Дело № 2-507/2021
УИД: 61RS0046-01-2021-001082-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2021 года ст. Советская Ростовской области
Обливский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Устиновой С.Г. единолично,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Чекина А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свинцовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Боковского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования «Чирское сельское поселение» Советского района Ростовской области об обязании разработать и утвердить положение о системе управления охраной труда,
УСТАНОВИЛ:
Боковский межрайонный прокурор обратился в суд с названным иском в интересах неопределенного круга лиц, указав, что межрайонной прокуратурой проведена исполнения требований трудового законодательства. В нарушение требований ст. 212 ТК РФ, п. 7 и п. 9 приказа № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» в администрации Черского сельского поселения не разработана и не утверждена политика в области охраны труда, не разработано и не утверждено положение о системе управления охраной труда. По результатам проверки межрайонным прокурором в адрес главы администрации Чирского сельского поселения Советского района Ростовской области внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства. Представление межрайонного прокурора не удовлетворено. В связи с неисполнением обязанности по разработке и утверждению СУОТ нарушаются права и законные интересы сотрудников администрации, индивидуализировать круг которых не представляется возможным, ввиду непостоянности и персональной изменчивости кадров. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд: возложить на администрацию муниципального образования «Чирское сельское поселение» Советского района Ростовской области обязанность по разработке положения и системе управления охраной труда с привлечением сторонних организаций и специалистов, которое утвердить приказом с учетом мнения работников в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Чекин А.В. исковые требования поддержал на основании доводов, изложенных в иске.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Чирское сельское поселение» Советского района Ростовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, об уважительности причин неявки сведений в суд не представил, в связи с чем дело в его отсутствие рассмотрено в силу ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, оценив доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Боковским межрайонным прокурором заявлено требование об обязании администрации сельского поселения выполнить мероприятия, направленные на устранение требований законодательства в сфере охраны труда.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно ст. 419 ТК РФ, лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными ФЗ, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке установленном ФЗ.
Согласно ст. 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели – физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных трудовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены данным Кодексом и иными Федеральными законами.
В силу ст. 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии с нормами ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В числе прочего работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.
Система управления охраной труда – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 209 ТК РФ).
В соответствии с п. 1 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 19.08.2016 года № 438н, Типовое положение о системе управления охраной труда разработано в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ), разработки положения о СУОТ, содержит типовую структуру и основные положения о СУОТ.
Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.
СУОТ представляет собой единство:
а) организационных структур управления работодателя с фиксированными обязанностями его должностных лиц;
б) процедур и порядков функционирования СУОТ, включая планирование и реализацию мероприятий по улучшению условий труда и организации работ по охране труда;
в) устанавливающей (локальные нормативные акты работодателя) и фиксирующей (журналы, акты, записи) документации.
Основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение о СУОТ утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии).
В положение о СУОТ с учетом специфики деятельности работодателя включается, в том числе, и политика работодателя в области охраны труда.
Политика работодателя в области охраны труда (далее - Политика по охране труда) является публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.
Согласно п. 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
В соответствии с п. 33 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.08.2016 года № 438н с целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает (определяет) порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками: а) выявление опасностей; б) оценка уровней профессиональных рисков; в) снижение уровней профессиональных рисков.
Пункт 7 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.08.2016 года № 438н прямо устанавливает, что основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение о СУОТ утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии).
При таких данных, работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда, а для этого ему необходимо разработать положение о системе управления охраной труда. При разработке такого положения работодатель может руководствоваться Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным Приказом Минтруда России от 19.08.2016 года № 438н.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что Боковской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований трудового законодательства в администрации Чирского сельского поселения Советского района Ростовской области. По результатам указанной проверки установлено, что в администрации не разработана и не утверждена политика в области охраны труда, не разработано и не утверждено положение о системе управления охраной труда, чем грубо нарушены трудовые права работников администрации. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 15.11.2021 года (л.д. 7-8).
Выявленные обстоятельства стали основанием для внесения 15.11.2021 года в адрес главы администрации Чрского сельского поселения представления об устранения нарушений норм трудового законодательства в месячный срок со дня внесения представления (л.д. 4-6).
В ответ на представление 22.11.2021 года главой администрации Чирского сельского поселения дан ответ, что нарушения, указанные в представлении, нашли свое подтверждение; разработать СУОТ в месячный срок не представляется возможным, в настоящее время устанавливаются организации, с помощью которых будет разработан СУОТ (л.д. 9).
Таким образом, исходя из вышеизложенного, оценив представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что неисполнение требований действующего трудового законодательства нарушает права лиц, работающих в администрации.
Отсутствие действующего положения о системе управления охраной труда расценивается как нарушение государственных нормативных требований охраны труда, в связи с чем исковые требования Боковского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199, 206, 209 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.