УИД 26RS0024-01-2024-003312-09
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Невинномысск 09 октября 2024 года
Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Москвитиной К.С.,
при секретаре судебного заседания Урбаняк А.В.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора г. Невинномысска Дотдаева А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Невинномысска в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае о признании права собственности публично-правового образования Российской Федерации на недвижимое имущество - защитное сооружение гражданской обороны (убежище),
у с т а н о в и л :
прокуратурой города Невинномысска на основании поручения прокуратуры края проведена проверка исполнения требований законодательства о гражданской обороне, в ходе которой установлено, что на территории города Невинномысска по адресу: <адрес>, расположено защитное сооружение гражданской обороны (убежище), номер №, инвентарный номер №, площадью <данные изъяты> кв.м.
На момент проведения проверки защитное сооружение в реестр федерального имущества не включено, право собственности Российской Федерации за данным объектом недвижимости не зарегистрировано.
Просит признать право собственности публично-правового образования Российская Федерация на недвижимое имущество - защитное сооружение гражданской обороны (убежище), номер №, расположенное по адресу: <адрес>, инвентарный номер №, площадью <данные изъяты> кв.м.
Обязать ТУ Росимущества в Ставропольском крае включить защитное сооружение гражданской обороны, указанное в п. 1. исковых требований, в реестр федерального имущества в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Обязать ТУ Росимущества в Ставропольском крае в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности публично-правового образование Российской Федерации защитного сооружения гражданской обороны, указанного в п. 1 исковых требований.
Представитель ответчикатерриториального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае в судебное заседание не явился, был надлежаще извещен.
Представитель третьего лица, администрации города Невинномысска Ставропольского края в судебное заседание не явился, был надлежаще извещен.
Представитель третьего лица, Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, был надлежаще извещен.
Представитель третьего лица, МКУ «Управление по ГО и ЧС г.Невинномысска» в судебное заседание не явился, был надлежаще извещен.
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Старший помощник прокурора г.Невинномысска Дотдаев А.Р. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав старшего помощника прокурора г.Невинномысска Дотдаева А.Р., суд приходит к следующему.
В статье 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно преамбуле Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" данный Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
В пункте 1 статьи 1 названного Закона дано определение гражданской обороны, под которой понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основные задачи в области гражданской обороны регламентированы в статье 2 Федерального закона "О гражданской обороне", к которым, в том числе относится обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
Согласно абз. 8 ст. 6 Закона о гражданской обороне Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской сены (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка к объектам гражданской обороны относятся: убежище, противорадиационное укрытие, укрытие, специализированное складское помещение (место хранения), санитарно-обмывочный пункт, станция обеззараживания одежды, станция обеззараживания техники, иные объекты гражданской обороны.
Убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для зашиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
Согласно п. 1 ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.
В силу п. п. 2, 3 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В силу п. дата Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» к объектам и предприятиям, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, относятся защитные сооружения гражданской обороны.
В соответствии с ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в случае, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, с даты вступления в силу настоящего Федерального закона имущество, которое в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, изданными им до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, и федеральными законами определено как запрещенное к приватизации, является имуществом, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» к объектам, находящимся в федеральной собственности, относятся защитные сооружения гражданской обороны, приватизация которых запрещена.
Таким образом, объекты гражданской обороны определенным образом ограничены в обороте и не подлежат отчуждению в частную собственность, что нашло свое отражение в судебной практике (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 06.02.2020 N 306-ЭС19-23752 по делу N А57-23624/2018).
В судебном заседании установлено, что прокуратурой города Невинномысска на основании поручения прокуратуры края проведена проверка исполнения требований законодательства о гражданской обороне, в ходе проверки установлено, что на территории города Невинномысска по адресу: <адрес>, расположено защитное сооружение гражданской обороны (убежище), номер <данные изъяты>, инвентарный номер №, площадью <данные изъяты> кв.м. На момент проведения проверки защитное сооружение в реестр федерального имущества не включено, право собственности Российской Федерации за данным объектом недвижимости не зарегистрировано.
Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, согласно пункту 1.2 которых статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища.
Пункт 2.1 Правил устанавливает, что учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитные сооружения гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны, форма которого приведена в приложении N 5.
В пункте 2.2 Правил установлено, что документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту защитного сооружения гражданской обороны являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта гражданской обороны, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем защитного сооружения гражданской обороны и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.
Из приведенных нормативных положений следует, что наличие паспорта защитного сооружения гражданской обороны, оформленного в соответствии с Правилами, влечет признание защитного сооружения гражданской обороны таковым.
Суду представлен паспорт № убежища №, расположенного по адресу: <адрес>, №, согласно которого ДД.ММ.ГГГГ убежище принято в эксплуатацию, вместимость <данные изъяты> человек, площадь убежища <данные изъяты> кв. м, встроено в здание, имеет 4 входа, класс защиты убежища III.
Согласно договору о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также выполнение мероприятий обороны от ДД.ММ.ГГГГ года №, заключенного между акционерным обществом закрытого типа «Невинномысский шерстяной комбинат» и Госкомимуществом России (территориальное агентство Госкомимущества России) акционерное общество закрытого типа «Невинномысский шерстяной комбинат» приняло по акту на ответственное хранение и в безвозмездное пользование накопленных средств коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны, в том числе убежище № №, расположенное по адресу: <адрес>, №.
На день разрешения спора вышеуказанное защитное сооружение в реестр федерального имущества не включено, право собственности Российской Федерации за данным объектом недвижимости не зарегистрировано.
Согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны - убежища инв. № от ДД.ММ.ГГГГ года, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ года главой города Невинномысска Ставропольского края Миненковым М.А, защитное сооружение ГО принято в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, в результате банкротства ЗАО «Невинномысский шерстяной комбинат» не имеет балансодержателя. Основные тактико-технические характеристики ЗСГО: встроенное защитной сооружение класс A- III, общей площадью <данные изъяты> кв. м., вместимость по проекту – <данные изъяты> человек, время приведения в готовность по проекту 4 часа. Фактическое состояние ЗСГО и его готовность к приему укрываемых: защитное сооружение подтоплено, не обслуживается, расположено под полуразрушенным зданием. Осмотр не возможен. Предложения по обеспечению сохранности и повышение эффективности использования ЗСГО: комиссия рекомендует списание с учета ЗСГО №. Выводы комиссии: Защитное сооружение ГО № не готово к приему укрываемых (л.д.25-26).
Согласно ответа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, 15.05.2024 Территориальным управлением рассмотрено представление с участием помощника прокурора города Невинномысска - ФИО1 Территориальное управление удовлетворяет внесенное представление прокуратуры, и сообщает о проведенных мероприятиях и принятых мерах по устранению выявленных нарушений. В реестре федерального имущества отсутствуют защитные сооружения гражданской обороны (далее - ЗСГО), указанные в представлении: <адрес> (инвентарный номер в реестре ГУ МЧС России по Ставропольскому краю №). В отношении ЗС ГО, расположенного по адресу: <адрес>, составлен Акт инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (убежища) инв. № от ДД.ММ.ГГГГ г., утвержденного главой года Невинномысска Ставропольского края М.А. Миненковым М.А. Согласно Акта инвентаризации ЗС ГО инв. № №, ЗС ГО принято в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ в результате банкротства ЗАО «Невинномысский шерстяной комбинат», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не имеет балансодержателя. ЗС ГО подтоплено, не обслуживается, расположено под полуразрушенным зданием, осмотр невозможен. Комиссией рекомендовано списание с учета ЗС ГО инв. №. Вывод комиссии: ЗС ГО инв. № не готово к приему укрываемых (л.д.27-29).
В силу п. п. 8, 9 Порядка федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления на соответствующих территориях ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 «О совершенствовании учета и контроле за использованием федерального имущества» утверждено Положение о совершенствовании учета федерального имущества (далее - Положение о совершенствовании учета федерального имущества).
Согласно пп. «б» п. 6 Положения о совершенствовании учета федерального имущества учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, - в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями о территориальных органах Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Судом установлено, что полномочия собственника в отношении расположенного на территории Ставропольского края, а также на территории города Невинномысска федерального имущества, выполняет Территориальное управление Росимущества в Ставропольском крае.
Представленные суду доказательства позволяют сделать выводы, о том, что помещение, расположенное по адресу: <адрес>, №, инвентарный номер №, площадью <данные изъяты> кв.м. является объектом защитного сооружения гражданской обороны, в связи, с чем ТУ Росимущества по Ставропольскому краю является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Вместе с тем, в нарушение вышеизложенных требований федерального законодательства защитное сооружение гражданской обороны (убежище), в установленном законом порядке в собственность кому-либо не передавалось, в реестр федерального имущества не включено, на государственном кадастровом недвижимого имущества не состоит, право собственности публично-правового образования Российская Федерации в Едином государственном реестре недвижимого имущества на защитное сооружение не зарегистрировано.
Несоблюдение ТУ Росимущества по Ставропольскому краю не позволяет содержать защитное сооружение в надлежащем состоянии, поддерживать состояние постоянной готовности к использованию данного объекта гражданской обороны, а также нарушает права граждан на защиту на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу о том, что на момент проведения прокурором проверки вышеуказанное защитное сооружение гражданской обороны в реестр федерального имущества не включено, доказательств обратного в материалах дела не имеется, при этом произвести учет вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны без включения его в реестр федерального имущества невозможно, в связи с чем полагает исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора г.Невинномысска в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае о признании права собственности публично-правового образования Российской Федерации на недвижимое имущество - защитное сооружение гражданской обороны (убежище) - удовлетворить.
Признать право собственности публично-правового образования Российская Федерация на недвижимое имущество - защитное сооружение гражданской обороны (убежище), расположенное по адресу: <адрес>, №, инвентарный номер №, площадью <данные изъяты> кв.м.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае включить защитное сооружение гражданской обороны (убежище), расположенное по адресу: <адрес>, №, инвентарный номер №, площадью <данные изъяты> кв.м, в реестр федерального имущества в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае принять меры к постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности публично-правового образования Российская Федерация защитного сооружения гражданской обороны (убежища), расположенного по адресу: <адрес>, №, инвентарный номер №, площадью <данные изъяты> кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Москвитина К.С.
Мотивированное решение суда изготовлено 18.10.2024 года.