Дело № 3а-74/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2019 года город Тамбов
Тамбовский областной суд
В составе председательствующего судьи Гурулевой Т.Е.,
при секретаре Ермолаевой Е.А.,
с участием представителя административного истца по доверенности Латышева А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гончарова В.С. к Комитету по управлению имуществом Тамбовской области, администрации Тамбовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области, Управлению Росреестра по Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Гончаров В.С. обратился в Тамбовский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указав в обоснование своих требований, что ему на праве собственности принадлежат два земельных участка и два нежилых помещения, расположенных в ***, в отношении которых была установлена кадастровая стоимость. С размером установленной кадастровой стоимости административный истец не согласен, полагает ее размер завышенным, нарушающим его права как плательщика земельного налога и налога на имущество физических лиц.
В административном исковом заявлении Гончаров В.С. просит установить кадастровую стоимость здания и земельных участков равной их рыночной стоимости в размере, определенном независимым оценщиком.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени судебного заседания должным образом.
С учетом положений ч.4 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
В своем письменном отзыве Управление Росреестра по Тамбовской области, не оспаривая право административного истца на предъявление настоящего административного иска и определенный оценщиком размер рыночной стоимости объекта недвижимости, возражает против удовлетворения административных исковых требований по процессуальным основаниям, полагая себя ненадлежащим административным ответчиком.
ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области в письменном отзыве возражает против удовлетворения административного иска, ссылаясь на отсутствие у него юридических интересов, противоположных интересам административного истца, отсутствие у него полномочий по осуществлению кадастрового учета и отсутствие нарушений действующего законодательства в действиях филиала.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» юридическое лицо вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В соответствии со ст.390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.402 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Статьей 1 закона Тамбовской области от 25 ноября 2016 г. № 17-З «Об установлении единой даты начала применения на территории Тамбовской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Тамбовской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 года.
Из материалов дела следует, что Гончаров В.С. является собственником следующих объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером *** категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: бытовое обслуживание, площадью 132 кв.м., расположенного по адресу: ***,
- земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: бытовое обслуживание, площадью 525 кв.м., расположенного по адресу: ***,
- нежилого помещения с кадастровым номером ***, площадью 69,6 кв.м, расположенного по адресу: ***, нежилое помещение,
- нежилого помещения с кадастровым номером ***, площадью 328,3 кв.м, расположенного по адресу: ***, нежилое помещение.
На основании части 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ) при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в этом случае является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В рассматриваемом случае таковым является филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области, которым кадастровая стоимость объектов недвижимости административного истца была определена в размере:
- земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 28 декабря 2017 года - 696 096,72 руб.,
- земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 28 декабря 2017 года - 2 768 566,5 руб.,
- нежилого помещения с кадастровым номером *** по состоянию на 12 декабря 2017 года - 3 215 585,42 руб.,
- нежилого помещения с кадастровым номером *** по состоянию на 12 декабря 2017 года - 15 167 768,6 руб.
Поскольку при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости административного истца были использованы удельные показатели кадастровой стоимости, утвержденные приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 07 ноября 2016 г. № 611 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Тамбовской области» и постановлением администрации Тамбовской области от 29 ноября 2014 года № 1498, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области и администрация Тамбовской области также являются надлежащими административными ответчиками по настоящему делу.
Так как Управление Росреестра по Тамбовской области в данном случае не участвовало в определении кадастровой стоимости объектов недвижимости административного истца, административные исковые требования к названному органу предъявлены необоснованно.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости, иными материалами дела, сторонами не оспариваются.
В обоснование своих доводов о завышении установленной кадастровой стоимости земельного участка административный истец представил отчеты об оценке объекта оценки № 501/18 от 03 декабря 2018 г., № 502/18 от 12 декабря 2018 г., № 503/18 от 12 декабря 2018 г., составленные оценщиком Черемисиным С.С., сотрудником ООО ОПЦ «Альтаир», членом СРО «Российское общество оценщиков», согласно которым рыночная стоимость объектов недвижимости административного истца составила:
- земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 28 декабря 2017 года - 171 707 руб.,
- земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 28 декабря 2017 года - 682 925 руб.,
- нежилого помещения с кадастровым номером *** по состоянию на 12 декабря 2017 года - 860 710 руб.,
- нежилого помещения с кадастровым номером *** по состоянию на 12 декабря 2017 года - 5 540 643 руб.
Оснований не доверять представленным отчетам у суда не имеется, поскольку они являются допустимыми по делу доказательствами, оценщик, составивший отчеты, является специалистом в области оценочной деятельности, имеющим длительный стаж оценочной работы.
Согласно ст.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При составлении отчетов оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.
Отчеты содержат всю необходимую информацию, идентифицирующую объект оценки, его количественные и качественные характеристики.
В отчетах имеются ссылки на источники информации, используемой при проведении оценки, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Оценщиком при определении рыночной стоимости земельных участков применялся сравнительный подход, метод сравнения продаж, при определении рыночной стоимости здания – сравнительный подход, метод сравнения продаж, и доходны подход, метод капитализации доходов.
При этом оценщиком подобраны объекты-аналоги, основные характеристики которых подтверждены и которые сопоставимы с объектами оценки.
По основным ценообразующим параметрам для объектов-аналогов произведены корректировки, учитывающие характер и степень отличия каждого аналога от объекта оценки, в отчетах имеются описание и расчет корректировок.
Выводы оценщика содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Возражений и допустимых доказательств, опровергающих выводы оценщика, суду не представлено. Правом ходатайствовать о назначении судебной экспертизы участвующие в деле лица своевременно не воспользовались.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно п.19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В данном случае доказательств иной рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца, недостоверности сведений о величине рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца в ходе рассмотрения дела суду не представлено. Ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости земельного участка участвующие в деле лица не заявляли.
При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.
В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Однако, учитывая то обстоятельство, что разрешение настоящего дела представляет собой по сути форму реализации административным истцом права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое по существу не оспаривается административными ответчиками, все понесенные по делу судебные расходы с согласия представителя административного истца относятся на самого административного истца и взысканию с административных ответчиков не подлежат.
На основании изложенного,
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Гончарова В.С., поданное в Тамбовский областной суд 25 декабря 2018г., удовлетворить в части требований, предъявленных к Комитету по управлению имуществом Тамбовской области, администрации Тамбовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: бытовое обслуживание, площадью 132 кв.м., расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 28 декабря 2017 года в размере 171 707 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: бытовое обслуживание, площадью 525 кв.м., расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 28 декабря 2017 года в размере 682 925 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, площадью 69,6 кв.м, расположенного по адресу: ***, нежилое помещение, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 12 декабря 2017 года в размере 860 710 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, площадью 328,3 кв.м, расположенного по адресу: ***, нежилое помещение, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 12 декабря 2017 года в размере 5 540 643 руб.
В удовлетворении административных исковых требований, предъявленных к Управлению Росреестра по Тамбовской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.Е.Гурулева
Решение суда в окончательной форме составлено 18 января 2019 года.
Судья: Т.Е.Гурулева