Дело №2-375/2018
Решение
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
30 марта 2018 г. г. Вышний Волочек
Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Лобановой С.С.,
при секретаре Прудниковой Т.С.,
с участием помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора Румянцевой А.А.,
представителя ответчика Администрации города Вышний Волочек Яковлевой Ю.С.,
представителя ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» Сенькив Н.А.,
представителя ответчика Отдела образования Администрации РіРѕСЂРѕРґР° Вышний Волочек Тверской области Савиной Р›.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к Администрации города Вышний Волочек Тверской области, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №3» и Отделу образования Администрации города Вышний Волочек Тверской области об обязании выполнить работы по ремонту ограждения по периметру территории образовательного учреждения,
установил:
Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к Администрации города Вышний Волочек Тверской области, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №3» и Отделу образования Администрации города Вышний Волочек Тверской области об обязании выполнить работы по ремонту ограждения по периметру территории образовательного учреждения.
Р’ обоснование исковых требований указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного РЅР° обеспечение безопасных условий обучения Рё воспитания РІ Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа в„–3В» РіРѕСЂРѕРґР° Вышний Волочек (далее РїРѕ тексту МБОУ РЎРћРЁ в„– 3), расположенном РїРѕ адресу: РіРѕСЂРѕРґ Вышний Волочек, СѓР». 3 Пролетарская, Рґ.50/26. Согласно Рї. 15 С‡. 3 СЃС‚. 28 Федерального закона РѕС‚ 29 декабря 2012 Рі. в„–273-ФЗ образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану Рё укрепление Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ обучающихся воспитанников. Р’ силу СЃС‚. 28 указанного закона Рє компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение Рё оснащение образовательного процесса, оборудование помещений РІ соответствии СЃ государственными Рё местными нормами Рё требованиями; образовательное учреждение несет РІ установленном законодательством Р Р¤ РїРѕСЂСЏРґРєРµ ответственность Р·Р° Р¶РёР·РЅСЊ Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ обучающихся, воспитанников Рё работников образовательного учреждения РІРѕ время образовательного процесса. Р’ соответствии СЃ С‡. 1 СЃС‚. 28 Федерального закона Р Р¤ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» РІ образовательных учреждениях, независимо РѕС‚ организационно-правовых форм, должны выполняться требования санитарного законодательства. Статьей 39 указанного закона закреплено, что РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные Рё введенные РІ действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным. Р’ соответствии СЃ Рї. 3.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования Рє условиям Рё организации обучения РІ общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Р Р¤ РѕС‚ 29 декабря 2010 РіРѕРґР° в„–189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором Рё озеленена. Федеральные требования Рє образовательным учреждениям РІ части охраны Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ обучающихся, воспитанников, утвержденные Приказом Министерства образования Рё науки Р Р¤ РѕС‚ 28.12.2010 в„–2106, РІ РїРѕРґРї. 1 пункта 6 устанавливают, что требования Рє соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников включают РІ себя соответствие состояния Рё содержания территории, здания Рё помещений, Р° также Рё РёС… оборудования требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения. Р’ С…РѕРґРµ проведенной проверки установлено, что РІ нарушение указанных требований территория Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа в„–3В» имеет частичное ограждение РїРѕ периметру школы, вследствие чего имеется возможность СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ несанкционированного доступа посторонних лиц РЅР° территорию школы. РљСЂРѕРјРµ того, выявленные нарушения препятствуют исполнению требований ФЗ в„–5-ФЗ РѕС‚ 06 марта 2006 РіРѕРґР° «О противодействии терроризму», указанных РІ статьях 2-3 данного закона, РіРґРµ РІ качестве основных принципов противодействия терроризму определены обеспечение Рё защита основных прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ человека Рё гражданина, обязательность осуществления деятельности РїРѕ предупреждению (профилактике) терроризма. Отсутствие требуемого ограждения Рё свободный доступ может способствовать совершению общественно-опасных деяний РЅР° территории образовательного учреждения, РІ том числе совершению террористических актов, что является недопустимым. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа в„–3В» является некоммерческой организацией осуществляющей деятельность РІ сфере образования. Учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование «город Вышний Волочек». Р’ соответствии СЃ решением Вышневолоцкой РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ Думы РѕС‚ 18.04.2008 РіРѕРґР° в„–382 «Об утверждении Положения Рѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРј отделе образования» Администрации РіРѕСЂРѕРґР° Вышний Волочек» полномочия учредителя переданы РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРјСѓ отделу образования Администрации РіРѕСЂРѕРґР° Вышний Волочек. Учредитель осуществляет организационные координационные функции РІ отношении Учреждения РІ пределах СЃРІРѕРёС… полномочий. Согласно Рї. 5 СЃС‚. 9 Федерального закона РѕС‚ 29 декабря 2012 Рі. в„–273-ФЗ «Об образовании РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» обеспечение содержания зданий Рё сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих Рє РЅРёРј территорий относится Рє полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов Рё РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… РѕРєСЂСѓРіРѕРІ. Согласно Рї. 3 С‡. 1 СЃС‚. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ РФ» РІ целях решения РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ местного значения органы местного самоуправления РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… РѕРєСЂСѓРіРѕРІ обладают полномочиями РїРѕ созданию муниципальных предприятий Рё учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений. Ответчиками РЅРµ было своевременно организовано проведение работ РїРѕ ремонту ограждения РїРѕ периметру территории образовательного учреждения, что РЅРµ отвечает требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства Р Р¤, Р° также РЅРµ обеспечивает антитеррористическую защищенность указанного образовательного учреждения Рё безопасность учащихся РІ период образовательного процесса. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· статьи 12 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ данном случае СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј защиты нарушенного права является присуждение обязанности РІ натуре. РќР° основании изложенного, Вышневолоцкий межрайонный РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ РїСЂРѕСЃРёР» обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа в„–3В» РІ течение трех месяцев СЃ момента вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу выделить денежные средства РЅР° выполнение работ РїРѕ восстановлению ограждения РїРѕ периметру территории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа в„– 3В»; обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа в„– 3В» выполнить работы РїРѕ восстановлению ограждения РїРѕ периметру территории образовательного учреждения РІ течение трех месяцев СЃ момента выделения денежных средств Администрацией РіРѕСЂРѕРґР° Вышний Волочек.
В дальнейшем Вышневолоцкий межрайонный прокурор представил уточненное исковое заявление, согласно которому, просит обязать Администрацию города Вышний Волочек в срок до 01 сентября 2018 года выделить денежные средства на выполнение работ по восстановлению ограждения по периметру территории МБОУ «СОШ № 3»; обязать МБОУ «СОШ № 3» выполнить работы по восстановлению ограждения по периметру территории образовательного учреждения в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств Администрацией города Вышний Волочек.
В судебном заседании помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Румянцева А.А. иск поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, с учетом представленных уточнений к исковому заявлению.
Представитель ответчика Администрации города Вышний Волочек Тверской области Яковлева Ю.С., действующая на основании доверенности <№> от 28.03.2017 года, не возражала против удовлетворения иска.
Представитель ответчика МБОУ «СОШ №3» Сенькив Н.А., действующая на основании приказа (распоряжение) о переводе работника на другую работу <№> от 03.06.2013 года в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска.
Представитель ответчика Городского отдела образования Администрации РіРѕСЂРѕРґР° Вышний Волочек Тверской области Савина Р›.Р., действующая РЅР° основании доверенности <в„–> РѕС‚ 17.10.2017 РіРѕРґР° РІ судебном заседании РЅРµ возражала против удовлетворения РёСЃРєР°.
Заслушав помощника прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 13.03.2018 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» является действующим юридическим лицом.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.
Статьей 39 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пункт 3 указанной статьи устанавливает, что соблюдение санитарных правил является обязательным.
Согласно пункту 3.1 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденных постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
В силу пункта 1.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 года «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, настоящие Правила, направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 года №2106 в подп.1 пункта 6 устанавливают, что требования к соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников включают в себя соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также и их оборудования требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что важной составляющей санитарно-эпидемиологического благополучия населения является здоровье детей, обеспечивать которое призваны не только родители и лица, выполняющие их функции, но и специальные учреждения, занимающиеся воспитанием и образованием детей.
В соответствии со статьями 2, 3 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму» в качестве основных принципов противодействия терроризму определены обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, обязательность осуществления деятельности по предупреждению (профилактике) терроризма.
В соответствии со статьями 3,5 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
Следовательно, установление ограждения по периметру территории образовательного учреждения является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
В силу пункта 4 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктами 1.3 Устава учредителем Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» является муниципальное образование «Город Вышний Волочек» Тверской области. Полномочия учредителя переданы городскому отделу образования Администрации города Вышний Волочек решением Вышневолоцкой городской Думы от 18.04.2008 г. №382 «Об утверждении Положения о городском отделе образования Администрации города Вышний Волочек».
В соответствии с пунктом 1.2 Устава Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в Управлении финансов и экономического анализа Администрации города Вышний Волочек. Учреждение вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные права, нести обязанности.
Собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Город Вышний Волочек» (п. 4.2 Устава).
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Поскольку выявленное нарушение затрагивает права и законные интересы учащихся общеобразовательного учреждения, индивидуализировать круг которых не представляется возможным в связи с ежегодным изменением контингента учащихся, а нарушение целостности ограждения по периметру образовательного учреждения не обеспечивает безопасность учащихся во время пребывания в указанном учреждении, а также способствует проникновению на его территорию посторонних лиц, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить.
Действия по ремонту ограждения по периметру образовательного учреждения направлены не только на пресечение действий, нарушающих в настоящее время права неопределенного круга лиц, но и на пресечение действий, создающих угрозу их нарушения в будущем.
Одним из способов защиты граждански прав, предусмотренным статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В связи с тем, что здание школы, расположенное по адресу: Тверская область, город Вышний Волочек, ул. 3-я Пролетарская, дом 50/26, на праве оперативного управления находится в ведении МБОУ «СОШ №3», суд считает необходимым обязать в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств Администрацией города Вышний Волочек выполнить работы по восстановлению ограждения по периметру территории образовательного учреждения, установив забор.
Поскольку полномочия учредителя МБОУ «СОШ №3» переданы городскому отделу образования Администрации города Вышний Волочек, то суд считает необходимым обязать Администрацию города Вышний Волочёк, Городской отдел образования Администрации города в срок до 01 сентября 2018 года принять меры к финансовому обеспечению для выполнения работ по ремонту ограждения по периметру территории образовательного учреждения МБОУ «СОШ №3» города Вышнего Волочка.
В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче заявления в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При этом суд также принимает во внимание, что согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
В этой связи суд полагает необходимым взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» города Вышнего Волочка Тверской области государственную пошлину, от уплаты которой прокурор при подаче искового заявления освобожден в силу указаний закона, в размере 300 рублей, исходя из размера удовлетворенного требования неимущественного характера.
В силу пункта 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемыми судами общей юрисдикции, зачисляется в бюджеты городских округов. Поскольку дело рассматривалось Вышневолоцким городским судом Тверской области, государственная пошлина подлежит уплате в доход муниципального образования «Город Вышний Волочек».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к Администрации города Вышний Волочек Тверской области, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №3» и Отделу образования Администрации города Вышний Волочек Тверской области об обязании выполнить работы по ремонту ограждения по периметру территории образовательного учреждения удовлетворить.
Обязать Администрацию города Вышний Волочек Тверской области в срок до 01 сентября 2018 года выделить денежные средства на выполнение работ по восстановлению ограждения по периметру территории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» города Вышнего Волочка Тверской области.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» города Вышнего Волочка Тверской области, выполнить работы по восстановлению ограждения по периметру территории образовательного учреждения в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств Администрацией города Вышний Волочек Тверской области.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» города Вышнего Волочка Тверской области в доход муниципального образования «Город Вышний Волочек» государственную пошлину в размере 300 (Трехсот) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий С.С. Лобанова