Решение по делу № 2-226/2020 от 02.07.2020

УИД:11RS0018-01-2020-000363-76

УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

от 23 июля 2020 года по делу N 2-226/2020

Усть-Куломский районный суд Республики Коми

под председательством судьи Ю.Н. Ерчина,

при секретаре О.Н. Решетиной,

с участием старшего помощника прокурора А.Л. Лобановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Куломского района Республики Коми, в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному общеобразовательному учреждению Озъягская средняя общеобразовательная школа об обязании устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов и об образовании,

установил:

    Прокурор Усть-Куломского района Республики Коми, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, где просил обязать муниципальное общеобразовательное учреждение Озъягская средняя общеобразовательная школа /далее МОУ Озъягская СОШ/, администрации муниципального района «Усть-Куломский» /далее АМР «Усть-Куломский»/ в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно-точечного шрифта Брайля по адресу: <адрес>, установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях. Обязать администрацию МР «Усть-Куломский» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование названных мероприятий.

В обоснование иска указано, что в ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства при входе в здание МОУ Озъягская СОШ для инвалидов по зрению не установлена информационное табло (тактильная табличка) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы, а также информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В судебном заседании старший помощник прокурора Лобанова А.Л. представила письменное заявление прокурора об отказе от иска к администрации муниципального района «Усть-Куломский» с просьбой прекращения производства по делу. К ответчику МОУ Озъягская СОШ исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в иске.

МОУ Озъягская СОШ при надлежащем извещении явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. В письменном заявлении директор школы Саталкина И.Г. просила о рассмотрении дела в её отсутствие, с иском согласна. При условии финансирования со стороны учредителя – администрации МО МР «Усть-Куломский» обязуется устранить нарушения законодательства в установленный срок к ДД.ММ.ГГГГ.

От АМР «Усть-Куломский» поступили возражения по иску, в котором указано, что отсутствуют законные основания для привлечения их в качестве соответчика, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя и отказать в исковых требованиях.

Отказ прокурора от иска к ответчику АМР «Усть-Куломский» принят судом. Дело к данному ответчику прекращено.

Гражданское дело рассмотрено при имеющейся явке. Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который гарантирует инвалидам социальную защиту, представляющую собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ч. 1 ст. 2).

В соответствии с п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Исходя из пп. "а" п. 4 Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта. Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации от 14.11.2016 N 798/пр.

Согласно положениям п.6.5.9 вышеуказанного Свода Правил информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м: перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов); перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения.

При входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм. /пункт 8.1.6/.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что в нарушение требований действующего законодательства, здание МОУ Озъягская СОШ не имеет информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, а также тактильной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании.

Согласно письму Управления образованием администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ объекты образовательных организаций не оснащены носителями информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам услуг (рельефно-точечный шрифт Брайля, звуковая и зрительная информация, надписи и знаки); финансовые средства, предназначенные для приведения объектов образования в соответствии вышеуказанным требованиям, не предусмотрены; на официальных сайтах всех образовательных организаций размещены утвержденные паспорта доступности и планы мероприятий («дорожные карты», т.к. в Усть-Куломском районе не имеется организации общества инвалидов, согласовывает данные паспорта Коми Республиканская организация «Всероссийской общество инвалидов», в связи с этим паспорта доступности согласованы частично (большая загруженность КРО «ВОИ»).

МОУ Озъягская СОШ относится к объектам социальной инфраструктуры, поэтому должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к ним инвалидов. Предлагаемые прокурором меры к изменению конструктивных элементов здания не ведут, а представляют собой меру, обеспечивающую минимальную адаптацию и удовлетворение потребностей инвалидов по зрению.

Согласно п. 1.9. Устава МОУ Озъягская СОШ является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс. От своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.

Доказательств того, что в МОУ Озъягская СОШ в настоящее время для инвалидов по зрению установлено информационное табло с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы и мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании стороной ответчика не представлено. Выявленные нарушения ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствуют направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Заявленный прокурором срок исполнения решения суда, с учетом бюджетного финансирования обеспечения и необходимости соблюдения законности при выполнении работ, отвечает признаку разумности и достаточности для исполнения заявленных требований.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения искового заявления в полном объеме.

В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Усть-Куломского района удовлетворить.

    Возложить обязанность на муниципальное общеобразовательное учреждение Озъягская средняя общеобразовательная школа в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно-точечного шрифта Брайля по адресу: <адрес>, установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях.

Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения Озъягская средняя общеобразовательная школа в пользу муниципального бюджета муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский» государственную пошлину в размере 300 рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий – подпись.

Мотивированное решение составлено 28.07.2020.

Копия верна: судья -                             Ю.Н. Ерчин

2-226/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Усть-Куломского района
Ответчики
администрация МР "Усть-Куломский"
МОУ "Озъягская средняя общеобразовательная школа"
Суд
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
Судья
Ерчин Ю.Н.
Дело на странице суда
ukolomsud.komi.sudrf.ru
02.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.07.2020Передача материалов судье
06.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.07.2020Судебное заседание
23.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее