Решение по делу № 3а-33/2018 от 18.12.2017

                                            дело № 3а-33/2018 года

                                                         Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

15 марта 2018 года                                                                              г. Майкоп

Верховный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего судьи Панеш Ж.К.,

при секретаре судебного заседания Беспаловой А.П.,

представителя административного ответчика - Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенности Ожева Р.А.,

представителя заинтересованного лица - администрация МО «Старобжегокайское сельское поселение» по доверенности Шадже Р.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Емтыль Зуриеты Муратовны к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости,

                            установил:

Емтыль З.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости,

    В обосновании заявленных требований указала, что ей на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером 01:05:2900013:2561, площадью 88 998 +\- 209 кв.м, относящийся к категории земель «земли населенных пунктов», разрешенное использования «для жилищного строительства», расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, а. Старобжегокай, ул. Ленина 35/2 (установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации муниципального образования «Старобжегокайское сельское поселение». Участок находится примерно в 3,81 км. от ориентира по направлению на юг). Кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 01 января 2016 года составляет 132 563 410,98 рублей, при этом согласно Отчету независимого оценщика, рыночная стоимость оспариваемого участка составляет 35 421 204 рублей. Данные обстоятельства нарушают права административного истца, как плательщика налога, поскольку влекут увеличение его налоговых обязательств, расчет которых осуществляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Административный истец Емтыль З.М., и заинтересованное лицо Емтыль С.А., будучи извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Представитель административного ответчика - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея и представитель заинтересованное лицо - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Адыгея ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. При этом оставили разрешение требований административного истца на усмотрение суда.

В соответствии со статьей части 4 статьи 247, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, в связи с чем Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Представители административного ответчика - Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенности Ожев Р.А. и заинтересованного лица - администрация МО «Старобжегокайское сельское поселение» по доверенности Шадже Р.Н., ссылаясь на несоответствие заявленных требований действующему законодательству, просили в его удовлетворении отказать. При этом полагали, что проведенная по делу судебная экспертиза выполнена с нарушением федеральных стандартов оценки, с неверным подбором аналогов земельных участков, вид разрешенного использования которых не соответствует виду разрешенного использования объектов оценки.

Выслушав объяснения представителей явившихся сторон, пояснения судебного эксперта Мамгетовой Р.Р., исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 338 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса являются плательщиками земельного налога.

Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объекта налогообложения по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальным образованиям, городским округам Республики Адыгея.

Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 25ноября 2016 года № 276 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Адыгея», утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01 января 2016 года.

Результат определения кадастровой стоимости земельного участка 01:05:2900013:2561, по состоянию на 01 января 2016 года составил 132 563 410,98 рублей Указанные сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости (л.д. 75).

Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ определен порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости, в которой предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Также указанной статьей предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу статьи 24.15 Закона «Об оценочной деятельности» датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.

Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества по состоянию на 01 января 2016 г.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как, на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

В силу статьи 59 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.

Оспаривая кадастровую стоимость, административный истец представил отчет ИП Хотова М.А. от 27.11.2017 №176-11/17, о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 01:05:2900013:2561 по состоянию на 01.01.2016 в размере 35 421 204 рублей (л.д. 12).

Поскольку при составлении отчетов независимым оценщиком были допущены нарушения требований федеральных стандартов оценки и иные нарушения, на которые, в том числе, обратил внимание в своих возражениях Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям, и которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, данный отчет судом не принят за основу.

В ходе рассмотрения дела на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определением от 26 января 2018 года по административному делу назначена и проведена оценочная судебная экспертиза.

Согласно заключению экспертизы от 26 февраля 2018 года, проведенной экспертом ООО Майкопское бюро независимых экспертиз «Аутас» Мамгетовой Р.Р. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:05:2900013:2561 по состоянию на 01 января 2016 года определена в размере 53 042 808 рублей.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и оценив их в совокупности по правилам части 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что рыночная стоимость оспариваемого земельного участка определена экспертом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере оценочной деятельности.

Само заключение эксперта содержит подробное описание объекта оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого участков, в частности, его площади, вида разрешенного использования; количественных и качественных характеристиках элементов, входящих в состав объекта оценки, которые имеют специфику, влияющую на результаты оценки объекта оценки; информация о текущем использовании объекта оценки, другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость.

При определении рыночной стоимости экспертом применен метод прямого сравнительного анализа продаж. В заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие сделать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приведены объективные выводы. В отчете содержатся таблицы, описания расчетов, сами расчеты и пояснения к ним.

Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, исследования проведены всесторонне и в полном объеме на научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности, и не содержат противоречий.

Доказательств, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость земельного участка является иной, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, не представлено.

Доказательств того, что экспертом использованы некорректные объекты-аналоги в материалах дела не содержится.

В судебном заседании эксперт Мамгетова Р.Р. пояснила, что объекты-аналоги для оценки земельного участка сходны по виду разрешенного использования с объектом оценки. Публичная кадастровая карта Росреестра

(официальный электронный ресурс службы Росреестра) содержит сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером 01:05:2900013:2561 отведен под индивидуальное жилищное строительство.

При таких обстоятельствах суд устанавливает кадастровую стоимость земельного участка 01:05:2900013:2561, в размере его рыночной стоимости, равной 53 042 808 рублей, по состоянию на 01 января 2016 года.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию, в данном случае 18 декабря 2017 года - дата обращения Емтыль З.М. в суд.

В соответствии с частью 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 01:05:2900013:2561.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 -180, 278, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

                                               решил:

административное исковое заявление Емтыль Зуриеты Муратовны к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:05:2900013:2561, площадью 88 998 +\- 209 кв.м, относящегося к категории земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для жилищного строительства», расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, а. Старобжегокай, ул. Ленина 35/2 (установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации муниципального образования «Старобжегокайское сельское поселение». Участок находится примерно в 3,81 км. от ориентира по направлению на юг), в размере его рыночной стоимости, равной 53 042 808 рублей.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 18 декабря 2017 года (дата обращения в суд).

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный суд Республики Адыгея, то есть с 19 марта 2018 года.

    Резолютивная часть решения суда оглашена 15 марта 2018 года

    Мотивированное решение будет изготовлено 19 марта 2018 года

    Судья Верховного суда

    Республики Адыгея                                                                           Ж.К. Панеш

3а-33/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Емтыль З.М.
Ответчики
Комитет по имущественным отношениям Республики Адыгея
Управление Федеральной службы государственной регситрации, кадастра и картографии по РА
Другие
Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыг
Администрация МО "Старобжегокайское сельское поселение"
Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
18.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
18.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
19.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
24.01.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
24.01.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.01.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
27.02.2018[Адм.] Производство по делу возобновлено
27.02.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.03.2018[Адм.] Судебное заседание
14.03.2018[Адм.] Судебное заседание
15.03.2018[Адм.] Судебное заседание
19.03.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2018[Адм.] Дело оформлено
02.07.2018[Адм.] Дело передано в архив
15.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее