Дело № 2-3541/2022
УИД 35RS0010-01-2022-002557-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда | 31 мая 2022 года |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Думовой Е.Н., при секретаре Гурьевой С.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рябининой Т. А. к Администрации города Вологды о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности,
установил:
распоряжением начальника Департамента имущественных отношений администрации города Вологды от 30.12.2020 № (далее – распоряжение) Рябининой Т.А. отказано в принятии на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма со ссылкой на отсутствие регистрации по месту жительства в городе Вологде.
14.02.2022, считая свои права нарушенными, Рябинина Т.А. обратилась в Вологодский городской суд Вологодской области с иском к администрации города Вологды (далее – администрация) о возложении обязанности. Ссылаясь на отсутствие регистрации по месту жительства с июня 2018 года, нуждаемость в жилье, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) просила признать распоряжение незаконным; возложить на администрацию обязанность принять ее на учет в качестве нуждающихся в помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В судебном заседании истец Рябинина Т.А. иск поддержала по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснила, что на протяжении последних 5 лет проживает в доме <адрес>, но регистрации по месту жительства не имеет. До июня 2018 года проживала и имела регистрацию в квартире сына, которую он продал.
Представитель ответчика администрации по доверенности Моисеева А.А. представила отзыв. Иск не признала. Указала, что на дату обращения с заявлением о принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилья истец не представил ни регистрации по месту жительства в городе Вологда, ни судебного акта об установлении факта проживания в этом населенном пункте.
Заслушав участников процесса, свидетеля ФИО1, показавшего, что Рябинина Т.А. проживает по указанному ей адресу около пяти лет, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
При этом суд учитывает, что ч. 1 - 3, 7 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений, поданных в указанный орган по месту своего жительства. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Необходимым условием для постановки гражданина на учет в порядке улучшения жилищных условий является также признание его малоимущим.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Основания признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определены ст. 51 ЖК РФ, в соответствии с которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии копией паспорта гражданина Российской Федерации серии №, выданного отделом Управления Федеральной миграционной службы России по Вологодской области ДД.ММ.ГГГГ, Рябинина Т.А. до 13.06.2018 имела регистрацию по месту жительства в квартире <адрес>. Согласно адресной справке группы адресно-справочной работы ОРГ УВМ УМВД России по Вологодской области по состоянию на 06.04.2022 зарегистрированной по месту жительства или месту пребывания по адресу: <адрес>, она не значится.
Рябинина Т.А. 01.12.2020 обратилась в администрацию с заявлением о принятии её на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, но распоряжением в его удовлетворении отказано в связи с тем, что Рябинина Т.А. не имеет регистрации по месту жительства в городе Вологде.
Суд не может согласиться с мнением органа местного самоуправления, так как факт проживания истца на территории муниципального образования «Город Вологда» подтверждается показаниями свидетеля; справками о назначении страховой пенсии по старости и социальной доплаты к пенсии от 15.05.2018 №, из которых следует, что указанные социальной выплаты назначены и выплачиваются ей в городе Вологде; справкой бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Вологодская городская поликлиника № 2 от 25.05.2002, согласно которой Рябинина Т.А. наблюдается в этом учреждении здравоохранения с 1983 года.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа в постановке истца на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по приведенному основанию (отсутствие регистрации по месту жительства в городе Вологде) не имелось, в связи с чем распоряжение является незаконным.
Доводы представителя ответчика о том, что при обращении в органы местного самоуправления истец не представил решение суда об установлении факта проживания в городе Вологда, суд не принимает во внимание, так как этот судебный акт у Рябининой Т.А. не требовался. В настоящее время это обстоятельство (факт проживания) входит в предмет доказывания по требованию о признании распоряжения незаконным и не подлежит рассмотрению как самостоятельное требование, так как в соответствии с гл. 28 ГПК РФ разрешается в порядке особого производства только при отсутствии спора о праве.
Поскольку других оснований для отказа Рябининой Т.А. в постановке на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не установлено, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность принять истца на этот учет.
Руководствуясь ст. 194-199, 320-321 ГПК РФ,
решил:
исковые требования Рябининой Т. А. к Администрации города Вологды о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологда от 30.12.2020 №, в части отказа в принятии Рябининой Т. А. на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Возложить на Администрацию города Вологда обязанность принять Рябинину Т. А. на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд, через Вологодский городской суд Вологодской области, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 07.06.2022.
Судья | Думова Е.Н. |