КОПИЯ
Дело № 2-5604/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 октября 2016 года, г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Копылова-Прилипко Д.А.,
при секретаре Лесиной Е.А., с участием:
истца ФИО1,
представителя истца ФИО3 – помощника прокурора г. Перми, на основании служебного удостоверения,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Перми в интересах ФИО1 к Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
У с т а н о в и л:
Прокурор г. Перми в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Правительству Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. на территории г. Перми.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её родители лишены родительских прав. ФИО1 была помещена в Пешнигортский детский дом. ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания ФИО1 в ранее закрепленном жилом помещении, расположенном по адресу: <Адрес> Решением ТУ Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края. Право собственности на какое-либо жилое помещение истец не имеет. При названых обстоятельствах, с учётом положений Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просит удовлетворить заявленные им требования.
В судебном заседании истец ФИО1 на требованиях настаивала в полном объеме, пояснила, что с 2008 г. в связи переводом из Пешнигортского детского дома, проживает в г. Перми. В ДД.ММ.ГГГГ она (истец) поступила в педагогический колледж, затем перевелась в технологический колледж. От жилого помещения в <Адрес> она (истец) отказалась, т.к. длительное время и постоянно проживает в г. Перми. В настоящее время проживает по адресу: <Адрес> арендует данное помещение без заключения договора. В связи с беременностью она (истец) состояла на учете в г. Перми, после рождения ребенка последний состоит на учете в поликлинике г. Перми.
Прокурор доводы ФИО1 поддержала, пояснила, что иск подлежит удовлетворению, т.к. истец имеет статус ребенка-сироты, состоит на учете, не имеет жилья, регистрации по месту жительства не имеет, длительное время проживает в г. Перми.
Ответчик – Правительство Пермского края своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом /л.д.35/, иск не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях /л.д.90-91/, согласно которым, жилое помещение подлежит предоставлению на территории всего Пермского края, а не на территории г. Перми. ФИО1 в предоставлении жилого помещения отказано не было, следовательно, права истца не нарушены. Предоставление истцу жилого помещения без учета очередности приведет к нарушению прав иных лиц, имеющих равные права с ФИО1
Третье лицо ТУ Министерства социального развития Пермского края по г. Перми, извещенное о времени и месте рассмотрения дела /л.д.39/, своего представителя для участия в рассмотрении дела не направило, представило отзыв на иск /л.д.86/, в котором просило рассмотреть дело в отсутствии представителя. Также в отзыве указано, что ФИО1 состоит на учете в ТУ Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому автономному округу, в ТУ Министерства социального развития Пермского края по г. Перми истец не обращалась, учетное дело на неё не заводилось.
Третье лицо Министерство социального развития Пермского края, извещенное о времени и месте рассмотрения дела /л.д.37/ просило рассмотреть дело в отсутствии его представителя /л.д.88/ иск не признало по доводам ответчика.
Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края просил рассмотреть дело в его отсутствии /л.д.93/, поддержал позицию Правительства Пермского края.
Третье лицо ГКУ Пермского края «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края» о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом /л.д.38/, каких-либо ходатайств не заявляло.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО4 показал, что познакомился с ФИО1 в детском доме. ФИО1 постоянно проживает в г. Перми с ДД.ММ.ГГГГ. В течение последних трех лет истец проживает по адресу: <Адрес>, данное помещение ФИО1 арендует, письменный договор аренды не заключен. Ранее до помещения в детский дом ФИО1 проживала в <Адрес>. Истец обучается в колледже в г. Перми, состояла на учете по беременности и родом в Мотовилихинском районе г. Перми.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными, и подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.1, п.7 ст. 8 федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) (далее по тексту – ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 8.1 закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края», жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 (в редакции от 14.12.2012 г.) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Согласно ч. 2 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в порядке, установленном Правительством Пермского края, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не имеющая регистрации по месту жительства, фактически проживающая по адресу: <Адрес>, является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку её мать – ФИО5 и отец – ФИО6 решением Кудымкарского городского суда Коми-Пермяцкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав, отец ФИО6 – умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается паспортом /л.д.8,51,76/, свидетельством о рождении /л.д.9,75/, свидетельством о смерти /л.д.10,74/, решением Кудымкарского городского суда Коми-Пермяцкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.20-21,72-73/, пояснениями истца, сообщением УФМС России по Пермскому краю /л.д.42/.
Формой устройства ФИО1 было избрано помещение в Пешнигортский детский дом, за ФИО1 и за двумя братьями истца закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес> что подтверждается постановлением Администрации г. Кудымкара Коми-Пермяцкого автономного округа Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № /л.д.11,71/.
Нанимателем жилого помещения по адресу: <Адрес> на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.22-24,59-61/ является ФИО7 (брат истца), в данной жилом помещении он зарегистрирован по месту жительства и проживает с ФИО8 (вторым братом ФИО1) /л.д.25,58/. Сведения о зарегистрированных правах в отношении жилого помещения по адресу: <Адрес> в ЕГРПН отсутствуют, что подтверждается справками УФСГРКиК по Пермскому краю /л.д.18,65/, ГУП «ЦТИ Пермского края» /л.д.19,63/. Заключением ТУ Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу от ДД.ММ.ГГГГ № /л.д.57/ установлен факт невозможности проживания ФИО1 в жилом помещении по адресу: <Адрес> поскольку площадь, приходящаяся на одно лицо составляет менее учетной нормы на одного человека /л.д.57/.
Как следует из Архивной справки Администрации г. Кудымкара Пермского края /л.д.13,70/, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зачислена в число воспитанников в 1-й класс МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом» г. Кудымкара, откуда выбыла ДД.ММ.ГГГГ г. в связи с устройством на дальнейшее обучением в ГКОУ «Детский дом № 3» г. Перми.
Согласно справке КГАУ «Пермский торгово-технологический колледж» от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.26,55/ с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обучается в данном учебном учреждении.
Решением ТУ Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, что подтверждается уведомлением /л.д.12,78/.
По данным ГУП «ЦТИ Пермского края», УФСГРКиК по Пермскому краю ФИО1 не имеет квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих ей на праве собственности /л.д.14,15,41,43,64,66-68,69,85/.
Согласно письма ТУ Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.52/, ходатайств об изменении /л.д.53,54/ в связи с обучением ФИО1 в КГАПОУ «Пермский торгово-технологический колледж» предоставлялось место в общежитии, в котором истец прожила 2 недели и от места отказалась.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказалась от жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес>, т.к. обучается в г. Перми и планирует остаться в г. Перми /л.д.50/.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, учитывая разъяснения, данные в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 г., суд считает, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что ФИО1, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, однако, надлежащим образом не была обеспечена жилой площадью, соответственно истец, имеет право на предоставление ей жилого помещения.
При этом, каких-либо доказательств, подтверждающих, что ФИО1 имеет права в отношении жилых помещений, за исключением жилого помещения по адресу: <Адрес> в суд не представлено (ст. 56 ГПК РФ). Несмотря на наличие у ФИО1 прав в отношении названного жилого помещения, заключением ТУ Министерства социального развития <Адрес> в соответствии с п. 2.1 части 2 ст. <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», установлен факт невозможности проживания истца в помещении по адресу: <Адрес>, поскольку площадь, приходящаяся на одно лицо составляет менее учетной нормы на одного человека. Указанное решение на день принятия решения по настоящему спору не отменено и не оспорено.
Поскольку в соответствии с положениями статьи 6 ч. 1, 2, 5 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" одним из условий предоставления жилого помещения указано то обстоятельство, что проживание лица в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным, суд приходит к выводу о наличии обязанности обеспечения истца жилым помещением, с учетом того, что является установленным факт невозможности проживания ФИО1 в закрепленном за ней помещении.
В соответствии с п. 1.3. Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п (далее по тексту – Порядок), жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения; жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности); жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что истец фактически проживает на территории г. Перми, что подтверждается пояснениями ФИО1, показаниями свидетеля ФИО9, медицинской документацией /л.д.80-83/, справками /л.д.13,26,42,55,70/ и с учётом того, что доказательств, подтверждающих проживание истца не на территории г. Перми, не представлено, следует возложить обязанность предоставить ФИО1 на территории г. Перми по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью, не менее 33 кв.м.
То обстоятельство, что истец отказалась от жилого помещения, расположенного в г. Кудымкаре не являются основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку ФИО1 постоянно проживает в г. Перми и согласно п.1.3., п.1.4. Порядка, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
На основании положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, обязанность по предоставлению жилого помещения суд возлагает на Правительство Пермского края, как на орган исполнительной власти Пермского края.
В соответствии с положениями п.п. 1, 8, 14 ст. 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Правительство Пермского края, являющееся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляющее руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края, осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка; обеспечивает исполнение бюджета Пермского края, контроль исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством и подготовку отчета о его исполнении для представления в Законодательное Собрание Пермского края.
Утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. № 1194-п Порядок не определяет конкретный орган, ведающий вопросом предоставления таких жилых помещений.
Доводы ответчика на нарушение прав иных очередников, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении, судом признаются несостоятельными, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения такой категории граждан, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Руководствуясь ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на территории города Перми по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью, не менее 33 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: п/п
<данные изъяты>