может принимать никаких решений. Поскольку от призыва на военную службу в рамках весеннего призыва Климов Д.С. освобожден в связи с подачей иска в суд, поэтому оспариваемое им решение призывной комиссии в настоящее время не влечет для него никаких правовых последствий.
Оценив доводы представителей административного истца и административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст.128 КАС РФ.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
На основании ст.22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе) призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации (ч.1 ст.25 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе).
В соответствии с п.п. «а» п.2 ст.24 Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
Пунктом 1 ст.28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» принятие решения о призыве на военную службу или освобождении от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Распоряжением и.п. Губернатора Псковской области от 18.03.2020 № 30-РГ на период весеннего призыва 2020 года (с 01.04.2020 по 15.07.2020) созданы призывные комиссии в городских округах и муниципальных районах области, в том числе города Пскова (приложение № 23).
Согласно п.7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663, вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
Как следует из содержания административного иска Климова Д.С., он оспаривает принятое призывной комиссией города Пскова 13.07.2020 решение о призыве его на военную службу, полагая его незаконным, поскольку он был вызван на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии до истечения срока отсрочки от призыва.
Из материалов административного дела и представленного личного дела призывника Климова Д.С. усматривается, что решением призывной комиссии от 18.06.2018 года ему была предоставлена отсрочка от призыва до 30.06.2020 года в связи с обучением по очной форме в образовательном учреждении среднего профессионального образования – Колледже Псков ГУ.
В то же время, в нарушение приведенных выше норм законодетельства на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии Климов Д.С. был вызван до истечения предоставленной ему отсрочки – 25.05.2020 года.
В соответствии с ч.7 ст.28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе в случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
В настоящее время призывная комиссия города Пскова свою деятельность не осуществляет в связи с окончанием весеннего призыва 15.07.2020.
Климов Д.С. по причине обжалования решения призывной комиссии в суд на военную службу не призван, к месту прохождения службы не направлен, а потому оснований полагать, что обжалуемым решением призывной комиссии гор. Пскова от 13.07.2020 в настоящее время нарушаются либо иным образом затрагиваются его права, свободы и законные интересы, не имеется. При том, что данное решение не имеет правового значения для разрешения в последующем вопроса о его призыве на военную службу.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что производство по делу подлежит прекращению по п.1 ч.1 ст.194 КАС РФ.
Приходя к такому выводу, суд учитывает и правовую позицию Конституционного суда РФ, изложенную в Определении от 02.10.2019 № 2632-О, в котором указано, что пункт 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, позволяющий судье отказывать в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) не следует, что этими решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца, является частью конкретизирующего статью 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации процессуального законодательства, которое, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из необходимости обеспечения лицу судебной защиты только при наличии оснований полагать, что права и свободы, о защите которых просит данное лицо, ему принадлежат и что указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения. Тем самым это законоположение не допускает произвольного отказа в принятии судьей административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и предполагает выяснение в каждом конкретном случае обстоятельств, с возникновением которых связано право лица на обращение в суд с таким заявлением (определения от 28.01.2016 №109-О; от 25.10.2016 № 2170-О; от 26.01.2017 № 108-О и др.)
На основании изложенного, руководствуясь ст. 128, ст.194, 195 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по делу по административному исковому заявлению Климова Д.С. к призывной комиссии г. Пскова, Военному комиссариату Псковской области об отмене решения призывной комиссии прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 15 дней.
Судья М.В. Новикова