Решение по делу № 3а-21/2018 (3а-89/2017;) от 21.12.2017

Дело № <...>а-21/2018

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи            Цериградских И.В.

при секретаре                        Батура Н.С.

с участием прокурора                    Чердаковой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании <...> в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к С. А. сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании недействующим в части решения С. А. сельского поселения Омского муниципального района Омской области от <...> № <...> «Об утверждении новой редакции генерального плана А. сельского поселения Омского муниципального района Омской области»,

у с т а н о в и л:

Решением С. А. сельского поселения Омского муниципального района Омской области от <...> № <...> утверждена новая редакция генерального плана А. сельского поселения Омского муниципального района Омской области.

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании данного решения в части. В обоснование требований указало, что оспариваемым нормативным правовым актом в границы населенных пунктов А. сельского поселения Омского муниципального района Омской области включены лесные участки лесного фонда Усть-Заостровского участкового лесничества, урочище бывшее А. лесничество, а именно:

- в границы <...> в квартале 78 выдел 25 часть, выдел 26, выдел 33, в квартале 96 выдел 1 часть, в квартале 97 выдел 2;

-в границы д. Смирновка в квартале 68 выдел 72, в квартале 72 выдел 39;

- в границы <...> в квартале 95 выдел 7 часть, в квартале 97 выдел 3, выдел 7, выдел 91 часть, выдел 92, выдел 93, выдел 124 часть;

-в границы <...> в квартале 89 выдел 58, выдел 71, выдел 81, в квартале 97 выдел 10, выдел 11, выдел 96, выдел 125, выдел 126, в квартале 98 выдел 8, выдел 13, выделы 24, 25, 26, выдел 29 часть, выдел 30, выдел 33, в квартале 99 выдел 2, выдел 4.

Названные лесные участки на основании свидетельств о государственной регистрации права находятся в федеральной собственности.

Однако при издании оспариваемого решения согласование проекта генерального плана в части включения в границы населенного пункта вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом не обеспечено.

Ссылаясь на нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, а также положений Федерального закона от <...> № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Постановления Правительства Российской Федерации от <...> № <...> «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации», Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от <...> № <...> «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований», просит признать недействующим решение С. А. сельского поселения Омского муниципального района Омской области от <...> № <...> «Об утверждении новой редакции генерального плана А. сельского поселения Омского муниципального района Омской области» в части включения в границы А. сельского поселения Омского муниципального района Омской области перечисленных лесных участков лесного фонда (л.д. 4-9 том 1).

В судебном заседании представитель административного истца Сухих А.С. заявленные требования поддержал.

Представитель Главного управления лесного хозяйства Омской области Федоров Е.А. требования административного истца поддержал (письменный отзыв – л.д. 79-80 том 1).

Представители административного ответчика – С. А. сельского поселения Омского муниципального района Омской области Тодышев А.П., Иванова В.Ж. в судебном заседании против удовлетворения требований возражали, указав, что проект генерального плана был согласован с Министерством имущественных отношений Омской области, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области, Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, получено положительное заключение Правительства Омской области, что свидетельствует о соблюдении процедуры согласования, предусмотренной частью 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Проектом генерального плана в границы населенных пунктов включение земельных участков из земель лесного фонда не планировалось, поэтому не было необходимости в согласовании проекта с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Лесные участки, собственником которых является Российская Федерация, не обладают уникальными характеристиками, позволяющими определить их точные координаты на местности, следовательно, нарушений права собственности Российской Федерации действиями ответчика не имеется (письменный отзыв – л.д. 24-30 том 2).

Представитель заинтересованного лица - Администрации Омского муниципального района Омской области Доставалов С.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований (письменный отзыв – л.д. 11-16 том 2).

Представители заинтересованных лиц Федерального государственного бюджетного учреждения «Р.» в лице Омского филиала, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Управления Росреестра по Омской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «ФКП Россрестра» по Омской области в судебном заседании участия не принимали, о слушании дела извещены надлежащим образом (л.д. 40-45 том 2).

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Чердаковой Е.П., полагавшей требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 7 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от <...> № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ).

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений (пункт 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ предусмотрено, что утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения городского поселения.

Аналогичные положения предусмотрены в пункте 14 статьи 3 Устава А. сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее - Устав) (л.д. 99-132 том 1).

В соответствии с частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Представительным органом местного самоуправления А. сельского поселения Омского муниципального района Омской области является С. А. сельского поселения (статья 18 Устава).

По вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Омской области, Уставом, С. А. сельского поселения принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения (часть 1 статьи 42 Устава).

В целях реализации предоставленных полномочий С. А. сельского поселения Омского муниципального района Омской области <...> принял решение № <...> «Об утверждении новой редакции генерального плана А. сельского поселения Омского муниципального района Омской области», размещено на официальном интернет портале А. сельского поселения Омского муниципального района Омской области - http://asp55.ru/gradostroitelnaya-deyatelnost.

Таким образом, решение С. А. сельского поселения Омского муниципального района Омской области от <...> № <...> «Об утверждении новой редакции генерального плана А. сельского поселения Омского муниципального района Омской области» принято уполномоченным органом в пределах компетенции.

Доводы административного истца о том, что генеральный план А. сельского поселения Омского муниципального района Омской области не прошел согласования и принят с нарушением требований федерального законодательства судом проверены.

Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Нарушение установленного порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Особенности и порядок перевода земель из одной категории в другую регулируются нормами Федерального закона от <...> № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон от <...> № 172-ФЗ).

В силу пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от <...> № 172-ФЗ перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Подготовка и утверждение проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статей 9, 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

В соответствии с частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьи 25 настоящего кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случаях, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда (пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

На момент принятия оспариваемого решения такой порядок был утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от <...> № <...> «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований» (далее - Порядок).

Согласно пункту 2.1 Порядка уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе направляется органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в Министерство регионального развития Российской Федерации в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1.2 Порядка срок для согласования проекта документа территориального планирования исчисляется со дня поступления в органы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее - информационная система) и составляет 3 месяца в соответствии со статьями 21 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Результаты согласования проекта документа территориального планирования органами, указанными в пункте 2.1 настоящего Порядка, оформляются в виде заключения. Заключение содержит положения о согласии с представленным проектом документа территориального планирования или несогласии с таким проектом с обоснованием принятых решений (далее - заключение).

В случае неполучения органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в срок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, заключения проект документа территориального планирования считается согласованным (пункт 1.3. Порядка).

По правилам пункта 2.2 Порядка Министерство регионального развития Российской Федерации в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (далее - федеральные органы), о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе.

Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов.

При поступлении в Министерство регионального развития Российской Федерации хотя бы от одного федерального органа заключения о несогласии с проектом документа территориального планирования Министерство проводит согласительное совещание с представителями федеральных органов в целях выработки единой позиции по проекту документа территориального планирования (пункт 2.3 Порядка).

В случае если вопросы, содержащиеся в заключении о несогласии с проектом документа территориального планирования, не были урегулированы на согласительном совещании, Министерство регионального развития Российской Федерации готовит сводное заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования.

В сводном заключении указывается, на основании каких заключений федеральных органов и протоколов согласительных совещаний подготовлено такое заключение.

Сводное заключение подписывается руководителем Министерства регионального развития Российской Федерации (заместителем руководителя Министерства, уполномоченным на подписание сводных заключений) (пункт 2.4 Порядка).

Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (пункт 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <...> № <...>).

Пунктом 4 указанного Постановления предусмотрено, что Федеральное агентство лесного хозяйства до <...> согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).

Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства. Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться представительным органом местного самоуправления.

Оспариваемым генеральным планом в границы населенных пунктов А. сельского поселения Омского муниципального района Омской области включены лесные участки лесного фонда Усть-Заостровского участкового лесничества, урочище бывшее А. лесничество, а именно:

- в границы <...> в квартале 78 выдел 25 часть, выдел 26, выдел 33, в квартале 96 выдел 1 часть, в квартале 97 выдел 2;

- в границы д. Смирновка в квартале 68 выдел 72, в квартале 72 выдел 39;

- в границы <...> в квартале 95 выдел 7 часть, в квартале 97 выдел 3, выдел 7, выдел 91 часть, выдел 92, выдел 93, выдел 124 часть;

-в границы <...> в квартале 89 выдел 58, выдел 71, выдел 81, в квартале 97 выдел 10, выдел 11, выдел 96, выдел 125, выдел 126, в квартале 98 выдел 8, выдел 13, выделы 24, 25, 26, выдел 29 часть, выдел 30, выдел 33, в квартале 99 выдел 2, выдел 4.

Данное обстоятельство подтверждено заключением Федерального государственного бюджетного учреждения «Р.» от <...>, основанным на результатах картографического наложения материалов лесоустройства на карту (схему) границ населенных пунктов, входящих в состав поселения (л.д. 12-16 том 1, л.д. 94 том 2).

В ходе судебного разбирательства специалистом ФГБУ «Р.» Ганжа Н.Н. пояснила, что <...> состоялось рабочее совещание (встреча) с разработчиком генерального плана, по результатам которого подтверждено включение земель лесного фонда в границы населенных пунктов А. сельского поселения Омского муниципального района Омской области, о чем в адрес Омского областного суда составлено письмо от <...> (л.д. 37 том 2).

Право собственности Российской Федерации на спорные лесные участки подтверждены представленными свидетельствами о государственной регистрации права и выпиской из государственного лесного реестра (л.д. 17-19, 84).

Анализируя вышеназванные доказательства в совокупности, суд находит установленным факт включения лесных участков земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы населенных пунктов А. сельского поселения Омского муниципального района Омской области.

Доводы административного ответчика о соблюдении процедуры согласования проекта генерального плана не могут быть приняты во внимание.

Согласно информации Федерального агентства лесного хозяйства от <...> и Министерства экономического развития Российской Федерации от <...> проект генерального плана А. сельского поселения Омского муниципального района Омской области на рассмотрение не поступал (л.д. 20, 70 том 1).

В связи с чем согласование проекта генерального плана сельского поселения с Министерством имущественных отношений Омской области, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области, Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, получение положительного заключения Правительства Омской области не свидетельствует о соблюдении процедуры согласования проекта генерального плана.

Ссылка административного ответчика на отсутствие необходимости согласования проекта генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по причине не включения в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда опровергается совокупностью доказательств, представленных административным истцом, в том числе схемой расположения проекта границ населенных пунктов А. сельского поселения Омского муниципального района на материалах лесоустройства 2009 <...> участкового лесничества (ур. Бывшее А. лесничество) Омского лесничества Омской области (л.д. 16 том 1).

Судом также отклоняются доводы административного ответчика об отсутствии нарушения прав собственности Российской Федерации, поскольку лесные участки не обладают уникальными характеристиками, позволяющими определить их точные координаты на местности.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (часть 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах, о лесных участках.

То обстоятельство, что земельные участки лесного фонда не были поставлены на кадастровый учет, при том, что сведения о них имелись в лесном реестре, не свидетельствует о правомерности их включения в границы населенных пунктов А. сельского поселения Омского муниципального района Омской области.

Таким образом, при издании решения С. А. сельского поселения Омского муниципального района Омской области от <...> № <...> «Об утверждении новой редакции генерального плана А. сельского поселения Омского муниципального района Омской области» согласование проекта соответствующего документа территориального планирования муниципального образования в части включения в границы населенных пунктов лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом отсутствовало.

Следовательно, решение об утверждении генерального плана населенного пункта, принятое без предусмотренного действующим законодательством согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населенного пункта лесных участков, принято с нарушением норм действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с абзацем 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...> № <...> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку генеральный план фактически применялся, оспариваемое решение подлежит признанию недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.

С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании «Омский муниципальный вестник» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

признать недействующим со дня вступления настоящего решения в силу решение С. А. сельского поселения Омского муниципального района Омской области от <...> № <...> «Об утверждении новой редакции генерального плана А. сельского поселения Омского муниципального района Омской области» в части включения в границы А. сельского поселения лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Усть-Заостровского участкового лесничества (урочище бывшее А. лесничество) Омского лесничества Омской области, а именно:

- в границы <...> в квартале 78 выдел 25 часть, выдел 26, выдел 33, в квартале 96 выдел 1 часть, в квартале 97 выдел 2;

-в границы д. Смирновка в квартале 68 выдел 72, в квартале 72 выдел 39;

- в границы <...> в квартале 95 выдел 7 часть, в квартале 97 выдел 3, выдел 7, выдел 91 часть, выдел 92, выдел 93, выдел 124 часть;

-в границы <...> в квартале 89 выдел 58, выдел 71, выдел 81, в квартале 97 выдел 10, выдел 11, выдел 96, выдел 125, выдел 126, в квартале 98 выдел 8, выдел 13, выделы 24, 25, 26, выдел 29 часть, выдел 30, выдел 33, в квартале 99 выдел 2, выдел 4.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                              Цериградских И.В.

3а-21/2018 (3а-89/2017;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчики
Совет Ачаирского сельского поселения Омского муниципального района Омской области
Другие
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области
Главное управление Лесного хозяйства Омской области
Управление Федеральной службы Государственной регистрации, Кадастра и картографии по Омской области
ФГБУ «ФКП «Росреестра» Омской области
ФГБУ «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект» Омский филиала
Суд
Омский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.oms.sudrf.ru
21.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
22.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
12.01.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2018[Адм.] Судебное заседание
01.02.2018[Адм.] Судебное заседание
05.02.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее