Дело № 12-479/2022
РЕШЕНИЕ
13 июля 2022 года г. Владивосток
Судья Первореченского районного суда г. Владивостока Хренков О.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу директора муниципального унитарного предприятия «Уссурийск-Водоканал» Уссурийского городского округа ФИО2 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное унитарное предприятие «Уссурийск-Водоканал» Уссурийского городского округа (далее по тексту – МУП «Уссурийск-Водоканал») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
Законный представитель МУП «Уссурийск-Водоканал» ФИО2, не согласившись с названным постановлением, подал на него жалобу, в которой просит постановление отменить, приводя доводы о его незаконности, и производство по делу прекратить.
В судебном заседании защитник МУП «Уссурийск-Водоканал» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 поддержала жалобу по изложенным в ней доводам, поскольку административным органом не в полном объеме были выяснены обстоятельства дела, необъективно сделаны выводы о виновности МУП «Уссурийск-Водоканал» в совершении вмененного административного правонарушения.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя административного органа, возбудившего дело об административном правонарушении, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания.
Заслушав доводы защитника, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности в виде административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно п. 19 ст. 1 Водного кодекса РФ сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1, 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов); в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч. 2 ст. 65 Водного кодекса РФ).
Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров (ч. 8 ст. 65 Водного кодекса РФ).
В границах водоохранных зон запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод (п. 7 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Также должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения (ч. 1 ст. 43.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Так, согласно ч. 6 ст. 60 ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды"; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также загрязняющие вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
Согласно ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, по факту обращения ФИО4 в Амурскую бассейновую природоохранную прокуратуру по вопросу слива сточных вод в реку Раковка в <адрес> на основании приказа на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом № от ДД.ММ.ГГГГ сотрудником Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление) ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ произведено обследование территории водоохраной зоны реки Раковка в районе домов 22, 24, 29 по <адрес> в <адрес>.
Согласно акту выездного обследования № от ДД.ММ.ГГГГ при обследовании береговой полосы реки Раковка в районе <адрес> в <адрес> обнаружены следы порыва канализационной сети, в результате которого произошел провал грунта, с последующим дотеканием сточных вод в водный объект. В образовавшемся провале грунта видны канализационные сети. Канализационные отходы тонким слоем покрывают рельеф протяженностью примерно 3 м в длину и ширину 1 м. В акватории водного объекта реки Раковка также наблюдаются признаки слива сточных вод. Таким образом, в результате осмотра выявлены нарушения требований ст.ст. 44, 56, ч. 6 ст. 60, п.7 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ, ст.ст. 34, 43.1 ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» административным органом в адрес главы Уссурийского городского округа направлен запрос о предоставлении сведений и копий документов об эксплуатирующей организации данной канализационной сети.
Согласно письму администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № по информации МУП «Уссурийск-Водоканал» при обследовании канализационного коллектора ДД.ММ.ГГГГ, проходящего в районе домов №, 24, 29 по <адрес> в <адрес>, выявлено переполнение колодцев поверхностными стоками ввиду прошедших осадков, вследствие чего произошел временный перелив колодца. В кратчайший срок была отрегулирована подача стоков на канализационную насосную станцию, излив стоков прекращен.
Вместе с тем ДД.ММ.ГГГГ в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора поступило повторное обращение ФИО4 по вопросу сброса канализационных стоков в <адрес> в районе <адрес> в <адрес> с приложением видеоматериалов.
Согласно письмам администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с постановлением администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № гарантирующей организацией для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) отведения с зоной деятельности в границах Уссурийского городского округа определено МУП «Уссурийск-Водоканал». В районе <адрес> располагаются линейные объекты: канализационные, линейные коллекторы, водопроводные трубы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении МУП «Уссуриск-Водоканал» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, и вынесения должностным лицом административного органа оспариваемого постановления.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: обращением ФИО4, письмом Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, письмом Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, актом выездного обследования № от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей, письмом администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, письмом Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ; письмом администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №; письмом администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; видеозаписями с места выявления административного правонарушения; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении МУП «Уссурийск-Водоканал».
Доводы заявителя жалобы об отсутствии в действиях МУП «Уссурийск-Водоканал» состава вменяемого административного правонарушения, поскольку бесспорных доказательств загрязнения водного объектами выбросом сточных вод из централизованной системы водоотведения в ходе производства по делу получено не было, являются несостоятельными и опровергаются приведенными выше доказательствами, оснований не доверять которым не имеется.
При этом в соответствии с пунктами 2 и 26 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; транспортировка сточных вод - перемещение сточных вод, осуществляемое с использованием канализационных сетей.
Согласно положениям частей 1, 5 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении организации, осуществляющие водоотведение, обязаны обеспечивать водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 1 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект.
Поскольку МУП «Уссурийск - Водоканал» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей централизованное водоотведение в границах Уссурийского городского округа и является лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоотведения, установленного режима осуществления деятельности в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта в границах округа, на него возложена обязанность соблюдать требования водоохранного законодательства при осуществлении сброса сточных вод в границах водоохраной зоны.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае МУП «Уссурийск-Водоканал» не предприняло всех должных мер, хотя у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность; доказательств невозможности соблюдения этих правил и норм по каким-либо независящим от него причинам заявитель жалобы не представил.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что в ходе производства по делу допущены существенные нарушения КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения МУП «Уссурийск-Водоканал» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░1 № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 8.42 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░