Дело № 2-3699/2021
УИД 91RS0024-01-2021-005865-86
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялта 26 октября 2021 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Мясниковой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демьянцевой Людмилы Ивановны к обществу с ограниченной ответственностью «Жнива» о признании права собственности, третьи лица Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрация г. Ялта Республики Крым,
у с т а н о в и л :
Демьянцева Л.И. обратилась в суд с иском к ООО «Жнива» о признании права собственности на нежилое помещение по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>.
Исковые требования мотивированы тем, что между истцом и ответчиком 23 мая 2013 г. был заключен договор о паевом участии, по которому ответчик обязался в срок до 31 декабря 2013 г. выделить истцу в натуре долю пайщика в виде помещения (апартамента) на 3 этаже в блоке Г общей проектной площадью 62 кв. м. в строящемся объекте – «Пансионат с лечением оздоровительного профиля в г. Ялта по ул. Ореховая, 23а». Истец обязательства по оплате доли пайщика исполнила, по акту приема-передачи от 12 декабря 2014 г. нежилое помещение передано ответчиком истцу. С марта 2015 г. по настоящее время истец неоднократно обращалась к ответчику с требованием произвести действия, направленные на государственную регистрацию права собственности на приобретенное истцом нежилое помещение, вместе с тем ответчик уклоняется в связи с отсутствием с него правоустанавливающих документов на объект.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие истца Демьянцева Л.И., представителя ответчика ООО «Жнива», представителей третьих лиц Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрации г. Ялта Республики Крым, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
23 мая 2013 г. между ООО «Жнива» и Демьянцевой Л.И. (пайщик) заключен договор о паевого участия в строительства № 23-05/13, по условиями которого Демьянцева Л.И. обязалась в срок до 31 мая 2013 г в качестве своего вклада по договору внести денежные средства в сумме 276 520 гривен (п. 3.1 договора), а ООО «Жнива» обязалось завершить строительство объекта – «Пансионат с лечением оздоровительного профиля» в <адрес>; после окончания строительства передать пайщику его долю в виде апартаментов на 3 этаже в блоке Г общей проектной площадью 62 кв. м. (п. 3.2, 3.5.1 договора).
П. 9.9 договора установлена обязанность ООО «Жнива» направить в регистрирующий орган документы для оформления права собственности пайщика. При этом пайщик обязан был подписать и передать ООО «Жнива» все необходимые для регистрации документы (в том числе заявление пайщика о регистрации права собственности, настоящий договор и приложения к нему, копию паспорта, справки о присвоении идентификационного номера, доверенность).
1 июля 2014 г. между ООО «Жнива» и Демьянцевой Л.И. (пайщик) заключено дополнительное соглашение к договору паевого участия от 23 мая 2013 г. № 23-05/13, котором установлен размер пая в сумме 821 025 рублей со сроком уплаты до 31 декабря 2014 г.
По акту от 12 декабря 2014 г. по договору паевого участия в строительстве от 23 мая 2013 г. №23-05/13 ООО «Жнива» передало, а Демьянцева Л.И. приняла в собственность апартаменты №18 общей площадью 61,5 кв. м, расположенные на 3 этаже по адресу: <адрес>, стоимость которых составляет 821 025 рублей.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение площадью 61,5 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> поставлено на кадастровый учет 28 апреля 2015 г., сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Сообщением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 16 июля 2021 г. Демьянцевой Л.И. отказано в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицам.
Согласно п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации Далее – ГК РФ) право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу п. 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» регулируются отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
П. 1 ст. 130 ГК РФ предусматривает, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Согласно ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2019 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Вместе с тем ст. 12 указанного Федерального конституционного закона установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операции и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено ст. 12.2 данного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Из материалов дела следует, что решением Ялтинского городского суда Республики Крым от <дата> признано право собственности ФИО на нежилое помещение площадью 61,5 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер> (гражданское дело № 2-702/2021).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 29 июня 2021 г. указанное решение суда оставлено без изменения, апелляционные жалобы Администрации г. Ялта Республики Крым, ООО «Жнива» - без удовлетворения.
При рассмотрении указанного дела судами установлены следующие обстоятельства строительства объекта, в котором расположены спорные нежилые помещения.
Решением исполнительного комитета Ялтинского городского совета от 13 ноября 2006 г. №1830 ООО «Жнива» дано разрешение на строительство пансионата с лечением оздоровительного профиля по <адрес>.
13 августа 2008 г. ООО «Жнива» выдано разрешение за № 684 на выполнение строительных работ.
8 сентября 2014 г. Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым зарегистрирована декларация РК 143140002520 о готовности к эксплуатации объекта - «Пансионат с лечением оздоровительного профиля, реконструкция детского сада, незавершенного строительством. III очередь строительства. <адрес> Заказчиком строительства указано ООО «Жнива».
17 декабря 2004 г. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, рекреационное назначение, код - 1.17, площадью 6 870 кв. м с кадастровым номером №<номер> (предыдущий №<номер>), передан в аренду ООО «Жнива» сроком на 50 лет для строительства и обслуживания пансионата с лечением оздоровительного профиля. Указанный договор зарегистрирован в Ялтинском городском управлении земельных ресурсов 29 декабря 2004 г. за №040400100191.
Установив данные обстоятельства, суд пришел к выводу, что земельный участок под строительство пансионата с лечением оздоровительного профиля выделялся в установленном на тот период законом порядке и недвижимый объект не является самовольной постройкой.
По общему правилу при предъявлении иска о признании права собственности истец, как лицо, претендующее на признание себя собственником конкретного имущества, должен доказать наличие определенного круга юридических фактов, которые образуют основание его права собственности.
Ч. 11 ст. 48 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что для государственной регистрации права участника долевого строительства на объект долевого строительства наряду с документами, предусмотренными настоящим Федеральным законом для государственной регистрации такого права, также необходимы:
1) разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, полученное органом регистрации прав в порядке, предусмотренном ст. 19 настоящего Федерального закона. В случае, если органом регистрации прав не получено в указанном порядке такое разрешение на ввод в эксплуатацию, орган регистрации прав получает такое разрешение на ввод в эксплуатацию путем информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с единой информационной системой жилищного строительства, а при отсутствии соответствующей информации в единой информационной системе жилищного строительства застройщик по собственной инициативе вправе передать разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, или нотариально удостоверенную копию этого разрешения в орган регистрации прав для государственной регистрации прав собственности участников долевого строительства на объекты долевого строительства не позднее чем через десять рабочих дней после получения этого разрешения;
2) договор участия в долевом строительстве или договор об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве, если такой договор об уступке прав требований заключен (на государственную регистрацию права участника долевого строительства на объект долевого строительства представляется подлинный экземпляр договора участия в долевом строительстве или договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве, который после государственной регистрации права возвращается правообладателю);
3) передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.
В рамках сформированного действующим законодательством правового режима долевого участия в строительстве содержание обязанности застройщика включает в себя совершение действий по передаче объекта долевого участия участнику по акту и предоставления в регистрирующий орган разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости для обеспечения государственной регистрации права собственности участника на переданный ему объект долевого строительства.
Судом установлено, что истцом полностью внесен паевой взнос, объект долевого участия построен, апартаменты поставлены на кадастровый учет, переданы ответчиком истцу Демьянцевой Л.И., которой отказано в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости в связи с не представлением документов, подтверждающих, что переданное истцу помещение является предметом договора от 23 мая 2013 г. № 23-05/13.
Таким образом, ответчик уклоняется от предоставления всех документов, необходимых для государственной регистрации истцом права собственности на объект недвижимого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, при этом пределы осуществления гражданских прав определены в статье 10 данного кодекса, а способы защиты – в ст. 12 этого кодекса, в которой в качестве одного из способов судебной защиты нарушенного права закреплено признание права.
По смыслу ст. ст. 11, 12 ГК РФ в их совокупности, выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся в суд за такой защитой. Одним из таких способов является признание права.
На возможность защиты нарушенного права путем предъявления исков о признании права собственности на недвижимое имущество указано в п. 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г.
Так, разъяснено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ.
По своей сути, предъявление требования о признании права имеет целью устранить все сомнения в принадлежности права тому или иному лицу, предотвращает возможные споры, служит основанием для разрешения уже возникших конфликтов. Право собственности является вещным правом и как вещное право защищается вещным иском. Это означает, что условием предъявления такого иска является отсутствие обязательственных правоотношений между истцом и ответчиком, кроме связанности самой вещью.
При этом такое требование может быть предъявлено любым лицом, имеющим доказательства своего права собственности на индивидуально-определенную вещь, к любому, кто, по его мнению, нарушает или может нарушить его право.
Кроме того, применение указанного способа защиты является необходимым и тогда, когда неопределенность субъективного права приводит к невозможности его использования или затрудняет такое использование. Признание же права как раз и является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания необходимых условий для его реализации и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих его нормальному осуществлению.
По общему правилу, при предъявлении иска о признании права собственности истец, как лицо, претендующее на признание себя собственником конкретного имущества, должен доказать наличие определенного круга юридических фактов, которые образуют основание его права собственности.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что бездействие ООО «Жнива» не должно нарушать право Демьянцевой Л.И. на получение нежилого помещения в собственность. В ином порядке истец не имеет возможности осуществить защиту своего права.
В связи с удовлетворением исковых требований в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ ответчиком подлежат возмещению понесенные истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 11 410 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ №<░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 11 410 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░