Дело № 2 – 164/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 апреля 2016 года с. Яренск
Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Мининой Н.В.,
при секретаре Якубовой Я.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Яренск материалы дела по иску Тороховой П. Н. к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отдел социальной защиты по Ленскому району» о предоставлении благоустроенного жилого помещения, к администрации муниципального образования «Сафроновское» об обязании провести обследование жилого помещения, выдать акт обследования квартиры и предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
установил:
Торохова П.Н. обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отдел социальной защиты по Ленскому району» (далее – ГКУ АО ОСЦН) о предоставлении благоустроенного жилого помещения, к администрации муниципального образования «Сафроновское» об обязании провести обследование жилого помещения, выдать акт обследования квартиры и предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование иска указала, что она является ветераном войны по категории «бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны». В её собственности имеется трехкомнатная квартира, общей площадью 49,8 кв.м. Данное жилое помещение является неблагоустроенным, построено в 1971 году, процент износа составлял 35%. В жилом помещении зарегистрирован также её сын Ш _____.__г ГКУ АО ОСЗН уведомило её о переводе из списка пользующихся первоочередным правом улучшения жилищных условий в список пользующихся общеочередным правом улучшения жилищных условий. Летом 2015 года комиссией было проведено обследование квартиры, однако акта обследования ей не вручили. Полагает, что незаконно была переведена в общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считает незаконным бездействие администрации МО «Сафроновское» по предоставлению ей во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, оформлению акта обследования квартиры.
На основании изложенного, просит возложить обязанность на администрацию МО «Сафроновское» провести обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и выдать акт обследования квартиры, обязать предоставить благоустроенное жилое помещение на состав семьи два человека по договору социального найма в <адрес>; возложить обязанность на ГКУ АО «Отдел социальной защиты населения Ленского района» предоставить благоустроенное жилое помещение за счет средств федерального бюджета на состав семьи два человека по договору социального найма в <адрес>.
В ходе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования «Ленский муниципальный район», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, межведомственная комиссия администрации МО «Ленский муниципальный район», созданная для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; принято уточнение иска Тороховой П.Н. к администрации муниципального образования «Ленский муниципальный район» об обязании провести обследование жилого помещения и выдать акт обследования <адрес> в <адрес>, о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отдел социальной защиты по Ленскому району» о предоставлении благоустроенного жилого помещения на состав семьи 2 человека в пределах МО «Сафроновское» в <адрес>, к администрации муниципального образования «Сафроновское» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, взыскании с ответчиков судебных расходов.
Истец Торохова П.Н., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась.
Представитель истца Удоратин А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика администрации МО «Сафроновское» Чукичева И.Е. с иском Тороховой П.Н. не согласна, просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика администрации МО «Ленский муниципальный район» Кокшаров А.В. в судебном заседании исковые требования Тороховой П.Н. не признал, просит в удовлетворении иска отказать. В судебном заседании указал, что истец в администрацию МО «Ленский муниципальный район» по вопросу обследования принадлежащего ей жилого помещения не обращалась; решение вопроса о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду. Полагает, что предоставление жилого помещения гражданам в соответствии с Федеральным законом от _____.__г № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от _____.__г №__ не входит в компетенцию органов местного самоуправления. Просит в удовлетворении иска Тороховой П.Н. отказать.
Представитель ответчика ГКУ АО «Отдел социальной защиты по Ленскому району» Семашко Т.Б. с иском Тороховой П.Н. не согласна. В отзыве на исковое заявление указала, что Федеральный закон от _____.__г № 5-ФЗ «О ветеранах»; «Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», утвержденный Постановлением Администрации Архангельской области от 02.04.2007 года № 58-па, не предусматривают обеспечение жильем несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. Просит в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - межведомственная комиссия администрации МО «Ленский муниципальный район», созданная для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя не направила.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец Торохова П.Н. относится к категории лиц «бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны», имеет право на льготы и преимущества, установленные для данной категории граждан, ей выдано соответствующее удостоверение серии РА №__ (л.д. 7).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от _____.__г, Тороховой П.Н. на праве собственности принадлежит трехкомнатная квартира, общей площадью 49,8 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, основание – договор на передачу квартиры в собственность №__, заключенный с БТИ МО «Ленский район» _____.__г (л.д. 8).
Распоряжением МО «Сафроновское» от _____.__г №__ Торохова П.Н. принята на учет в очередь в качестве нуждающихся в жилых помещениях в первоочередном порядке (бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, состав семьи 1 человек).
Письмом администрации МО «Сафроновское» от _____.__г №__ Тороховой П.Н. сообщено о том, что администрация МО «Сафроновское» перевела Торохову П.Н. из списка, пользующихся первоочередным правом на улучшение жилищных условий в общий список (л.д.14-15).
Из сообщения администрации МО «Сафроновское» следует, что Торохова П.Н. состоит в очереди в качестве нуждающихся в жилых помещениях в общем порядке под номером 56, дата постановки на учет _____.__г.
В соответствии с п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Приведенная норма приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Указанным нормативным актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных лиц, перечисленных в нем. При этом в данный перечень такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена.
Приравнивание бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, по предоставляемому перечню ежемесячных денежных выплат, мер социальной поддержки и льгот к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714, поскольку на данную категорию лиц его действие не распространяется, а Федеральный закон «О ветеранах» не содержит указаний о внеочередном порядке предоставления жилых помещений данной категории граждан.
Не содержит положений о внеочередном предоставлении мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем и утвержденный Постановлением администрации Архангельской области № 58-па от 02 апреля 2007 года Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на который сослался суд первой инстанции.
Названный Порядок, напротив, устанавливает положения о предоставлении таких мер социальной поддержки в порядке очередности.
Из материалов дела следует, что истец Торохова П.Н. относится к категории лиц «бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны», состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в порядке общей очередности.
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства и приведенные нормы закона, право Тороховой П.Н. на получение установленных законом мер социальной поддержки по обеспечению жильем подлежит реализации в порядке очередности. Её доводы о праве на внеочередное предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
Относительно требований Тороховой П.Н. к администрации муниципального образования «Ленский муниципальный район» об обязании провести обследование жилого помещения и выдать акт обследования квартиры, о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, к администрации муниципального образования «Сафроновское» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть пригодным для постоянного проживания граждан. Пригодным для постоянного проживания жилым помещением признается жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 84 и п. 1, 3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются в судебном порядке из жилых помещений предоставленных по договорам социального найма с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания и дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Согласно ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Как указал представитель ответчика Кокшарова А.В., Торохова П.Н. в администрацию МО «Ленский муниципальный район» по вопросу о проведении обследования принадлежащего ей жилого помещения не обращалась. Доказательств обратного истцом в суд не представлено.
Свидетель Н, дочь истца, в судебном заседании показала, что с заявлением о проведении обследования принадлежащей Тороховой П.Н. квартиры в администрацию МО «Сафроновское», администрацию МО «Ленский муниципальный район» она и Торохова П.Н. не обращались.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, согласно пункту 7 которого оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
На основании постановления администрации МО «Ленский муниципальный район» от 19 февраля 2016 года № 98 создана межведомственная комиссия по оценке помещений многоквартирных домов на территориях сельских поселений МО «Ленский муниципальный район».
Вместе с тем, из материалов дела следует, что Торохова П.Н. не обращалась в администрацию МО «Сафроновское», ни в администрацию МО «Ленский муниципальный район» по вопросу проведения обследования принадлежащего ей жилья.
Торохова П.Н. вправе обратиться в установленном порядке с заявлением к межведомственной жилищной комиссии администрации МО «Ленский муниципальный район» о проведении обследования жилого помещения - <адрес> в <адрес>, чего истцом сделано не было.
В соответствии с Законом Архангельской области от 20 июня 2014 года № 157-9-ОЗ «О внесении дополнения в областной закон «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» с 27 мая 2014 года до 31 декабря 2015 года включительно, за сельскими поселениями Архангельской области закреплялись вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 - 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22 - 24, 26, 27, 31, 32, 33.1 - 34, 36 - 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанная редакция закона действовала до 31 декабря 2015 года включительно.
Таким образом, с 01 января 2016 года полномочия муниципального образования «Сафроновское» по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством в границах поселения должны осуществляться органами местного самоуправления муниципального образования «Ленский муниципальный район».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований Тороховой П.Н. к администрации МО «Сафроновское» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку судом не установлено правовых оснований для удовлетворения исковых требований Тороховой П.Н., требования о взыскании с ответчиков судебных расходов удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Тороховой П.Н. к администрации муниципального образования «Ленский муниципальный район» об обязании провести обследование жилого помещения и выдать акт обследования <адрес> в <адрес>, о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, к государственному казенному учреждению <адрес> «Отдел социальной защиты по Ленскому району» о предоставлении благоустроенного жилого помещения на состав семьи 2 человека в пределах МО «Сафроновское» в <адрес>, к администрации муниципального образования «Сафроновское» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, взыскании с ответчиков судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Вилегодский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 22 апреля 2016 года.
Председательствующий подпись Н.В. Минина