Дело 2-3216/23г.
УИД 05RS0031-01-2023-003101-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2023 года г.Махачкала
Ленинский районный суд города Махачкалы Республики Дагестан в составе председательствующего - судьи Айгуновой З.Б., при секретаре судебного заседания – Темирхановой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г.Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Махачкалы, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №76», МКУ «Управление образования администрации г.Махачкалы», МКУ «Финансовое управление администрации г.Махачкалы» о признании бездействий незаконными, обязании выделить финансовые средства для устранения нарушений требований ФЗ «Об образовании в РФ», «О противодействии терроризму» и Постановления правительства РФ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения РФ и объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ и формы паспорта безопасности этих объектов, обязании после поступления денежных средств, обеспечить устранение вышеназванных нарушений отраженных в информации УВО ВНГ по РД №1231/12-172 от 20.03.2023г.,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Ленинского района г.Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации г.Махачкалы, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №76», МКУ «Управление образования администрации г.Махачкалы», МКУ «Финансовое управление администрации г.Махачкалы» о признании бездействий незаконными, обязании выделить финансовые средства для устранения нарушений требований ФЗ «Об образовании в РФ», «О противодействии терроризму» и Постановления правительства РФ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения РФ и объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ и формы паспорта безопасности этих объектов, обязании после поступления денежных средств, обеспечить устранение вышеназванных нарушений отраженных в информации УВО ВНГ по РД №1231/12-172 от 20.03.2023г., указав при этом, что проведенной прокуратурой Ленинского района г.Махачкалы по поручению прокурора РД проверкой МБДОУ «Детский сад №76» выявлены нарушения требований действующего законодательства, которые угрожают жизни и здоровью посетителей, работников и воспитанников.
В последующем определением Ленинского районного суда г.Махачкалы к участию по делу в качестве третьего лица привлечено МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г.Махачкалы».
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Махачкалы – Шапиев Х.М. поддержал исковые требования по изложенным в нем основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Махачкалы – Яриков М.М. иск не признал, указав при этом, что администрация г.Махачкалы является ненадлежащим ответчиком.
В судебном заседании представитель ответчика МБДОУ «ДС №76» – Амирова У.М. возражала против удовлетворения исковых требований.
В судебном заседании представитель ответчика МКУ «Управление образования» - Раджабова Э.И. иск не признала, указав при этом, что нарушения указанные в исковом заявлении частично устранены.
В судебное заседание ответчик - МКУ «Финансовое управление администрации г.Махачкалы», будучи надлежаще извещенным о судебном разбирательстве, не направил своего представителя.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором судебное извещение о дате и времени судебного заседания назначенного на 26.05.2023, ответчиком получено 22.05.2023, то есть заблаговременно до судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель третьего лица МКУ «УГО и ЧС г.Махачкалы» – Гаджимагомедов М.Т. возражал против удовлетворения исковых требований.
В судебное заседание третье лицо - Управлению вневедомственной охраны по г.Махачкала – филиалу Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РД», будучи надлежаще извещенным о судебном разбирательстве, не направил своего представителя.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором судебное извещение о дате и времени судебного заседания назначенного на 26.05.2023, ответчиком получено 22.05.2023, то есть заблаговременно до судебного разбирательства.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
На основании п. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Согласно решению от 28.02.2023 за №22 заместителем прокурора Ленинского района г.Махачкалы советник юстиции Яхъяевым М.Г. определено провести проверку в МБДОУ №, расположенном по адресу: <адрес>, на предмет соблюдения требований Федерального законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в образовательном учреждении, проведение которой поручено помощнику прокурора района Шапиеву Х.М.
Согласно пп. 2, 3 п. 6 ст. 28 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - N 273-ФЗ), образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 7 ст. 28 N 273-ФЗ, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании ст. 2 Федерального закона N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее N 35-ФЗ), противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно пп. 6 ст. 3 N 35-ФЗ, антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Постановлением Правительства РФ N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее - Постановление N 1006), утверждены соответствующие Требования.
Согласно п. 4 Постановления N 1006 перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, определяются Министерством, просвещения Российской Федерации - в отношении объектов (территорий), правообладателем которых является Министерство просвещения Российской Федерации, а также в отношении подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации организаций, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования Российской Федерации, - в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются, а также организаций, находящихся в их ведении, осуществляющих деятельность в сфере образования.
В соответствии с п. 5 Постановления N 1006, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Судом установлено и не оспорено сторонами, что учредителем и собственником имущества МДОУ «Детский сад №» является муниципальное образование городской округ с внутригородским деление "<адрес>".
Отраслевым органом Администрации <адрес>, осуществляющим функции и полномочия учредителя по вопросам координации деятельности учреждения в сфере образования, является МКУ "Управление образования" города Махачкалы.
Органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций и полномочий учредителя и собственника имущества МБДОУ является Администрация городского округа с внутригородским делением "город Махачкала".
Согласно информации Управления вневедомтсвенной охраны по г.Махачкале от 21.09.2022 №02-03/01-2023 в МБДОУ «Детский сад №76» расположенной по адресу: г.Махачкала, ул.З.Космодемьянской, д.48-б выявлены и отображены 9 нарушений соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектами образования расположенных на территории Ленинского района г.Махачкалы.
Суду не представлены доказательства о том, что ответчик МБДОУ «Детский сад №76» предпринимал все возможные зависящие от него меры по устранению выявленных нарушений.
Направленное МБДОУ «Детский сад №76» в адрес МКУ «Управление образования» письмо с приложенным исковым заявление прокурора Ленинского района г.Махачкалы «Об устранении нарушений антитеррористического законодательства», не свидетельствует о принятии мер по устранению нарушений, поскольку направлены в соответствующие инстанции после обращения прокурора в суд.
Поскольку МКУ «Управление образования» имеет отношения к устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности в данном детском учреждении, суд не находит правовых оснований для признания бездействий Управления незаконными.
Невыполнение обязанности по обеспечению антитеррористической защиты способствует криминогенным факторам для совершения преступлений террористической направленности, что может повлечь причинение вреда и здоровью неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Принимая во внимание, что выявленные нарушения в ходе прокурорской проверки свидетельствуют об антитеррористической незащищенности МБДОУ «Детский сад №76» и в условиях высокого уровня террористической активности представляют повышенную опасность для детей и персонала учебного учреждения. Деятельность образовательного учреждения без соблюдения требований названного законодательства может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, когда жизнь, здоровье граждан, неопределенного круга лиц будут поставлены под угрозу.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований признать бездействия Администрации ГОсВД "город Махачкала" и МБДОУ «Детский сад №76» незаконными.
Судом установлено и не оспорено сторонами, что к компетенции администрации г.Махачкалы отнесено утверждение бюджета муниципального образования, определение порядка по осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Судом установлено и не оспорено сторонами, что к вопросам местного значения города Махачкалы относятся составление и рассмотрение проекта бюджета города Махачкалы, утверждение и исполнение бюджета города Махачкалы, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета города Махачкалы, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Махачкалы, а также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях и т.д.
Создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд является одним из полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения города Махачкалы.
Как усматривается из положений статьи 10 Устава города Махачкалы, администрация города Махачкалы является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и республиканскими законами.
В соответствии с п. 6 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
На основании ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
В соответствии с пп. 2 п. 10 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
Судом установлено и не оспорено сторонами, что главным распорядителем средств бюджета с внутригородским делением "город Махачкала" в отношении образовательных учреждений, в числе которых МБДОУ "Детский сад N76", является МКУ "Управление образования" г. Махачкалы.
Пунктами 2.3 и 2.4 Положения "об отделе экономики и бюджетного планирования", утвержденного МКУ "Управления образования" г. Махачкалы установлено, что отдел принимает участие в формировании бюджета г. Махачкалы в части определения объемов финансирования деятельности муниципальных образовательных организаций, муниципальных программ оздоровления и отдыха детей и доводит плановые объемы бюджетных назначений (субсидии) до подведомственных образовательных учреждений.
Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено финансирование муниципальных учреждений в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.
Поскольку вопрос местного финансирования является бременем Администрации ГОсВД "город Махачкала", суд приходит к выводу о необходимости обязать Администрацию ГОсВД "город Махачкала" выделить финансовые средства для устранения допущенных нарушений законодательства об антитеррористической защищенности в МБДОУ "Детский сад N76" в течение 180 дней после вступления решения суда в законную силу.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости исковые требования прокурора Ленинского района г.Махачкалы удовлетворить частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора г.Махачкалы, удовлетворить частично.
Признать бездействия Администрации городского округа c внутригородским делением «город Махачкала» и Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №76», незаконными.
Обязать Администрацию городского округа c внутригородским делением «город Махачкала» и МКУ «Финансовое управление администрации г.Махачкалы» в срок 180 дней после вступления решения суда в законную силу выделить финансовые средства для устранения нарушений требований федеральных законов от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» и Постановления правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требовании к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», a именно:
в целях устранения подпункта «д» пункта 19 Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации», (далее Требования), утвержденные постановлением правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 №1006, установленные инженерно — технические средства охраны (пожарная сигнализация) привести в рабочее состоянии и заключить договора на обслуживание;
в целях устранения подпункта «ж» пункта 20 подпункта «г» пункта 23 «Требования», установить камеры видеонаблюдения в помещениях, используемых для проведения мероприятий c массовым пребыванием людей;
в целях устранения пункта 28 «Требования», разработать комплекс дополнительных мероприятий в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012г. №851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства";
в целях устранения подпункта «д» пункта 24 «Требования», оборудовать объект (территория) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), o потенциальной угрозе возникновения или o возникновении чрезвычайной ситуации;
в целях устранения пункта 31 «Требования», установить систему оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории). Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания;
в целях устранения подпункта «a» пункта 25 «Требования», объект оснастить внутренними системами видеонаблюдения;
в целях устранения подпyнкта «б» пункта 25 «Требования», обеспечить объект (территория) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
в целях устранения подпункта «г» пункта 25 «Требования», оборудовать основные входы в здание, входящие в состав объекта (территории), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
в целях устранения подпункта «д» пункта 25 «Требования», оснастить объект (территория) стационарными или ручными металлоискателями.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Резолютивная часть решения оглашена 26 мая 2023 года.
В мотивированном виде решение изготовлено 02 июня 2023 года
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение месяца со дня изготовления в окончательной формулировке через Ленинский районный суд г.Махачкалы.
Председательствующий Айгунова З.Б.