Дело № 2-507/2021

УИД: 61RS0046-01-2021-001082-51

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2021 года                              ст. Советская Ростовской области

Обливский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Устиновой С.Г. единолично,

с участием представителя истца старшего помощника прокурора Чекина А.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Свинцовой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Боковского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования «Чирское сельское поселение» Советского района Ростовской области об обязании разработать и утвердить положение о системе управления охраной труда,

УСТАНОВИЛ:

Боковский межрайонный прокурор обратился в суд с названным иском в интересах неопределенного круга лиц, указав, что межрайонной прокуратурой проведена исполнения требований трудового законодательства. В нарушение требований ст. 212 ТК РФ, п. 7 и п. 9 приказа № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» в администрации Черского сельского поселения не разработана и не утверждена политика в области охраны труда, не разработано и не утверждено положение о системе управления охраной труда. По результатам проверки межрайонным прокурором в адрес главы администрации Чирского сельского поселения Советского района Ростовской области внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства. Представление межрайонного прокурора не удовлетворено. В связи с неисполнением обязанности по разработке и утверждению СУОТ нарушаются права и законные интересы сотрудников администрации, индивидуализировать круг которых не представляется возможным, ввиду непостоянности и персональной изменчивости кадров. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд: возложить на администрацию муниципального образования «Чирское сельское поселение» Советского района Ростовской области обязанность по разработке положения и системе управления охраной труда с привлечением сторонних организаций и специалистов, которое утвердить приказом с учетом мнения работников в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Чекин А.В. исковые требования поддержал на основании доводов, изложенных в иске.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Чирское сельское поселение» Советского района Ростовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, об уважительности причин неявки сведений в суд не представил, в связи с чем дело в его отсутствие рассмотрено в силу ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, оценив доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Боковским межрайонным прокурором заявлено требование об обязании администрации сельского поселения выполнить мероприятия, направленные на устранение требований законодательства в сфере охраны труда.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Согласно ст. 419 ТК РФ, лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными ФЗ, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке установленном ФЗ.

Согласно ст. 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели – физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных трудовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены данным Кодексом и иными Федеральными законами.

В силу ст. 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с нормами ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В числе прочего работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.

Система управления охраной труда – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 209 ТК РФ).

В соответствии с п. 1 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 19.08.2016 года № 438н, Типовое положение о системе управления охраной труда разработано в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ), разработки положения о СУОТ, содержит типовую структуру и основные положения о СУОТ.

Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.

СУОТ представляет собой единство:

а) организационных структур управления работодателя с фиксированными обязанностями его должностных лиц;

б) процедур и порядков функционирования СУОТ, включая планирование и реализацию мероприятий по улучшению условий труда и организации работ по охране труда;

в) устанавливающей (локальные нормативные акты работодателя) и фиксирующей (журналы, акты, записи) документации.

Основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение о СУОТ утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии).

В положение о СУОТ с учетом специфики деятельности работодателя включается, в том числе, и политика работодателя в области охраны труда.

Политика работодателя в области охраны труда (далее - Политика по охране труда) является публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.

Согласно п. 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

В соответствии с п. 33 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.08.2016 года № 438н с целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает (определяет) порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками: а) выявление опасностей; б) оценка уровней профессиональных рисков; в) снижение уровней профессиональных рисков.

Пункт 7 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.08.2016 года № 438н прямо устанавливает, что основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение о СУОТ утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии).

При таких данных, работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда, а для этого ему необходимо разработать положение о системе управления охраной труда. При разработке такого положения работодатель может руководствоваться Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным Приказом Минтруда России от 19.08.2016 года № 438н.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что Боковской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований трудового законодательства в администрации Чирского сельского поселения Советского района Ростовской области. По результатам указанной проверки установлено, что в администрации не разработана и не утверждена политика в области охраны труда, не разработано и не утверждено положение о системе управления охраной труда, чем грубо нарушены трудовые права работников администрации. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 15.11.2021 года (л.д. 7-8).

Выявленные обстоятельства стали основанием для внесения 15.11.2021 года в адрес главы администрации Чрского сельского поселения представления об устранения нарушений норм трудового законодательства в месячный срок со дня внесения представления (л.д. 4-6).

В ответ на представление 22.11.2021 года главой администрации Чирского сельского поселения дан ответ, что нарушения, указанные в представлении, нашли свое подтверждение; разработать СУОТ в месячный срок не представляется возможным, в настоящее время устанавливаются организации, с помощью которых будет разработан СУОТ (л.д. 9).

Таким образом, исходя из вышеизложенного, оценив представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что неисполнение требований действующего трудового законодательства нарушает права лиц, работающих в администрации.

Отсутствие действующего положения о системе управления охраной труда расценивается как нарушение государственных нормативных требований охраны труда, в связи с чем исковые требования Боковского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199, 206, 209 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.

2-507/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Боковский межрайонный прокурор Ростовской области
Ответчики
Администрация муниципального образования "Чирское сельское поселение" Советского района Ростовской области
Суд
Обливский районный суд Ростовской области
Судья
Устинова Светлана Геннадьевна
Дело на сайте суда
oblivsky.ros.sudrf.ru
26.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.12.2021Передача материалов судье
02.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2021Подготовка дела (собеседование)
14.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2021Судебное заседание
27.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее