Судья Коневец С.А. | Дело № 2-212/2023 | стр.148 г/п 0 руб. |
Докладчик Ферина Л.Г. | № 33-5216/2023 | 22 августа 2023 года |
УИД 29RS0026-01-2023-000238-13 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Мананниковой Т.А.,
судей Рудь Т.Н., Фериной Л.Г.,
при секретаре судебного заседания Тюрлевой Е.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 22 августа 2023 года гражданское дело № 2-212/2023 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию Холмогорского муниципального округа «Холмогорская водоочистка», администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства,
по апелляционной жалобе ответчика администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области на решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 5 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Фериной Л.Г., судебная коллегия
установила:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее -Управление Роспотребнадзора по Архангельской области) в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию Холмогорского муниципального округа «Холмогорская водоочистка» (далее – МУП «Холмогорская водоочистка»), администрации Холмогорского муниципального округа о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства.
В обоснование требований указано, что в нарушение п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водозаборных скважин: <данные изъяты> в Холмогорском районе Архангельской области осуществляется в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Просит обязать муниципальное унитарное предприятие Холмогорского муниципального округа «Холмогорская водоочистка»:
- получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов – водозаборных скважин: <данные изъяты> в Холмогорском районе Архангельской области, используемых в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей в д. Копачево, д. Пятково, д. Ступино, д. Орлецы Холмогорского района Архангельской области, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта – в срок до 01 декабря 2023 года;
- прекратить подачу питьевой воды населению и иным потребителям д. Копачево, д. Пятково, д. Ступино, д. Орлецы Холмогорского района Архангельской области из водозаборных скважин: <данные изъяты> в Холмогорском районе Архангельской области, с 01 декабря 2023 года до получения санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования указанных водных объектов в целях питьевого водоснабжения.
Также просит обязать администрацию Холмогорского муниципального округа Архангельской области организовать обеспечение населения и иных потребителей в д. Копачево, д. Пятково, д. Ступино, д. Орлецы Холмогорского района Архангельской области питьевой водой, соответствующей п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», из водоисточников, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, на период запрета использования водозаборных скважин: <данные изъяты> в Холмогорском районе Архангельской области.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика МУП «Холмогорская водоочистка» в судебном заседании с заявленными требованиями согласился.
Ответчик администрация Холмогорского муниципального округа Архангельской области с иском не согласилась.
Рассмотрев дело, суд постановил решение, которым исковые требования Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию Холмогорского муниципального округа «Холмогорская водоочистка», администрации Холмогорского муниципального округа, о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства удовлетворил.
Обязал муниципальное унитарное предприятие Холмогорского муниципального округа «Холмогорская водоочистка» получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов – водозаборных скважин: <данные изъяты> в Холмогорском районе Архангельской области, используемых в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей в д. Копачево, д. Пятково, д. Ступино, д. Орлецы Холмогорского района Архангельской области, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта – в срок до 01 декабря 2023 года.
Обязал муниципальное унитарное предприятие Холмогорского муниципального округа «Холмогорская водоочистка» прекратить подачу питьевой воды населению и иным потребителям д. Копачево, д. Пятково, д. Ступино, д. Орлецы Холмогорского района Архангельской области из водозаборных скважин: <данные изъяты> в Холмогорском районе Архангельской области, с 01 декабря 2023 года до получения санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования указанных водных объектов в целях питьевого водоснабжения.
Обязал администрацию Холмогорского муниципального округа Архангельской области организовать обеспечение населения и иных потребителей в д. Копачево, д. Пятково, д. Ступино, д. Орлецы Холмогорского района Архангельской области питьевой водой, соответствующей п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», из водоисточников, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, на период запрета использования водозаборных скважин: <данные изъяты> в Холмогорском районе Архангельской области.
Взыскал с муниципального унитарного предприятия Холмогорского муниципального округа «Холмогорская водоочистка» в доход бюджета муниципального округа государственную пошлину в размере 300 руб.
Не согласившись с указанным решением, глава Администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области Волосатов П.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый акт, которым в удовлетворении иска в части требований об обязании МУП «Холмогорская водоочистка» прекратить подачу питьевой воды населению и иным потребителям д. Копачево, д. Пятково, д. Ступино, д. Орлецы Холмогорского района Архангельской области из водозаборных скважин: <данные изъяты> в Холмогорском районе Архангельской области, с 01 декабря 2023 года до получения санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования указанных водных объектов в целях питьевого водоснабжения отказать, производство по иску в части требований к Администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области прекратить.
В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на положения ст. 21 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 115 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, указывает, что отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения не является основанием для отключения водоснабжения. Полагает, что юридически значимым являлось установление совокупности обстоятельств, являющихся достаточными для прекращения подачи питьевой воды населению, что судом не было сделано. Ссылается на нарушение норм процессуального права, наличие решения Холмогорского районного суда Архангельской области от 23 января 2017 года № 2-44/2017, тождественность предмета иска по настоящему делу и по делу № 2-44/2017. Отмечает, что д. Копачево, д. Пятково, д. Ступино ранее входили в границы муниципального образования «Матигорское».
В возражениях на доводы жалобы истец Управление Роспотребнадзора по Архангельской области с доводами апелляционной жалобы не соглашается.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился представитель истца Никитин А.В., другие лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Оснований для отложения разбирательства дела, предусмотренных статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на них, выслушав представителя истца Никитина А.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, водоснабжение д. Копачево, д. Пятково, д. Ступино, д. Орлецы Холмогорского района Архангельской области осуществляется из скважин, расположенных в указанных населенных пунктах: <данные изъяты>.
Санитарно-эпидемиологические заключения на использование данных объектов (скважин) в целях питьевого водоснабжения организацией МУП «Холмогорская водоочистка», эксплуатирующей водозаборные скважины, не получены.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», Административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 05 ноября 2020 года № 747, пришел к выводу о возложении на МУП «Холмогорская водоочистка» обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водных объектов в целях питьевого водоснабжения, определив срок для исполнения решения суда до 01 декабря 2023 года. Исходя из удовлетворения требований о возложении обязанности предприятия получить санитарно-эпидемиологическое заключение, суд первой инстанции счел подлежащими удовлетворению как взаимосвязанное, требование об обязании МУП «Холмогорская водоочистка» прекратить подачу питьевой воды населению и иным потребителям д. Копачево, д. Пятково, д. Ступино, д. Орлецы Холмогорского района Архангельской области из водозаборных скважин: <данные изъяты> в Холмогорском районе Архангельской области после 01 декабря 2023 года и на период запрета использования указанных водозаборных скважин, возложив на администрацию округа обязанность обеспечить население и иных потребителей питьевой водой, соответствующей п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», из водоисточников, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, на период запрета использования указанных водозаборных скважин.
Решение в части удовлетворения требования о возложении обязанности на МУП «Холмогорская водоочистка» получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водных объектов сторонами не обжалуется. Оснований для проверки законности и обоснованности решения в данной части судебная коллегия не усматривает.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии оснований для прекращения подачи питьевой воды населению и иным потребителям из водозаборных скважин: <данные изъяты> в Холмогорском районе Архангельской области после 01 декабря 2023 года и для обеспечения населения и иных потребителей питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН, на период запрета использования водозаборных скважин, то есть на будущее время.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ч. 1 ст. 23 которого обязывает организацию, осуществляющую холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
В соответствии с ч. 3 ст. 21 вышеназванного Закона, организация, осуществляющая холодное водоснабжение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив об этом в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Пунктами 1 – 9 ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрены случаи, когда ресурсоснабжающая организация может прекратить или ограничить холодное водоснабжение. Указанный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Пунктом 1 ч. 3 ст. 21 указанного закона предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация может прекратить или ограничить холодное водоснабжение в случае получения предписания или соответствующего решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный экологический надзор, о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды, горячей воды, состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации.
Между тем материалами дела не подтверждается, что предприятию было предписано ограничить или прекратить водоснабжение. На отсутствие такого предписания указал также представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Положения пп. «в» п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, предписывает, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
Таким образом, у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска в части требований о возложении обязанности прекратить подачу воды при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения.
Более того, в силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; возмещения неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Исходя из вышеуказанных норм закона, право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии эффективного восстановления в правах посредством правосудия, судебная защита осуществляется тогда, когда законное право или интерес гражданина нарушены, либо оспорены.
Следовательно, предъявление иска, с учетом характера нарушения права, должно иметь своей целью реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Как следует из материалов дела, истец просит возложить на предприятие обязанность прекратить подачу воды, а на администрацию округа – организовать обеспечение питьевой водой с момента окончания срока, установленного для получения санитарно-эпидемиологического заключения, то есть по существу его доводы сводятся к возможному неисполнению указанных обязанностей на будущее время, и носят предположительный характер. При этом в силу ст. 12 ГК РФ защите подлежат нарушенные права, а защита прав, которые возможно могут быть нарушены в будущем, законом не предусмотрена.
С учетом приведенных обстоятельств, в интересах законности, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части требований Управления Роспотребнадзора о возложении обязанности прекратить подачу питьевой воды населению и иным потребителям из водозаборных скважин: <данные изъяты> в Холмогорском районе Архангельской области, к администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности организовать обеспечение населения и иных потребителей указанных территории питьевой водой, соответствующей требованиям санитарных норм и правил, на период запрета использования водозаборных скважин, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований.
Оснований для прекращения производства по делу в отношении администрации округа судебная коллегия не усматривает, поскольку возложение обязанности на администрацию по организации обеспечения населения питьевой водой территорий обуславливалась истцом иной причиной (отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений). Предмет и основание настоящего иска не являлись тождественным ранее рассмотренным спорам.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 5 мая 2023 года отменить в части, принять по делу новое решение, которым исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию Холмогорского муниципального округа «Холмогорская водоочистка» удовлетворить частично.
Обязать муниципальное унитарное предприятие Холмогорского муниципального округа «Холмогорская водоочистка» получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов – водозаборных скважин: <данные изъяты> в Холмогорском районе Архангельской области, используемых в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей в д. Копачево, д. Пятково, д. Ступино, д. Орлецы Холмогорского района Архангельской области, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта – в срок до 01 декабря 2023 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию Холмогорского муниципального округа «Холмогорская водоочистка», в иске к администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия Холмогорского муниципального округа «Холмогорская водоочистка» в доход бюджета муниципального округа государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.
Председательствующий Т.А. Мананникова
Судьи Т.Н. Рудь
Л.Г. Ферина