Дело №2а-1305/2020
УИД: 21RS0016-01-2020-001552-51
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 августа 2020 года п. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Елёхина С.В.
при секретаре судебного заседания Беловой М.В.,
с участием помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Николаевой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Федерального казенного учреждения Исправительная колония № УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии к Сулагаеву Павлву Анатольевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> Чувашской Республики, об установлении административного надзора,
установил:
Федеральное казённое учреждение исправительная колония № Управления федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии (далее ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Сулагаева П.А. В обоснование заявления указано, что Сулагаев П.А. отбывает наказание по приговору Батыревского районного суда Чувашской Республики от 11 июня 2020 года по ст. 116 УК РФ с применением ч.5 ст. 69 УК РФ к 8 месяцам 10 дням лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока – 11 марта 2020 года, конец срока –20 ноября 2020 года.
В связи с тем, что Сулагаев П.А., освобождаемый из мест лишения свободы в период нахождения под административным надзором совершил преступление, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» просит установить за административным ответчиком административный надзор на срок 3 года, возложив на него административное ограничение в виде: обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания в местах розлива и реализации спиртных напитков; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут утра следующего дня, за исключением времени нахождения на работе.
Администрация ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии своего представителя в суд не направила, просила рассмотреть административное исковое заявление без их участия, о чем представила письменное заявление.
Административный ответчик Сулагаев П.А. о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, желания участвовать в судебном заседании не изъявил, исковые требования не признал.
В соответствии со ст.150, 272 КАС РФ суд признает явку в суд представителя административного истца признает необязательной и считает возможным рассмотреть в их отсутствие.
Изучив представленные материалы административного искового заявления, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Федеральным законом от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» определено, что административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ст.2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», задачами административного надзора является предупреждение совершения лицами, указанными в законе, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно пункта 4 части 2 статьи 3 указанного закона (в редакции Федерального закона от 28.05.2017 №102-ФЗ), административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Сулагаев П.А. является как раз таким лицом.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 1.2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 10 сентября 2019 года в отношении Сулагаева П.А. установлен административный надзор на срок 3 года и установлены административные ограничения в виде явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин следующего дня, за исключением времени нахождения на учебе и на работе.
В период нахождения под административным надзором, Сулагаев П.А. совершил преступление, предусмотренное ст. 116 УК РФ, за что осужден приговором Батыревского районного суда Чувашской Республики от 11 июня 2020 года с применением ч.5 ст. 69 УК РФ к 8 месяцам 10 дням лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Данный административный надзор в отношении Сулагаева П.А. прекращен в связи с осуждением по приговору Батыревского районного суда Чувашской Республики от 11 июня 2020 года и направлением его для отбывания наказания в места лишения свободы.
Таким образом, на момент обращения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении Сулагаева П.А. после его освобождения из мест лишения свободы административного надзора, он является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы и имеющим непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, то есть относится к числу лиц, в отношении которых в силу п.4 ч.2 ст.3 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ должен быть установлен административный надзор.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно ст. 15 УК РФ, преступление, предусмотренное ст. 116 УК РФ относится к категории преступлений небольшой тяжести.
В силу п. «в» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 г. № 218 ФЗ) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести, судимость погашается по истечении 3 лет после отбытия наказания. Тогда судимость по приговору Батыревского районного суда Чувашской Республики от 11 июня 2020 года погашается 20 ноября 2023 года.
Исходя из установленного и на основании п.4 ч.2 ст.3 Федерального закона №64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд приходит к выводу о наличии оснований для установления административного надзора в отношении Сулагаева П.А., освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную судимость за совершение преступления небольшой тяжести.
Административный надзор в отношении Сулагаева П.А. подлежит установлению на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости 3 (три) года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору от 11 июня 2020 года Батыревского районного суда Чувашской Республики, исчисляя срок административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, что предусмотрено п. 1 ч. 3 ст. 5 названного Федерального закона.
В соответствии со статьей 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Виды таких ограничений предусмотрены ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года за №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», согласно положениям, которой в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться такие ограничения как: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом в силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года за №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Из характеристики осужденного Сулагаева П.А. усматривается, что Сулагаев П.А. с положительной стороны себя не зарекомендовал, поощрений и взысканий не имеет. Дружеские отношения поддерживает с осужденными, характеризующимися как положительно, так и отрицательно, мероприятия воспитательного характера посещает, из индивидуально-профилактических бесед старается делать должные выводы.
Каких-либо оснований ставить под сомнение достоверность представленных сведений о поведении осужденного в местах лишения свободы не имеется.
На основании изложенного, и принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного Сулагаевым П.А. преступления, его поведение в период отбытия наказания, суд с учетом мнения представителя истца, в соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в целях осуществления контроля за освободившимся лицом, предотвращения возможности совершения им противоправных деяний, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, считает необходимым установить ему административные ограничения в виде: обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения 2 (два) раза в месяц для регистрации, запрета пребывания в местах общественного питания, осуществляющих продажу алкогольной продукции и имеющих зал обслуживания посетителей; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут утра следующего дня.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.4 Закона об административном надзоре Формулировка административного ограничения в части запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время (с 22 часов до 06 часов утра следующего дня) подлежит приведению в соответствие с п.3 ч.1 ст.4 Закона об административном надзоре, поскольку законодателем оговорка «за исключением времени нахождения на работе», не предусмотрена. Поднадзорное лицо в соответствии с ч.3 ст.10 Закона имеет право обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, а согласно ч.3 ст.12 этого же Закона орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, в связи с исключительными личными обстоятельствами, одним из которых является заключение трудового договора. Сведений о трудовой занятости Сулагаева П.А. в ночное время к моменту рассмотрения дела не имеется.
Указанные административные ограничения согласуются с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которого оно вводится.
Суд также отмечает, что в соответствии с ч.3 ст.4 Федерального закона №64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
В соответствии с ч. 2 статьи 9 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
Руководствуясь статьями 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Федерального казённого учреждения Исправительная колония № Управления федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии об установлении административного надзора в отношении Сулагаева Павла Анатольевича удовлетворить полностью.
Установить административный надзор в отношении Сулагаева Павла Анатольевича на срок 3 (три) года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Батыревского районного суда Чувашской Республики от 11 июня 2020 года, исчисляя срок административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В период административного надзора установить в отношении Сулагаева Павла Анатольевича следующие административные ограничения в виде:
- обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения 2 (два) раза в месяц для регистрации;
- запрета пребывания в местах общественного питания, осуществляющих продажу алкогольной продукции и имеющих зал обслуживания посетителей;
- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут утра следующего дня.
Разъяснить осужденному, что несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, и невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст.19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае неприбытия без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора влечет уголовную ответственность по ст.314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия судом решения через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение составлено 24 августа 2020 года.
Судья: Елёхин С.В.