Решение по делу № 33-264/2017 от 16.01.2017

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Докладчик в апелляционной инстанции Лядова Т.Р.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Севастополь

30 января 2017 года                            Дело №33-264/17

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего                 Жиляевой О.И.

судей                                Лядовой Т.Р.

                                Володиной Л.В.

при секретаре судебного заседания            Белановой О.А.

при участии:

лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки сведения не представили

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу К.О.С. на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 18 октября 2016 года по делу №33-264/17 (№2-1028/16)

по иску прокурора Правительства Севастополя

к К.О.С.,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление лесного и охотничьего хозяйства, Главное управление имущественных и земельных отношений города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя

об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,

УСТАНОВИЛА:

В сентябре 2016 года Правительство Севастополя обратилось в Балаклавский районный суд города Севастополя с исковым заявлением к К.О.С., в котором просило истребовать из незаконного владения ответчика земельный участок площадью 400,00 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый (ранее присвоенный кадастровый ) и вернуть его в собственность города Севастополя.

В обоснование исковых требований указано, что истцом выявлен факт незаконного возникновения у ответчика права частной собственности на спорный земельный участок, который ранее находился в собственности города Севастополя, и выбыл из собственности территориальной громады города Севастополя без соответствующего волеизъявления собственника земли.

Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 18 октября 2016 года исковые требования удовлетворены: истребован в государственную собственность субъекта федерации – города федерального значения Севастополя из чужого незаконного владения К.О.С. земельный участок площадью 400,00 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> кадастровый (предыдущий кадастровый ), судом разрешен вопрос о распределении судебных расходов.

Не согласившись с указанным решением, считая его незаконным и необоснованным, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Апелляционная жалоба мотивирована нарушением норм материального и процессуального права.

Лица, участвующие в деле, не явились, принимая во внимание наличие в материалах дела доказательств, подтверждающих их надлежащее извещение о дате, времени и месте судебного заседания, судебная коллегия, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судебная коллегия, проверив доводы апелляционной жалобы, решение суда относительно правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, правовой оценки обстоятельств по делу, не усматривает оснований для изменения или отмены оспариваемого решения суда исходя из следующего.

При апелляционном рассмотрении дела установлено, что 18 марта 2010 года Севастопольской городской государственной администрацией издано распоряжение №678-р, которым утвержден комплексный проект землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 15,00 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания квартала дачной застройки ОК «ДСК «Благополучный», которые расположены в Севастопольской зоне Южного берега Крыма, в том числе, 15,00 га - для индивидуального дачного строительства членов кооператива, утверждена техническая документация по землеустройству по составлению документов, удостоверяющих право собственности каждого из членов кооператива на земельный участок для индивидуального дачного строительства, передано в частную собственность гражданам Украины – членам ОК «ДСК «Благополучный», земельные участки в пределах бесплатной приватизации общей площадью 15,00 га для индивидуального дачного строительства, которые расположены в Балаклавском районе города Севастополя, с определением адресов, указанных в справках управления градостроительства и архитектуры городской государственной администрации согласно приложению, предписано членам ОК «ДСК «Благополучный» оформить своё право собственности на земельные участки согласно статьям 125 и 126 Земельного кодекса Украины.

На основании указанного распоряжения К.О.С. оформлено право собственности на земельный участок площадью 400,00 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, целевое назначение: земли сельскохозяйственного назначения, для индивидуального дачного строительства.

Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16 августа 2016 года подтверждается, что на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности К.О.С., запись регистрации от 20 июля 2015 года.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Судебная коллегия отмечает, что спорные отношения возникли в период действия на территории города федерального значения Севастополя законодательства государства Украины.

Из статьи 9 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент принятия распоряжения) следовало, что к полномочиям Севастопольского городского Совета в области земельных отношений на его территории относились, в частности, полномочия относительно распоряжения землями территориальной громады города, а также передаче земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.

Также согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов – соответствующие органы исполнительной власти.

Исходя из анализа указанных правовых норм, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, следует, что полномочия относительно распоряжения земельных участков, находящихся в границах города Севастополя, относились к компетенции Севастопольского городского Совета. Таким образом, судебная коллегия отмечает, что спорное распоряжение, в нарушение статьи 19 Конституции Украины, принято неуполномоченным органом, а именно Севастопольской городской государственной администрацией.

Материалам дела подтверждается факт нахождения спорного земельного участка в административных пределах города Севастополя, а именно: в Балаклавском районе.

Кроме того, согласно заключению специалиста ООО «Севгеоцентр» от 05 июля 2016 №19 исх., материалами лесоустройства ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» 2011 года определено, что земельный участок ОК «ДСК Благополучный» общей площадью 180549 кв.м. полностью расположен в квартале 20, выделы выд. 1, 2, 13, 20 Орлиновского участкового лесничества. Согласно распоряжению Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 14 декабря 2015 года №1044-РДЗ и сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок кооператива полностью расположен в границах учтенного земельного участка с кадастровым номером .

Согласно статье 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.

В соответствии со статьей 57 Лесного кодекса Украины изменение целевого назначения земельных лесных участков с целью их использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, производится органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающих решения о передаче этих земельных участков в собственность или предоставление в постоянное пользование соответствии с Земельным кодексом Украины. Изменение целевого назначения земельных лесных участков осуществляется по согласованию с органами исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым, территориальными органами центральных органов исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и охраны окружающей среды.

Как закреплено в части 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины основанием для отказа в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства об отводе земельного участка является несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и иной градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства об упорядочении территории населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.

В силу статьи 19 Закона Украины «О планировании и застройке территории» режим застройки и иного использования земель, определенных для градостроительных нужд на территории населенного пункта устанавливается соответствующим советом в генеральных планах населенных пунктов или местных правилах застройки.

Судебная коллегия отмечает, что в материалы дела не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие принятие уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка для не лесохозяйственных нужд, изменении целевого назначения спорного земельного участка и передаче его в собственность, с согласованием указанного решения с органами исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды. Следовательно, порядок передачи в собственность земель лесного фонда, предусмотренный действующим на момент принятия спорного распоряжения законодательством, соблюден не был.

Также следует отметить, что положениями статьи 118 Земельного кодекса Украины предусмотрен порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами, соблюдение которого является неотъемлемой частью реализации права гражданина на получение бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности.

Суд апелляционной инстанции указывает, что в нарушение части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют относимые и допустимые доказательства, подтверждающие факт обращения граждан – членов Обслуживающего кооператива «Дачно-строительный кооператив «Благополучный» в Севастопольский городской Совет с ходатайством о предоставлении им земельных участков, в частности К.О.С. земельного участка, расположенного по адресу: город <адрес> для индивидуального дачного строительства, с приложением к ходатайству графических материалов, в которых указано желаемое месторасположение земельного участка, его размер, согласование землепользователя. В материалах дела также отсутствует решение Севастопольского городского Совета о даче согласия на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность К.О.С.

Таким образом, распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 18 марта 2010 года №678-р в нарушение статьи 19 Конституции Украины, принято не уполномоченным органом, с нарушением установленного действующим законодательством порядка бесплатной приватизации земельных участков. Утверждения ответчика о том, что распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 18 марта 2010 года №678-р является действующим, в установленном порядке не оспорено и не отменено, признаются судебной коллегией несостоятельными.

В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 23 апреля 2014 года № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

Кроме того, как следует из положений подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности – все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя.

Согласно пункту 2 статьи 25, пунктам 1,7,9 статьи 27 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года № 5-ЗС «О правительстве Севастополя» к основным полномочиям Правительства Севастополя относится организация и осуществление управления и распоряжения собственностью города Севастополя и контроля за ее эффективным использованием, наделение полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующих органов исполнительной власти, разработка и осуществление городской политики в области градостроительства и землепользования, осуществление контроля за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществление управления в области земельных отношений.

Исходя из анализа указанных правовых норм, с учетом ликвидации органа - Севастопольского городского Совета (без правопреемства), уполномоченного по распоряжению землями, находящимися в пределах населенных пунктов до вступления Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации, следует признать, что полномочиями по распоряжению земельными участками на территории города федерального значения Севастополя обладает постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя.

В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В силу статьи 302 данного Кодекса если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли. Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.

Как разъяснено в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" по смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.

Судом апелляционной инстанции достоверно установлен факт выбытия земельного участка в отсутствие волеизъявления Севастопольского городского Совета, поскольку орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение спорным земельным участком, решение о передаче в собственность земельного участка для индивидуального дачного строительства К.О.С. не принимал, решение об изменении установленной категории целевого назначения земельного участка также не принимал.

При таких обстоятельствах, определив, что право на земельный участок возникло на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации, которое по изложенным выше обстоятельствам не может быть признано законным, в связи с чем, владение, пользование и распоряжение спорным объектом недвижимости осуществляется в отсутствие правовых оснований, судебная коллегия приходит к выводу о признании недействительным свидетельства о праве собственности ответчика на спорный земельный участок.

Учитывая изложенное, коллегия судей находит обоснованными требования об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения К.О.С.

При разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 18 октября 2016 года по делу №33-264/17 (№2-1028/16) оставить без изменения, а апелляционную жалобу К.О.С. – без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                    О.И. Жиляева

Судьи                                Т.Р. Лядова

                                    Л.В. Володина

33-264/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Лядова Татьяна Романовна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
30.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее