Дело №2-3079/2018
Решение
Именем Российской Федерации
20 июня 2018 года г.Новосибирск
Октябрьский районный суд г.Новосибирска
в составе:
Судьи Сидорчук М.В.,
при секретаре Назаровой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вольф Н. Г. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственному учреждению) в <адрес> о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки (средства материнского (семейного) капитала),
установил:
Вольф Н.Г. обратилась в суд с иском, в котором просит возвратить средства материнского (семейного) капитала в размере 433.026 руб. на ее (истца) расчетный счет, в обоснование указав, что /дата/ она (Вольф Н.Г.) получила государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-5 №, выданный на основании решения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> №. /дата/ ею (истцом) был заключен договор участия в долевом строительстве с ООО МЖК «Энергетик» для строительства жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес> (№ по генеральному плану), в состав которого входит объект долевого строительства – трёхкомнатная квартира студия, строительный № на 14 этаже, блок-секция 17, в осях А-Е и 9-11, общей площадью 69,57 кв.м., в том числе жилой 48,59 кв.м., квартира с лоджией (балконом), площадь которой составляет 4,01 кв.м. Цена по договору составила 3.429.342 руб. /дата/ денежные средства в размере 433.026 руб. были перечислены на расчетный счет ООО МЖК «Энергетик» как долевой взнос за квартиру из средств материнского (семейного) капитала. Завершение строительства дома было намечено на 2 квартал 2018 года. /дата/ она (Вольф Н.Г.) обратилась к застройщику с просьбой расторгнуть договор. /дата/ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> была произведена государственная регистрация соглашения от /дата/ о расторжении договора участия в долевом строительстве от /дата/. По этой причине денежные средства, перечисленные из семейного капитала, были возвращены застройщиком на счёт ОПФР по <адрес>. В марте 2018 года она (Вольф Н.Г.) обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, однако в этом ей было отказано со ссылкой на то, что Федеральный закон от /дата/ N256-ФЗ не предусматривает распоряжение средствами материнского (семейного) капитала после их использования в полном объеме даже в случае последующего возврата этих средств, что и послужило основанием для обращения с указанным иском в суд.
Истец Вольф Н.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика – Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в <адрес> по доверенности (л.д.38) Бондаренко Н.В. в судебном заседании по существу иска не возражала, представила письменный отзыв (л.д.40-41), в котором ссылалась на то, что Федеральный закон от /дата/ N256-ФЗ не предусматривает процедуру возврата средств материнского капитала и распоряжения ими после однократного использования.
Суд, выслушав пояснения, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Так, в силу ч.2 ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39 часть 1 Конституции РФ).
Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции РФ устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом от /дата/ N256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" установлены дополнительные меры государственной поддержки этих семей, право на получение которых, согласно пункту 1 части 1 статьи 3 указанного Закона, возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе и у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с /дата/, независимо от места их жительства.
Указанным Федеральным законом предусмотрено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: в том числе на улучшение жилищных условий.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от /дата/ N256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" материнский (семейный) капитал – это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее – заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу частей 1, 7 статьи 8 указанного Федерального закона заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении. В случае удовлетворения заявления о распоряжении территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обеспечивает перевод средств материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении.
Из содержания Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" следует, что перечисленные выше дополнительные меры государственной поддержки предоставляются один раз.
Аналогичные положения предусмотрены и Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от /дата/ N862.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Вольф Н.Г. является матерью двоих детей.
/дата/ Вольф Н.Г. на основании решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в <адрес> выдан государственный сертификат, подтверждающий ее право на получение материнского (семейного) капитала МК-5 № (л.д.9).
/дата/ между Вольф Н.Г. и ООО МЖК «Энергетик» был заключен договор участия в долевом строительстве для строительства жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес> (№ по генеральному плану), в состав которого входит объект долевого строительства – трёхкомнатная квартира студия, строительный № на 14 этаже, блок-секция 17, в осях А-Е и 9-11, общей площадью 69,57 кв.м., в том числе жилой 48,59 кв.м., квартира с лоджией (балконом), площадь которой составляет 4,01 кв.м. Цена по договору составила 3.429.342 руб. (л.д.13-20).
/дата/ денежные средства в размере 433.026 руб. были перечислены на расчетный счет ООО МЖК «Энергетик» как долевой взнос за квартиру из средств материнского (семейного) капитала.
Вольф Н.Г. обратилась к застройщику с просьбой расторгнуть договор.
/дата/ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> была произведена государственная регистрация соглашения от /дата/ о расторжении договора участия в долевом строительстве от /дата/ (л.д.11,12).
Денежные средства, перечисленные из семейного капитала, были возвращены застройщиком на счёт ОПФР по <адрес> (л.д.21,22).
В марте 2018 года Вольф Н.Г. повторно обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, однако в этом ей было отказано со ссылкой на то, что Федеральный закон от /дата/ N256-ФЗ не предусматривает процедуру распоряжения средствами материнского (семейного) капитала после их использования в полном объеме даже в случае последующего возврата этих средств (л.д.6,7,8,9).
Основания для отказа пенсионным органом в удовлетворении заявления лица о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала указаны в ч.2 ст.8 Федерального закона N256-ФЗ. Ими могут быть случаи:
1) прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;
2) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении;
3) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом;
4) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении;
5) ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке);
6) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка);
7) несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным частью 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Указанные выше основания для спорной ситуации истца неприменимы.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал (утв. Президиумом ВС РФ /дата/), лицо, имеющее право на дополнительные меры государственной поддержки, и получившее сертификат, в случае возврата ранее перечисленных средств материнского (семейного) капитала соответствующему органу Пенсионного фонда Российской Федерации не может быть лишено права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.
Иное противоречило бы содержанию и смыслу Федерального закона от /дата/ №256-ФЗ, согласно которому установление дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в том числе, и выдача материнского (семейного) капитала, имеет целью создание условий, обеспечивающих достойную жизнь семьям, имеющим детей.
Денежные средства из средств материнского капитала, полагавшихся истцу, Управлением Пенсионного Фонда РФ в <адрес> изначально были перечислены застройщику, но улучшение жилищных условий Вольф Н.Г. и членов ее семьи не произошло, в дальнейшем денежные средства материнского (семейного) капитала были возвращены застройщиком на счет Управления Пенсионного Фонда РФ в <адрес>.
Руководствуясь положениями статьи 3, устанавливающей круг лиц, имеющих право на материнский (семейный) капитал, а также частью 2 статьи 8 Федерального закона от /дата/ N256-ФЗ, содержащей исчерпывающий перечень оснований отказа в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, суд приходит к выводу о том, что истец не утратила право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, поскольку данное право она не реализовала, жилое помещение на средства материнского (семейного) капитала не приобрела и жилищные условия своей семьи не улучшила.
Учитывая изложенное, имеются основания для удовлетворения требований иска в полном объеме и восстановления права Вольф Н.Г. на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей (средства материнского (семейного) капитала).
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░) – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░ 433.026 ░░░. ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ /░░░░/.
░░░░░: «░░░░░░░» ░.░. ░░░░░░░░
«░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ №
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>
░░░░░:
░░░░░░░░░: