РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2024 года пгт Оричи
Оричевский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Васениной В.Л.,
с участием помощника прокурора Оричевского района Пономаревой А.А.,
при секретаре Александровой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-148/2024 (УИД 43RS0028-01-2024-000054-28) по исковому заявлению прокурора Оричевского района Кировской области к администрации Оричевского городского поселения, Лыскову Александру Сергеевичу о признании пункта договора аренды земельного участка недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Оричевского района обратился в суд с иском в интересах муниципального образования Оричевское городское поселение к администрации Оричевского городского поселения, Лыскову А.С. о признании пункта договора аренды земельного участка недействительным. Свои требования мотивирует тем, что 25.11.2022 между администрацией Оричевского городского поселения Оричевского района и Лысковым А.С. заключен договор аренды земельного участка № 02-22-20. Предметом аренды является земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1583 кв.м, расположен по адресу: <адрес>, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, срок действия договора – до 24.11.2042.
Пункт 3.3.3 договора предусматривает право Арендатора передавать свои права и обязанности по настоящему договору третьим лицам без согласия арендодателя при условии его уведомления. Указанный пункт договора обладает пороком недействительности. Статьёй 39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность предоставления права аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на основании результатов торгов, проводимых в форме аукциона. Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ, сделка должна соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Как следует из п. 7 ст. 448 Гражданского кодекса РФ, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично. Поскольку в силу требований, предусмотренных п. 7 ст. 448 ГК РФ, в возникшем обязательстве имеет значение личность стороны договора, то, соответственно, пункт 3.3.4 договора, допускающий право передачи арендатором третьим лицам прав и обязанностей не соответствует требованиям закона и ущемляет охраняемые законом интересы третьих лиц. Реализация ничтожного положения приведёт к незаконному отчуждению права владения в отношении находящегося в муниципальной собственности имущества.
Просил признать пункт 3.3.3 договора аренды земельного участка от 25.11.2022 № 02-22-20, заключенного между администрацией Оричевского городского поселения Оричевского района Кировской области и Лысковым А.С. недействительным.
В судебном заседании прокурор на заявленных исковых требованиях настаивала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Оричевского городского поселения в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик Лысков А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Из материалов дела следует, что извещением администрации Оричевского городского поселения от 21.10.2022 объявлено об организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №.
По информации администрации Оричевского городского поселения от 25.11.2022 заявления о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым участком № в течение месячного срока с даты публикации сообщения от 21.10.2022 о приеме заявлений от иных лиц не поступали.
Согласно постановлению администрации Оричевского городского поселения Оричевского района Кировской области от 25.11.2022 № 361 Лыскову А.С. предоставлен в аренду с 25.11.2022 по 24.11.2042 земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
25.11.2022 между администрацией Оричевского городского поселения <адрес> и Лысковым А.С. заключен договор аренды земельного участка № 02-22-20 с кадастровым номером №, площадью 1583 кв.м по адресу: <адрес>, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства. Срок действия договора – по 25.11.2042. Согласно п. 3.3.3 договора, арендатор имеет право в пределах срока договора передавать участок в субаренду в пределах срока договора при условии письменного уведомления арендодателя.
Согласно выписке из ЕГРН данные о правообладателе земельным участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес> отсутствуют. Имеется обременение в виде аренды на основании договора от 25.11.2022, заключенного с Лысковым А.С.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, которые проводятся в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В силу пункта 7 статьи 448 ГК РФ, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.
Таким образом, договор аренды земельного участка от 25.11.2022 № 02-22-20 заключен с арендатором по итогам аукциона. Следовательно, в силу пункта 7 статьи 448 ГК РФ арендатор не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора.
Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения. При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор, в силу пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса РФ, вправе, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия арендодателя при условии его уведомления. Таким образом, пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса РФ допускает возможность ограничения законом права арендатора земельного участка, находящегося в публичной собственности, на передачу третьим лицам своих прав и обязанностей по договору аренды. Такое ограничение, в частности, содержится в пункте 7 статьи 448 ГК РФ.
Данным запретом обеспечивается защита интересов публично-правового образования от уступки победителем торгов прав и обязанностей по заключенному на торгах договору аренды лицу, в силу различных причин не имеющему намерения лично реализовать договорные обязательства.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что пункт 3.3.3 допускающий право арендатора на передачу третьим лицам прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, не соответствует требованиям закона и ущемляет охраняемые законом интересы третьих лиц.
Пунктом 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ» разъяснено, что договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (статья 180 ГК РФ).
При установленных обстоятельствах требование прокурора о признании пункта 3.3.3 договора аренды от 25.11.2022 № 02-22-20 недействительным является законным, подлежит удовлетворению
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Оричевского района Кировской области удовлетворить.
Признать недействительным пункт 3.3.3 договора аренды земельного участка от 25.11.2022 № 02-22-20, заключенного между администрацией Оричевского городского поселения Оричевского района Кировской области и Лысковым Александром Сергеевичем.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Оричевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 26 февраля 2024 года.
Судья В.Л.Васенина