Дело № 2-2202/2024 ......
......
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 октября 2024 года г. Владимир
Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Глебовского Я.А.
при секретаре Новожениной А.С.
с участием истца Лопановой М.В. и ее представителя Сидорова А.В. по доверенности,
ответчика - ОСФР по Владимирской области- Денисовой А.Н. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску Лопановой М.В. к ОСФР по Владимирской области о включении периодов страховой стаж и назначении страховой пенсии,
установил:
Лопанова М.В. обратилась в суд с иском к ОСФР по Владимирской области о включении периодов в страховой стаж и назначении пенсии. В обоснование указывает, что обратилась с заявлением от 31.03.2024 о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с наличием длительного стажа работы 37 лет 6 месяцев 2 дня, что более требуемых 37 лет. Решением от 15.04.2024 в назначении пенсии отказано, поскольку страховой стаж составил 36 лет 02 месяца 22 дня вместо требуемых 37 лет. При этом ответчиком не включен в расчет стажа период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 17.12.1990 по 05.04.1992, поскольку в силу КЗоТ РСФСР указанный стаж имевший место до 06.10.1992 года подлежит включению в страховой стаж.
Полагает, что указанный период не включен в страховой стаж не обосновано, просит суд включить период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 17.12.1990 по 05.04.1992, назначить страховую пенсию с даты обращения за ней, т.е. с 31.03.2024.
В судебном заседании истец исковые требования поддерживает.
Ответчик - ОСФР по Владимирской области исковые требования не признает, указывает, что заявленные периоды не подлежат включению в длительный стаж, по основаниям изложенным в решении, кроме того страховые взносы за указанные периоды не уплачивались.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону.
Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частью 1 и частью 1.1 данной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается только период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Иные периоды, предусмотренные в статье 12 данного Федерального закона, в том числе период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет в страховой стаж указанных лиц не включаются.
В соответствии с п.52(2) Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (период прохождения военной службы по призыву, период участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (период участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В судебном заседании установлено, что 31.03.2024 г. Лопанова М.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с наличием страхового стажа более 37 лет. Решением от 15.04.2024 №59230/24 в назначении пенсии по данному основанию отказано в связи с установлением стажа 36 лет 2 месяца 22 дня, что менее требуемых 37 лет.
При этом в страховой стаж не включен период нахождения Лопановой М.В. в отпуске по уходу за ребенком, 05.10.1990 г.р., с 17.12.1990 по 05.04.1992 согласно приказу №134 от 03.12.1990 по стоматологический поликлинике, т.к. уплата страховых взносов не производилась.
С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии".
Статьей 7 вышеназванного Федерального закона внесены изменения в статьи 8, 10, 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в новой редакции) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных Приложением 6 к указанному Федеральному закону).
Вместе с тем, согласно части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
То есть с 1 января 2019 года законодателем определено новое основание для досрочного назначения пенсии по старости - длительный страховой стаж и именно по данному основанию истец просила назначить досрочную страховую пенсию, обратившись в пенсионный орган.
При этом в статью 13 "О страховых пенсиях" внесены также изменения.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи (то есть не в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности).
Таким образом ссылка истца на положения КЗоТ РСФСР, предусматривающей включение периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, имевшего место до 06.10.1992 года, отклоняется судом как основанная на неверном толковании норм права.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается только период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Как следует из анализа вышеуказанных норм права, только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Таким образом, исходя из положений части 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях", период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет не подлежат включению в специальный страховой стаж – 37 лет для целей назначения страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
На основании изложенного исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований о включении периода по уходу за ребенком в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, и назначении пенсии, Лопановой М.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья ...... Я.А. Глебовский
......
......
......
......