УИД 03RS0006-01-2023-008764-07
Дело № 2-703/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 февраля 2024 года город Уфа
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Урамовой Г.А.,
при секретаре Абдульмановой Г.З.,
с участием помощника Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Михайлова В.А.,
представителя ответчика Антипина А.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к ПАО АНК «Башнефть» об обязании оснастить производственные установки автоматическими и (или) автоматизированными системами управления,
УСТАНОВИЛ:
Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к ПАО АНК «Башнефть» об обязании ответчика в срок не позднее 31.12.2027 года оснастить установку производства серы, установку Л-24-5, парк сжиженных углеводородных газов, расположенных на площадке филиала ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-УНПЗ» с регистрационным номером опасного производственного объекта А41-05559-0001 по адресу: <адрес>, автоматическими и (или) автоматизированными системами управления, построенными на базе электронных средств контроля и автоматики, включая средства вычислительной техники, в соответствии с требованиями пункта 226 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 533.
В обосновании исковых требований указано, что Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой на основании решения от 11.04.2023 № 30 проведена проверка исполнения ПАО АНК «Башнефть» требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, в ходе которой в деятельности филиала «Башнефть-УНПЗ» выявлены нарушения. Проведенной проверкой установлено, что ПАО АНК «Башнефть» при эксплуатации опасных производственных объектов, относящихся к 1 классу опасности, не соблюдаются требования законодательства, а также федеральные нормы и правила. Так, в нарушение частей 3, 4 статьи 4, части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пункта 226 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 533, установка производства серы, установка Л-24-5, парк сжиженных углеводородных газов (площадка филиала ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-УНПЗ» - регистрационный номер опасного производственного объекта А41-05559-0001), имеющие в своем составе технологические блоки I и II категорий взрывоопасности, не оснащены автоматическими и (или) автоматизированными системами управления, построенными на базе электронных средств контроля и автоматики, включая средства вычислительной техники (далее – АСУТП).
За вышеуказанные нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов постановлением государственного инспектора отдела по надзору за взрывоопасными, взрывопожароопасными и химически опасными объектами по Республике Башкортостан Западно-Уральского управления Ростехнадзора Кабировым Р.М. от 25.08.2023 (№ 27-27-80) ПАО АНК «Башнефть» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ (не обжаловано, вступило в законную силу).
Кроме того, с целью понуждения общества к принятию добровольных мер к устранению выявленных нарушений природоохранной прокуратурой в адрес руководства ПАО АНК «Башнефть» 11.08.2023 внесено представление, по результатам рассмотрения которого обществом дан ответ о том, что с целью оснащения технологических объектов филиала ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-УНПЗ» АСУТП разработана и реализуется программа внедрения АСУТП филиала ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-УНПЗ».
Между тем действующим законодательством не предусмотрен срок оснащения опасных производственных объектов, имеющих в своем составе объекты с технологическими блоками I и II категорий взрывоопасности, автоматическими и (или) автоматизированными системами управления, построенными на базе электронных средств контроля и автоматики, включая средства вычислительной техники. Эксплуатация таких объектов в отсутствие АСУТП является нарушением требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
На сегодняшний день ответчиком каких-либо действенных мер по устранению вышеназванных нарушений законодательства не принято.
Федеральные нормы и правила разработаны с целью обеспечения безопасности на опасных производственных объектах, любые отклонения от установленных требований ведут к риску возникновения аварий и инцидентов, что создает угрозу жизни и здоровью работников предприятия, а также граждан, проживающих в г. Уфе и близлежащих районах, а также угрозу загрязнения окружающей среды, в связи с чем настоящее исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц.
С учетом характера и объема мероприятий, необходимых для устранения допущенных нарушений, а также степени опасности изложенных нарушений, срок для устранения ответчиком всех указанных нарушений в соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ должен быть установлен не позднее 31.12.2027.
Помощник Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Михайлов В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ПАО АНК «Башнефть» Антипин А.В., действующий по вышеуказанной доверенности, в судебном заседании пояснил, что в обществе принята и реализуется программа внедрения автоматизированных систем управления технологических процессов на установках производства серы. Для реализации программы запланировано необходимое финансирование в сумме более 4 млрд. 123 млн. рублей. Копия программы представлена, для оснащения АСУТП каждого объекта требуется проведение ряда процедур, по плановым срокам должны уложиться к концу 2027 года. По исковым требованиям возражений не имеют, разрабатываются мероприятия компенсирующего характера.
Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ) правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; обоснованию безопасности опасного производственного объекта.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.
Пунктом 226 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 533, установлено, что опасные производственные объекты, имеющие в своем составе объекты с технологическими блоками I и II категорий взрывоопасности, должны оснащаться автоматическими и (или) автоматизированными системами управления, построенными на базе электронных средств контроля и автоматики, включая средства вычислительной техники.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой на основании решения от 11.07.2023 № 64 проведена проверка исполнения филиалом ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-УНПЗ» природоохранного законодательства, законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов. В ходе проверки в деятельности филиала ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-УНПЗ» выявлены нарушения. По результатам проверки помощником Башкирского природоохранного межрайонного прокурора юристом 1 класса Михайловым В.А. 04 августа 2023 года составлен акт проверки исполнения федерального законодательства. Проведенной проверкой установлено, что ПАО АНК «Башнефть» при эксплуатации опасных производственных объектов, относящихся к 1 классу опасности, не соблюдаются требования законодательства, а также федеральные нормы и правила. Так, в нарушение частей 3, 4 статьи 4, части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пункта 226 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 533, установка производства серы, установка Л-24-5, парк сжиженных углеводородных газов (площадка филиала ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-УНПЗ» - регистрационный номер опасного производственного объекта А41-05559-0001), имеющие в своем составе технологические блоки I и II категорий взрывоопасности, не оснащены автоматическими и (или) автоматизированными системами управления, построенными на базе электронных средств контроля и автоматики, включая средства вычислительной техники (далее – АСУТП).
11 августа 2023 года на основании проведенной проверки Башкирским природоохранным межрайонным прокурором старшим советником юстиции Гусловым Е.А. в адрес ПАО АНК «Башнефть» внесено представление о принятии мер по устранению выявленных природоохранной прокуратурой нарушений.
12 сентября 2023 года по результатам рассмотрения представления прокурора ПАО АНК «Башнефть» дан ответ о том, что с целью оснащения технологических объектов филиала «Башнефть-УНПЗ» АСУТП разработана и реализуется программа внедрения АСУТП филиала ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-УНПЗ». ПАО АНК «Башнефть» представлен приказ № 1055-23 от 05 сентября 2023 года «Об утверждении плана мероприятий по представлению прокуратуры», настоящим приказом утвержден план мероприятий по устранению нарушений по представлению Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры.
10 августа 2023 года Башкирским природоохранным межрайонным прокурором старшим советником юстиции Гусловым Е.А. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ПАО АНК «Башнефть» по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Постановлением государственного инспектора отдела по надзору за взрывоопасными, взрывопожароопасными и химически опасными объектами по Республике Башкортостан Западно-Уральского управления Ростехнадзора Кабирова Р.М. от 25 августа 2023 года ПАО АНК «Башнефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 240 000 руб.
Представителем ответчика в материалы дела представлен План по внедрению/модернизации АСУТП филиала ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-УНПЗ» на 2023-2027 гг. с указанием видов работ, затрат и сроков проведения. Указанный план утвержден главным инженером филиала ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-УНПЗ» 06 октября 2023 года. Также 31 августа 2023 года утверждены мероприятия компенсирующего характера по контролю технологического режима установок производства серы (УПС), гидроочистки бензина и дизельного топлива (Л-24-5), парка сжиженных газов (ПСГ) блока заместителя главного инженера по газокаталитическим процессам филиала ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-УНПЗ».
Требования прокурора основаны на результатах проведенной проверки и направлены на защиту неопределенного круга лиц с возложением на ответчика обязанности оснастить производственные установки автоматическими и (или) автоматизированными системами управления в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обеспечению безопасной эксплуатации опасных производственных объектов.
Ответчиком возражений относительно заявленных требований и установленных сроков для устранения нарушений, выявленных по результатам прокурорской проверки, не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к ПАО АНК «Башнефть» об обязании оснастить производственные установки автоматическими и (или) автоматизированными системами управления подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к ПАО АНК «Башнефть» об обязании оснастить производственные установки автоматическими и (или) автоматизированными системами управления удовлетворить.
Обязать Публичное акционерное общество «Акционерная нефтяная компания «Башнефть» (ИНН 0274051582, ОГРН 1020202555240) в срок не позднее 31 декабря 2027 года оснастить установку производства серы, установку Л-24-5, парк сжиженных углеводородных газов, расположенных на площадке филиала ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-УНПЗ» с регистрационным номером опасного производственного объекта А41-05559-0001 по адресу: <адрес>, автоматическими и (или) автоматизированными системами управления, построенными на базе электронных средств контроля и автоматики, включая средства вычислительной техники, в соответствии с требованиями пункта 226 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 года № 533.
Взыскать с Публичного акционерного общества «Акционерная нефтяная компания «Башнефть» (ИНН 0274051582, ОГРН 1020202555240) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Г.А. Урамова