ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
дело № 2а-4809/2021
№ 33а-23012/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Уфа 22 декабря 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Куловой Г.Р.,
судей Ситник И.А. и Субхангулова А.Н.,
с участием прокурора Латыпова А.А.
при секретаре Ширшовой Э.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Регионального отделения Социалистической партии «Справедливая Россия – Патриоты – За Правду» в Республике Башкортостан к Территориальной избирательной комиссии Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, участковым избирательным комиссиям №№ 382, 387, 390, 391, 395, 398, 406, 407, 413 о защите избирательных прав и об отмене итогов голосования, по апелляционной жалобе Регионального отделения Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» на решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 02 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., объяснения представителя Регионального отделения Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» Беляева А.А., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя ТИК Советского района ГО г.Уфа Шаймухаметовой Л.Р., судебная коллегия
установила:
Региональное отделение Социалистической партии «Справедливая Россия – Патриоты – За Правду» в Республике Башкортостан обратилось в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Советского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, к участковым избирательным комиссиям №№ 382, 387, 390, 391, 395, 398, 406, 407, 413 о защите избирательных прав и об отмене итогов голосования.
В обоснование указало, что в ходе выборов с 17 по 19 сентября 2021 года по Советскому району г.Уфы Республики Башкортостан были выявлены многочисленные нарушения избирательного права, а именно: фальсификация 8 строки итогового протокола: «число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования», фальсификация промежуточных данных о явке в ГАС «Выборы» на 15:00 и 20:00 17 сентября и 18 сентября 2021 года, ограничение прав члена избирательной комиссии, нарушение принципа открытости и гласности работы комиссии, при опечатывании сейф-пакетов 17 и 18 сентября 2021 года были нарушены пункты 3.5, 3.7 Положения об особенностях голосования, установление итогов голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд, при подсчете голосов 19 и 20 сентября 2021 года были нарушены пункт 22 статьи 29, пункт 1 статьи 30, пункты 1, 5, 7, 9, 10, 25, 26, 29 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также были нарушены пункты 4.2 - 4.10 Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд, утвержденного Постановлением ЦИК России от 01 июля 2021 года №13/103-8. 14 августа 2021 года в г.Уфа состоялась Конференция Регионального отделения Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в Республике Башкортостан, решением которой досрочно прекращены полномочия Председателя Совета регионального отделения Игнатьева Ю.В., всех членов Совета регионального отделения и членов Контрольно-ревизионной комиссии Регионального отделения Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в Республике Башкортостан и избраны тайным голосованием сроком на два года Председатель Совета Регионального отделения, члены Совета Регионального отделения и члены Контрольно-ревизионной комиссии партии. К избранию на должность Председателя Совета регионального отделения партии в Республике Башкортостан был рекомендован Омаров Г.З., который единогласным решением участников Конференции от 14 августа 2021 года был утвержден в этой должности. Однако в органах налоговой службы не была проведена регистрация смены руководителя регионального отделения партии, по причине того, что в производстве Кировского районного суда г.Уфы находится дело №2а-8506/2021, в рамках которого были наложены меры предварительной защиты в виде приостановления регистрации изменений в сведениях о региональном отделении партии в Управлении Федеральной налоговой службы Республики Башкортостан. Члены территориальной избирательной комиссии Советского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан с правом совещательного голоса не были допущены к исполнению своих обязанностей соответствующими территориальными избирательными комиссиями, с указанием на то, что уже были назначены иные члены ТИК партии с правом совещательного голоса; при этом решения о назначении данных лиц в качестве членов ТИК с правом совещательного голоса были подписаны гражданином Игнатьевым Ю.В. Решения о назначении членов УИК и направления, подписанные Игнатьевым Ю.В., были сфальсифицированы, на документах стоит поддельная печать регионального отделения партии, так как к самой печати никто, кроме легитимного руководства Партии, доступа не имеет.
Административный истец просил суд признать незаконным бездействие Территориальной избирательной комиссии Советского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан в части недопуска для осуществления полномочий назначенного члена (с правом совещательного голоса) ТИК Советского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан от Социалистической партии «Справедливая Россия – Патриоты – За Правду»; признать незаконными отказы участковых избирательных комиссий №№ 382, 387, 395, 407 Советского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан в допуске для осуществления полномочий назначенных решениями Президиума Центрального совета Партии членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса ГО г.Уфа Республики Башкортостан, от Социалистической партии «Справедливая Россия – Патриоты – За Правду»; признать незаконными и отменить решения об итогах голосования участковых избирательных комиссий №№ 382, 387, 390, 391, 398, 406, 413 Советского района г.Уфы Республики Башкортостан.
Решением Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 02 ноября 2021 года постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Регионального отделения Социалистической партии «Справедливая Россия – Патриоты – За Правду» в Республике Башкортостан к Территориальной избирательной комиссии Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, к участковым избирательным комиссиям № 382, 387, 390, 391, 395, 398, 406, 407, 413 о защите избирательных прав и об отмене итогов голосования - отказать.
В апелляционной жалобе Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» просит решение отменить, считает его незаконным, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные доводам административного иска.
В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения надлежащим образом.
Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
Согласно пункта 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года №367 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года №4/28-8 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу: Республика Башкортостан - Уфимский одномандатный избирательный округ №3 возложены на Территориальную избирательную комиссию Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решением Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 21 сентября 2021 года №42/2-5 выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Республика Башкортостан – Уфимский одномандатный избирательный округ №3 признаны состоявшимися и результаты выборов – действительными.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Правоотношения по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации урегулированы также Федеральным законом от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении Конституционного Суда Федерации от 22 апреля 2013 года №8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав. В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.
Вместе с тем, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года №1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено. Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.
Таким образом, для удовлетворения требований административного истца могли служить только доказательства наличия таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей и эти нарушения не позволяли бы с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Административным истцом в обоснование заявленных требований указано на:
- жалобу члена УИК избирательного участка №413 с правом совещательного голоса Шайхутдинов А.Р. о несоответствии в акте о проведении голосования с использованием стационарного ящика для голосования и сейф-пакета количества избирателей, получивших избирательные бюллетени.
Решением ТИК Советского района ГО г.Уфа №106 от 29 сентября 2021 года жалоба Шайхутдинова А.Р. признана необоснованной.
- жалобу члена УИК избирательного участка №398 с правом совещательного голоса Урманшиной Н.Т. о нарушении порядка подсчета голосов избирателей, одновременном вскрытие сейф пакета и стационарного ящика.
Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка №398 от 20 сентября 2021 года №11 жалоба признана обоснованной, указано на то, что указанное нарушение не повлекло искажения данных голосования.
- жалобу члена УИК избирательного участка №406 с правом совещательного голоса Ихсанова И.Р. об отсутствии сведений в актах о проведении голосования с использованием стационарного ящика и сейф-пакета уникальных номеров.
Решением ТИК Советского района ГО г.Уфа от 23 сентября 2021 года №26/6-5жалоба Иксанова И.Р. признана необоснованной.
- жалобу члена УИК избирательного участка №391 с правом совещательного голоса Юмагулова М.А. о нарушении целостности индикаторной ленты на сайф-пакете.
Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка №391 от 18 сентября 2021 года №2 жалоба Юмагулова М.А. признана необоснованной.
- жалобу члена УИК избирательного участка №387 с правом совещательного голоса Шарипова Р.Р. об одновременном подсчете голосов несколькими членами комиссии, не оглашение результатов подсчета по спискам избирателей.
Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка №387 от 20 сентября 2021 года №2 жалоба Шарипова Р.Р. признана необоснованной.
- жалобу члена УИК избирательного участка №382 с правом совещательного голоса Фазлыева Ф.Ф. об отсутствии индикаторных лент на сейф-пакетах.
Решением УИК избирательного участка №382 от 19 сентября 2021 года №1 жалоба Фазлыева Ф.Ф. признана необоснованной.
Указанные решения заявителями не обжаловались.
Таким образом, административным истцом не представлено достоверных, допустимых доказательств нарушений избирательного законодательства, которые, по мнению административного истца, были допущены участковыми избирательными комиссиями и повлияли на достоверность итогов выборов. Не представлено допустимых и достоверных доказательств несоответствия данных строки 8 в итоговых протоколах №№1, 2 участковых избирательных комиссий №№390, 391 о количестве избирателей; о неправомерности перемещения бюллетеней в транспортном средстве с целью передачи в вышестоящую комиссию; нарушения порядка организации голосования, опечатывания сейф - пакетов, составления актов к указанным сейф-пакетам, подсчета бюллетеней, подведения итогов голосования, целостности индикаторных лент.
Также, административным истцом не представлены документы, подтверждающие полномочия на представление и защиту интересов Юмагулова М.А., Шарипова Р.Р., равно как не доказано, что указанные члены комиссии с правом совещательного голоса были назначены административным истцом или иным образом имели к нему отношения.
Довод об ограничениях прав административного истца в связи с не допуском членов комиссии с правом совещательного голоса в помещения участковых избирательных комиссий №№382, 387, 395, 407, в помещение Территориальной избирательной комиссии Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан не подтверждается достоверными доказательствами.
В соответствии с пунктом 20 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, со дня представления в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, списка кандидатов вправе назначить одного члена этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата, списка кандидатов - по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию. Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов) по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе назначить одного члена вышестоящей (по отношению к избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (кандидатов) избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Каждое избирательное объединение может назначить в избирательную комиссию не более одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ определено, что сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, отражаются в едином государственном реестре юридических лиц.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ установлено, что моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.
По смыслу статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №25 от 23 июня 2015 года «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», изменения сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, приобретают силу для третьих лиц в момент их внесения в единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно данным из единого государственного реестра юридических лиц, письма Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан, в период проведения выборов председателем Совета регионального отделения Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ–ПАТРИОТЫ–ЗА ПРАВДУ» в Республике Башкортостан являлся Игнатьев Юрий Викторович, соответственно, в действиях административных ответчиков не имеется незаконных действий (бездействия).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения от 14 декабря 1999 года №220-О, от 24 ноября 2005 года №508-О, от 15 апреля 2008 года №314-О-О, от 20 декабря 2016 года №2802-О и др.). Применительно к административному судопроизводству таким федеральным законом является Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
Рассматривая административные исковые заявления, суд должен исходить из необходимости обеспечения лицу судебной защиты только при наличии оснований полагать, что права и свободы, о защите которых просит данное лицо, ему принадлежат и что указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
Как следует, из административного искового заявления, в нем заявлены требования в защиту прав и законных интересов других граждан Российской Федерации (членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса), при этом у избирательного объединения отсутствуют полномочия для обращения в суд в интересах указанных лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска, поскольку его доводы не нашли своего подтверждения, нарушений прав и законных интересов административного истца не установлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 02 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального отделения Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Насырова Л.Р.