Судья Шелобанова А.А. | 50RS0<данные изъяты>-78<данные изъяты>; 2-228/2023 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<данные изъяты> 15 мая 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Глумовой Л.А.
судей Потаповой С.В., Маркина Э.А.
при секретаре Мельниковой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы АО «Центр мемориальных услуг», ООО "Авалон" на решение Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по гражданскому делу по иску Главного управления региональной безопасности МО в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО "Авалон", АО «Центр мемориальных услуг», третьи лица: Администрация г.о. Б., МКУ г.о. Б. «Центральная ритуальная служба», <данные изъяты> о прекращении незаконной деятельности,
Заслушав доклад судьи Потаповой С.В.,
объяснения явившихся лиц, участвующих в деле,
установила:
Главное управление региональной безопасности МО, действующее в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к ООО "Авалон", АО «Центр мемориальных услуг» о прекращении незаконной деятельности. В обоснование иск указано, что согласно ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с п. 1 постановления Губернатора МО от <данные изъяты> <данные изъяты>-ГТГ «Об утверждении Положения о Главном управлении региональной безопасности <данные изъяты>» Главное управление региональной безопасности <данные изъяты> является центральным исполнительным органом государственной власти <данные изъяты> специальной компетенции, осуществляющим исполнительно- распорядительную деятельность на территории <данные изъяты> и проводящим государственную политику и управление в сфере безопасности, а также погребения и похоронного дела, в том числе в сфере профилактики коррупционных и иных правонарушений.
Согласно п. 11 Положения Главное управление создано в целях реализации государственной политики в сфере обеспечения общественной, экономической безопасности, укрепления законности и правопорядка, профилактики коррупционных и иных правонарушений, противодействия терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории <данные изъяты>, а также погребения и похоронного дела на территории <данные изъяты>.
Пунктом 15.8 Положения Главному управлению предоставлено полномочие обращаться в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На основании ст. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «О погребении и похоронном деле в <данные изъяты>» Главное управление региональной безопасности <данные изъяты> осуществляет реализацию государственной политики <данные изъяты> в сфере погребения и похоронного дела, мониторинг соответствия кладбищ, расположенных на территории <данные изъяты>, требованиям, установленным действующим законодательством.
Во исполнение возложенных полномочий Главное управление обращается с настоящим исковым заявлением в суд о прекращении незаконной деятельности крематория, расположенного в мкр. Салтыковка г. Б. <данные изъяты>, находящегося в частной собственности ООО «Авалон». Фактически деятельность по кремации на указанном объекте осуществляет АО «Центр мемориальных услуг».
ООО «Авалон» с <данные изъяты> на праве собственности принадлежат земельные участки: с кадастровым номером 50:15:0060113:293, вид разрешенного использования «для размещения административного здания», площадью 975+/- 11 кв. м, расположенный по адресу: <данные изъяты>, г. Б., мкр. Салтыковка, <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <данные изъяты> № КУВИ- 001/2022-180556113 (№ гос. per. права 50:15:0060113:293-50/110/2020-2); с кадастровым номером 50:15:0060113:8, вид разрешенного использования «ритуальная деятельность», площадью 780 кв. м, расположенный по адресу относительно почтового ориентира: <данные изъяты>, г. Б., мкр. Салтыковка, Никольско-Архангельское кладбище, гранитная мастерская согласно выписке из ЕГРН от <данные изъяты> № КУВИ-001/2022-180556470 (№ гос. per. права 50:15:0060113:8-50/110/2020-2).
На вышеуказанных земельных участках расположено здание крематория, по адресу: <данные изъяты>, г. Б., мкр. Салтыковка, <данные изъяты>, вл. 2, с кадастровым номером 50:15:0000000:6037, принадлежащее ООО «Авалон» на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <данные изъяты> № КУВИ-001/2022-180556931.
Актом Государственной приемочной комиссии от <данные изъяты> "данный крематорий принят в эксплуатацию как законченный строительством объект - сооружение «Комплекса ритуальных услуг» и утвержден постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>.
Исходя из вышеуказанных норм, земельные участки с кадастровыми номерами 50:15:0060113:293 и 50:15:0060113:8, а также расположенное на них нежилое здание с кадастровым номером 50:15:0000000:6037 являются местами погребения, образуя имущественный комплекс - крематорий, который, находясь в частной собственности, функционирует незаконно.
Кроме того, пунктом 31 Порядка предусмотрено, что на территории крематория должно быть предусмотрено место захоронения невостребованных прахов, тогда как решение о создании крематория для его использования ответчиками в качестве места погребения ни органом исполнительной власти <данные изъяты>, ни органом местного самоуправления г.о. Б. не принималось.
Осуществляя деятельность крематория, а также в силу необходимости предусмотрения места для захоронения невостребованных прахов и его содержания, ООО «Авалон» и АО «Центр мемориальных услуг» фактически осуществляют организацию ритуальных услуг и содержания мест захоронения на земельных участках с кадастровыми номерами 50:15:0060113:293 и 50:15:0060113:8 в городском О. Б. <данные изъяты> в отсутствие контроля и без соблюдения установленных государством гарантий в области похоронного дела; погребение (кремация) умерших производится самовольно, без разрешения и извещения уполномоченного органа.
В городском О. Б. <данные изъяты> уполномоченным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями в сфере погребения и похоронного дела, является Администрация городского О. Б..
Фактическое присвоение ООО «Авалон» и АО «Центр мемориальных услуг» функций органа местного самоуправления, предоставляемых только в силу закона, свидетельствует о нарушении интересов Российской Федерации, <данные изъяты>, г.о. Б. и права граждан на местное самоуправление в части надлежащего обеспечения органом местного самоуправления социально значимой функции по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, что наносит вред, в том числе репутации государственных институтов.
Решением Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчики подали апелляционные жалобы, в которых просят указанное решение отменить, ссылаясь на его незаконность, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца просил оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Представитель ответчиков доводы апелляционных жалоб поддержал.
Представители третьих лиц - администрации г.о. Б., <данные изъяты> просили оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судом первой инстанции установлено, что ООО «Авалон» с <данные изъяты> на праве собственности принадлежат земельные участки:
- с кадастровым номером 50:15:0060113:293, вид разрешенного использования «для размещения административного здания», площадью 975+/- 11 кв. м, расположенный по адресу: <данные изъяты>, г. Б., мкр. Салтыковка, <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <данные изъяты> № КУВИ- 001/2022-180556113 (№ гос. per. права 50:15:0060113:293-50/110/2020-2);
- с кадастровым номером 50:15:0060113:8, вид разрешенного использования «ритуальная деятельность», площадью 780 кв. м, расположенный по адресу относительно почтового ориентира: <данные изъяты>, г. Б., мкр. Салтыковка, Никольско-Архангельское кладбище, гранитная мастерская согласно выписке из ЕГРН от <данные изъяты> № КУВИ-001/2022-180556470 (№ гос. per. права 50:15:0060113:8-50/110/2020-2).
На перечисленных земельных участках расположено здание крематория, по адресу: <данные изъяты>, г. Б., мкр. Салтыковка, <данные изъяты>, вл. 2, с кадастровым номером 50:15:0000000:6037, принадлежащее ООО «Авалон» на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <данные изъяты> № КУВИ-001/2022-180556931.
Актом Государственной приемочной комиссии от <данные изъяты> "данный крематорий принят в эксплуатацию как законченный строительством объект - сооружение «Комплекса ритуальных услуг» и утвержден постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>.
В материалы дела представлен договор аренды недвижимого имущества <данные изъяты> от <данные изъяты> заключенный между ООО «Авалон» и АО «Городское бюро ритуальных услуг ГОРБРУС»(ИНН 7720018290) на недвижимое имущество расположенное по адресу: <данные изъяты> г. Б. мкр. Салтыковка <данные изъяты> вл. 2.
В материалы дела представлено дополнительное соглашение <данные изъяты> от <данные изъяты> к договору аренды недвижимого имущества от <данные изъяты> <данные изъяты> заключенный между ООО «Авалон» и АО «Центр мемориальных услуг»(ИНН 7720018290)
Между ООО «Авалон» и АО «Городское бюро ритуальных услуг ГОРБРУС» (ИНН 7720018290) заключен договор <данные изъяты>-ОБ аренды оборудования от <данные изъяты> находящееся в Комплексе ритуальных услуг расположенном по адресу: <данные изъяты> г. Б. мкр. Салтыковка <данные изъяты> вл. 2.
В материалы дела представлено дополнительное соглашение <данные изъяты> от <данные изъяты> к договору аренды недвижимого имущества от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОБ заключенный между ООО «Авалон» и АО «Центр мемориальных услуг» (ИНН 7720018290).
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:15:0060113:293 и 50:15:0060113:8, а также расположенное на них нежилое здание с кадастровым номером 50:15:0000000:6037 являются местами погребения, образуя имущественный комплекс - крематорий, который, находясь в частной собственности ответчика ООО «Авалон».
В судебном заседании представитель ответчиков также поясняла, что на территории крематория отсутствует место для захоронения невостребованных прахов и его содержания.
Согласно п. 2 постановления Правительства МО от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории <данные изъяты>» (далее - Порядок деятельности), требования настоящего Порядка являются обязательными для соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся объекты похоронного назначения, расположенные на территории <данные изъяты>, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере погребения и похоронного дела на территории <данные изъяты>, гражданами с учетом особенностей, установленных настоящим Порядком.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ к видам деятельности Ответчиков относится организация похорон и представление связанных с ними услуг, который в соответствии с п. 96.03 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного приказом Росстандарта от <данные изъяты> <данные изъяты>-ст включает в себя, в том числе:
- захоронение и кремацию тел людей и трупов животных, и связанную с этим деятельность: подготовку умерших к захоронению или кремации и бальзамирование, услуги гробовщиков;
- предоставление услуг по похоронам или услуг кремации;
- аренду оборудованного места в ритуальном зале.
В соответствии с п. 5 Порядка деятельности земельные участки, находящиеся под объектами похоронного назначения, а также здания, строения и сооружения, расположенные на территории объектов похоронного назначения, должны быть оформлены в государственную или муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от <данные изъяты> № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от <данные изъяты> № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
С целью соблюдения установленной законом гарантии погребения для каждого человека, устанавливаются правила по погребению невостребованного праха кремированных лиц.
Пунктом 48 Порядка предусмотрена процедура захоронения невостребованных по истечении одного года со дня проведения кремации прахов только на территории крематория в общую могилу невостребованных прахов.
Одновременно с этим, п. 28 Порядка, также предусмотрен порядок захоронения прахов невостребованных умерших, согласно которому прах невостребованных умерших захоранивается специализированной службой по вопросам похоронного дела на участке одиночных захоронений в могилу захоронения праха невостребованных умерших.
Вместе с тем необходимо различать перечисленные процедуры, поскольку последняя относится исключительно к невостребованным умершим (не имеющим супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя), захоронение (кремация) которых осуществляется специализированной службой в соответствии со ст. 12 Федерального закона от <данные изъяты> № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Соответствующая муниципальная услуга, которая бы предусматривала установленный перечень документов и регламентированный порядок административных процедур для выдачи разрешения на захоронение прахов невостребованных умерших, в настоящее время отсутствует.
При этом, существует схожая муниципальная услуга по предоставлению места для одиночного захоронения, предусмотренная ст. 11.<данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «О погребении и похоронном деле в <данные изъяты>» (далее - Закон 115) согласно которой специализированная служба должна обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) с установленным перечнем документов.
В соответствии с п. 2.1 Положения о погребении и похоронном деле в Г.о. Б., утвержденном постановлением Администрации г.о. Б. от <данные изъяты> <данные изъяты>-ПА (далее - Положение), Администрация является уполномоченным органом в сфере погребения и похоронного дела на территории городского О. Б..
Пунктом 2.2 Положения функции уполномоченного органа частично переданы МКУ г.о. Б. «Центральная ритуальная служба».
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствуясь нормами ФЗ № 131-ФЗ от <данные изъяты> «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ от <данные изъяты> № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «О погребении и похоронном деле в <данные изъяты>», исходил из того, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Осуществляя деятельность крематория, а также в силу необходимости предусмотрения места для захоронения невостребованных прахов и его содержания, ООО «Авалон» и АО «Центр мемориальных услуг» фактически осуществляют организацию ритуальных услуг и содержания мест захоронения на земельных участках с кадастровыми номерами 50:15:0060113:293 и 50:15:0060113:8 в городском О. Б. <данные изъяты> в отсутствие контроля и без соблюдения установленных государством гарантий в области похоронного дела; погребение (кремация) умерших производится, без разрешения и извещения уполномоченного органа.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Данные выводы суда первой инстанции основаны на нормах действующего законодательства, подробно мотивированы со ссылкой на доказательства, оцененные по правилам статьи 67 ГПК РФ, и сомнений в законности не вызывают.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, которые выражают несогласие с постановленным решением, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, однако не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о неправильности принятого по делу решения. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.
руководствуясь ст. ст. 199, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционные жалобы АО «Центр мемориальных услуг», ООО "Авалон" без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи