Судья Морокова О.В. Дело № 33-2767/2018 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Архаровой Л.В., Захваткина И.В.,
при секретаре Сметаниной Е.Ф.,
рассмотрела в судебном заседании 14 мая 2018 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» на решение Прилузского районного суда Республики Коми от 20 марта 2018 года, которым
удовлетворено исковое заявление Безносикова ИИ к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» о признании решения незаконным, предоставлении субсидии.
Отменено уведомление Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» № 03 от 01 марта 2018 года об отказе Безносикову ИИ в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Обязано Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» предоставить Безносикову ИИ субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту пребывания с 01 марта 2018 года.
Заслушав доклад судьи Захваткина И.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Безносиков И.И. обратился в суд с иском к ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» об обязании предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЖКУ).
В обоснование иска указано, что при обращении к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг получил отказ по причине отсутствия постоянной регистрации по месту жительства в этом жилом помещении.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик выражает несогласие с принятым по делу решением, указывая на его незаконность и необоснованность.
Стороны в суде апелляционной инстанции участия не принимали. В связи с надлежащим извещением, принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Из материалов дела следует, что Безносиков И.И. является нанимателем жилого помещения – <Адрес обезличен>, находящегося в муниципальной собственности.
Жилое помещение предоставлено истцу на основании договора коммерческого найма жилого помещения № 35 от 08.09.2017, заключенного с администрацией СП «Объячево». В указанной квартире Безносиков И.И. зарегистрирован по месту пребывания с 13.09.2017г. по 08.09.2018г.
На основании уведомления № 03 от 01.03.2018 года учреждением принято решение об отказе Безносикову И.И. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с отсутствием регистрации по месту жительства.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, исходил из того, что Жилищный кодекс РФ, Правила на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761, и Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные Минстроем России № 1037/пр, Минтруда России № 857 от 30.12.2016, прямо предусматривают предоставление гражданам, входящим в определенные законом категории, субсидии для оплаты жилого помещения, в котором они постоянно проживают.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определен Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761.
В соответствии с пунктом 2 данных Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.
В силу подпункта «а» пункта 8 указанных Правил, для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением в том числе копий документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Регистрация лица по месту жительства или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о том, является ли место жительства, где гражданин не зарегистрирован – его местом жительства постоянным или временным, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Положения Жилищного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» предусматривают предоставление субсидии гражданам, имеющим на нее право, для оплаты жилого помещения, в котором они постоянно проживают и пользуются им.
Таким образом, из приведенных норм следует, что право на получение субсидии связывается с местом постоянного жительства, а регистрация в нем является лишь одним из доказательств данного факта.
При этом суд верно исходил из того, что временная регистрация истца по месту жительства, которое судом по адресу <Адрес обезличен> определено как его постоянное место жительства, не препятствует в праве получить субсидию.
Доводы ответчика о том, что спорная субсидия не может быть предоставлена по жилому помещению, в котором гражданин не зарегистрирован по месту постоянного жительства подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании приведенных норм материального права.
Указанные нормативные акты право на получение субсидии связывает не с фактом наличия регистрации именно по месту жительства гражданина в соответствии с Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а с фактом проживания по месту жительства, под которым в силу статьи 20 ГК РФ понимается место жительства, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, и в котором гражданин может быть зарегистрирован, в том числе временно.
В этой связи, по этим же основаниям, необоснованны ссылки ответчика на Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные Минстроем России № 1037/пр, Минтруда России № 857 от 30.12.2016 в которых указано о том, что возможность предоставления субсидий гражданам по месту их временного пребывания не предусмотрена.
Суд установил, что истец не проживает по адресу регистрации по месту жительства - <Адрес обезличен>.
В соответствии с актом материально-бытового обследования условий одиноко проживающего гражданина от 13.11.2013, Безносиков И.И. <Дата обезличена>., инвалид ..., проживает один, нуждается в предоставлении жилья в Доме ветеранов в связи с трудностями заготовки дров, колодец находится далеко от дома; в зимнее время дорога очищается не постоянно; ближайшие магазин, почта, ФАП расположены в 10 км от дома, своего транспорта у Безносикова И.И. нет, рейсовый автобус ходит 2 раза в неделю.
Жилое помещение, предоставленное истцу по договору коммерческого найма, находящееся в муниципальной собственности, подпадает под понятие «место жительства», поскольку является для истца его местом постоянного жительства, которым он пользуется и несет расходы по его содержанию, а также имеет регистрацию в нем по месту пребывания.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение выводы суда и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку они основаны на ином толковании норм материального права, примененных судом при разрешении настоящего дела.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Прилузского районного суда Республики Коми от 20 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района»- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи