№2-373/2023
УИД: 04RS0004-01-2023-000363-71
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2023 года г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Семеновой А.Ю., при секретаре Бадмаевой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования сельское поселение «Селендума» к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия, Гончаровой ФИО12, Панфиловой ФИО11, Брылевой ФИО13, Гончаровой ФИО30 о прекращении права собственности на невостребованную земельную долю, признании права муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО СП «Селендума» обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просит прекратить право собственности на невостребованную земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения Гончарова А.М., общей площадью 38,9 га, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: Республика Бурятия, Селенгинский район, сельское поселение Селендума, тер Местность СКХ Селенгинское, уч.1; признать право собственности МО СП «Селендума» на невостребованную земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения Гончаова А.М., общей площадью 38,9 га (1/593 доли), с кадастровым номером №, расположенную по адресу: Республика Бурятия, Селенгинский район, сельское поселение Селендума, тер Местность СКХ Селенгинское, №
Исковые требования мотивированы тем, что администрация МО СП «Селендума» передала полномочия по работе с невостребованными земельными долями администрации МО «Селенгинский район». В результате проведенной инвентаризации участков общей долевой собственности СКХ «Селенгинское» составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Список опубликован в газете «Бурятия» от 22.05.2012, размещен на информационных щитах на территории сельского поселения. В течение установленного срока до даты проведения собрания участников общей долевой собственности, а также на самом собрании возражений от лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, а также от возможных наследников умершего гражданина не поступали. Администрация МО «Селенгинский район» постановлением от 21.03.2013 № 238 утвердила список невостребованных земельных долей.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Гончарова Е.А., Панфилова ФИО14., Брылева ФИО15., Гончарова ФИО16
В судебное заседание лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, не явились. В исковом заявлении представитель истца Чижова Е.В. просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ответчик Гончарова ФИО17 в письменном заявлении иск не признала, поскольку намерена оформить наследственная права на земельную долю.
Суд, руководствуясь статьями 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных о времени и месте судебного заседания, в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий.
Порядок признания земельных долей невостребованными, признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли определен Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с указанным порядком орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка формирует список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и (или) земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными (пункт 3 статьи 12.1 Закона).
Указанный список опубликовывается органом местного самоуправления в средствах массовой информации, при наличии официального сайта размещается и в сети «Интернет», а также на информационных щитах не менее чем за три месяца до созыва общего собрания (пункт 4 статьи 12.1 Закона).
Список невостребованных земельных долей представляется на утверждение общего собрания участников долевой собственности (пункт 5 статьи 12.1 Закона).
Впоследствии орган местного самоуправления опубликовывает в средствах массовой информации, а также размещает на информационных щитах не менее чем за 40 дней до дня проведения собрания сообщение о его проведении с указанием повестки дня (пункт 2 и 3 статьи 14.1 Закона).
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, утверждает такой список самостоятельно (пункт 7 статьи 12.1 Закона).
Согласно статье 19.3 Закона орган местного самоуправления поселения или муниципального, городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе до 1 января 2025 года обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными в порядке, установленном статьей 12.1 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 12.2 Закона наследование земельных долей, в том числе земельных долей, являющихся выморочным имуществом, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Селенгинской районной администрации от 01.07.1992 №177 «О перерегистрации совхоза «Селенгинский» в совместное крестьянское хозяйство «Селенгинское» утвержден список пайщиков колхоза «Селенгинское», в который вошел Гончаров ФИО21. Согласно справке главы администрации МО СП «Селендума» Гончаров ФИО19 и Гончаров ФИО18 одно и то же лицо.
Согласно справке о смерти Гончаров ФИО20. умер 20.07.2010.
В обоснование заявленных требований, администрация ссылается на то, что земельная доля умершего лица является выморочным имуществом в силу пункта 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации и как невостребованная подлежит передаче в муниципальную собственность с прекращением права собственности лица, которому выделялась.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Из сообщения нотариусов Селенгинского нотариального округа Республики Бурятия следует, что наследственное дело к имуществу умершего ФИО2 не открывалось, наследственные права не заявлялись.
Вместе с тем, в силу пункта 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как разъяснено в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав.
Из материалов дела следует, что на момент смерти Гончаров ФИО22. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: Республика Бурятия, Селенгинский район, с.Селендума, ул.Советская, № совместно с дочерью Гончаровой ФИО23 которая в силу положений статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации является наследником первой очереди по закону, и, как следует из письменного заявления, намерена обратиться с заявлением о защите своих наследственных прав.
Согласно пункту 4 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В абзаце 4 пункта 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» также разъяснено, что в целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежащего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
Поскольку доказательств того, что наследником Гончарова ФИО24 проживавшим совместно с наследодателем на день его смерти, фактически наследство не принималось, суду в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, равно как и доказательств того, что наследники не имеют право наследовать или отстранены от принятия наследства, требования о прекращении права собственности на земельную долю Гончарова ФИО25. и признании права собственности на невостребованную земельную долю за муниципальным образованием удовлетворены быть не могут.
Руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска администрации МО СП «Селендума» к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия, Гончаровой ФИО29, Панфиловой ФИО28, Брылевой ФИО27, Гончаровой ФИО26 о прекращении права собственности на невостребованную земельную долю, признании права муниципальной собственности отказать.
Ответчик вправе подать в Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Семенова А.Ю.
Решение в окончательной форме принято 04.05.2023.